Родительский клуб "Речевичок"
проект по логопедии (старшая группа)

Кострова Оксана Сериковна

В данном материале описана взаимосвязь логопеда с родителями, план работы, методы и приемы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_rechevichok.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 комбинированного вида «Сказка»

Родительский  клуб

«Речевичок»

        

Учитель-логопед:

Кострова О.С.

г.Карасук


ОБОСНОВАНИЕ

«Родители являются первыми педагогами.

Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»

 (Закон РФ «Об образовании», ст.18).

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Некоторые родители считают, что, отдав своего ребёнка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе.

Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д

Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными  участниками образовательного процесса. 

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка.

Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.

Одной из действенных форм по вовлечению родителей в деятельность дошкольного учреждения является создание детско-родительских клубов.

Исходя из вышеизложенного, возникла идея создания детско-родительского клуба «Речевичок» в старшей  группе №14 «Буратино».

Функционирование клуба предполагает создание условий для равноправного участия детей и родителей в игре.

        Посещение клуба позволит родителям научиться по - новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях.

Цель: создание   единого воспитательно-образовательного пространства детского сада и семьи.

Задачи: повышать педагогическую культуру родителей; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; познакомить родителей со специальными методическими приёмами, необходимыми для проведения игр и игровых занятий речевой направленности в домашних условиях; выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Тип проекта родительского клуба: практико-ориентированный, одногодичный, открытый, коллективный.

Организация деятельности клуба

  • Работа родительского клуба осуществляется в группе №7   старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ детский сад №8 «Сказка» г.Карасук.
  • Заседания проводятся 1 раз в месяц.
  • Работа клуба проводится согласно годовому плану.
  • Тематика заседаний касается речевого развития детей в их совместной деятельности с родителями в домашних условиях, используя игры и подручные средства (в качестве дидактических пособий), а также проблем родителей в воспитании детей.

Формы работы клуба:

  • Беседы и дискуссии за круглым столом;
  • Анкетирование, тестирование, экспресс-опрос;
  • Обсуждение педагогических ситуаций:
  • Моделирование игровых и проблемных ситуаций;
  • Практические советы и рекомендации;
  • Тренинги;
  • Презентации семейного опыта;
  • Мастер-класс.

Принципы взаимодействия с родителями:

  1. целенаправленность - привлечение всех родителей  к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
  2. плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;
  3. дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи;
  4. индивидуального подхода -  учёт возрастных  и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
  5. сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым заданиям, получаемой информации;
  6. стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путём изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
  7. доброжелательность, открытость и  партнёрство - объединение усилий детского сада  и семьи  для наиболее эффективного взаимодействия.

Ожидаемые результаты: повышение педагогической культуры родителей; ознакомление родителей со специальными методическими приёмами, необходимыми для проведения игр и игровых занятий речевой направленности в домашних условиях; оптимизация детско-родительских отношений; возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. 

Документация клуба: перспективный план работы; протоколы заседаний детско-родительского клуба.

Материально-техническое оснащение: ноутбук, устройство USB с музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы - презентации MicrosoftPowerPoint, наглядный и раздаточный материал.


План работы родительского клуба

 «Речевичок»
на 2023-2024  учебный год

Месяц

Мероприятия

Формы работы

Октябрь

1. Заседание клуба «Добро пожаловать»

- Введение родителей в тему предстоящих занятий в семейном клубе (цель, задачи клуба; обосновать название - проблемы современности, актуальность).

- Итоги анкетирования.

- Особенности речевого развития ребёнка 5-6 лет.

2. Консультация «Как не надо говорить с ребёнком».

Презентация.

Анкета.

Вопрос – ответ.

Консультация.

Ноябрь

1. Заседание клуба «Обычные и не обычные книги»

- Влияние художественного слова на формирование личностных качеств ребёнка и его речевое развитие.

- Подбор литературы для чтения детям

2. Консультация «Как правильно читать детям»

Обмен мнениями.

Поисковая деятельность.

Викторина.

Консультация.

Декабрь

1. Заседание клуба «Сказка в жизни вашего ребёнка» с элементами игротренинга «Мы - артисты»

- Притягательность сказки

- Элементы театральной деятельности, как особый вид игры дошкольников

- Речевое перевоплощение, что это?

- Организуем театр дома.

2. Консультации для родителей:

«Театральная деятельность, изготовление героев сказок из бросового материала»

Литературный КВН

Инсценировка.

Домашнее задание:

в рамках заседаний клуба «Обычные и не обычные книги»,  «Сказка в жизни вашего ребёнка» создать фотоальбом «Читающая семья»

Январь

1. Заседание клуба «Мы найдём слова везде»

- Развиваем речь. «Игры на ходу».

2. буклет «Артикуляционная гимнастика»

Мастер-класс.

Буклет

Февраль

1. Заседание клуба

«Играем пальчиками и развиваем речь»

- Познакомить родителей с игровыми упражнениями, направленными на формирование звуковой культуры речи, научить родителей применять полученные навыки развития речи в условиях семьи.

2. Буклет «Играем пальчиками- развиваем речь»

Игровой тренинг (пальчиковые игры, этюды)

Буклет

Март

1. Заседание клуба

«Игра не забава. Домашняя игротека»

- Занятие с элементами игровой терапии

- Эти обычные необычные игрушки

Ответ - вопрос.

Проблемно-поисковая деятельность.

Подготовительная работа к следующему заседанию: принести письменное описание одной - двух игр, соответствующих теме заседания клуба, оформленных на альбомном листе А4, для оформления картотеки.

Апрель

 1. Заседание клуба «Игры нашего детства»

 - Способствовать формированию умения использовать народные игры и забавы  в речевом развитии детей.

- Способствовать формированию единения взрослый-ребёнок; толерантности коллектива родителей группы; преемственности поколений через игру.

Вечер народных игр и забав.

Обмен мнениями

Май

1. Круглый стол «Мы вместе!»        

- Подведение итогов  работы клуба за учебный год. 

- Получить обратную связь от участников клуба.

Обмен мнениями

Для оценки результатов работы с родителями по данному направлению мною был самостоятельно разработан диагностический инструментарий:

Анкеты на тему:

  1. «Что я знаю о речевом развитии детей?»,
  2. «Удовлетворённость родителей результатами совместной с педагогами детского сада работы по речевому развитию детей».

Анкета:«Что я знаю о речевом развитии детей

1. Как Вы считаете, какова основная цель речевого развития дошкольника?

а) научить полноценно общаться со сверстниками и взрослыми

б) учить слушать литературные произведения

в) учить пересказывать литературные произведения

г) речь развивается самостоятельно

2. По каким признакам Вы отмечаете, что в детском саду ведётся работа по развитию речи (можно выбрать несколько вариантов ответа)?

а) ребёнок рассказывает новые стихотворения

б) речь ребёнка обогащается новыми словами

в) обновление книжного уголка в группе

г) ребёнок узнаёт и рассказывает о новых произведениях

3. Читаете ли Вы своему ребёнку сказки, стихи, рассказы?

а) много, постоянно

б) читаем, но редко

в) не читаем

4. Любит ли ребёнок слушать, когда ему читают?

а) любит, подолгу слушает

б) когда как

в) не любит

5. Что больше нравиться вашему ребёнку?

а) сказки

б) стихи

в) рассказы

6. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм?

а) да, часто

б) иногда

в) не проявляет

7. Играете ли Вы со своим ребёнком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет

8. Проводите ли Вы со своим ребёнком работу по совершенствованию его речи?

а) да

б) нет

в) какую

9. Как оцениваете речь Вашего ребёнка в целом?

а) неудовлетворительно

б) удовлетворительно

в) хорошо

10. Хотели бы Вы освоить приёмы работы по развитию речи ребёнка?

а) да

б) нет

11. Считаете ли Вы, что семья должна принимать непосредственное участие в исправлении речевых нарушений у ребёнка?

а) да, только при объединении усилий логопеда, воспитателей и семьи

можно добиться хороших результатов

б) да, но мы не знаем, что нужно делать

в) нет, это задача логопеда

г) другой вариант

12. Какие темы по развитию речи, вопросы по коррекции звукопрозношения у ребёнка Вы хотели бы обсудить?

Анкета:

«Удовлетворённость родителей результатами совместной

с педагогами детского сада работы по речевому развитию детей»

1. Созданы ли условия для работы по речевому развитию детей в группе?

а) да, полностью

б) частично

в) нет

2. Какие источники Ваших знаний о речевом развитии ребёнка?

3. Удовлетворены ли Вы речевым развитием Вашего ребёнка в группе?_

а) да, полностью

б) частично

в) нет

4. Какая помощь от воспитателей Вам требуется по проблеме

речевого развития Вашего ребёнка?

а) словарная работа

б) звукопроизношение

в) интерес к чтению книг

г) скороговорки

д) уделить внимание пересказу

е) сообщать о проблемах ребёнка

ё) помощь не нужна

5. Ваши предложения и пожелания по работе детского сада и группы в речевом развитии детей. __________________________________________________________________
_________________________________________________________________

Заседание клуба «Речевичок» №1

«Учим детей общаться»

Цель:

Формирование у родителей установки на сотрудничество со специалистами детского сада, как обязательного условия достижения качественных результатов в данном направлении

  1. Консультация: «Особенности развития речи детей 5-6 лет»

а) результаты педагогического наблюдения

б) выявленные «проблемные поля»

в) решение задач по речевому развитию в учебном году

2. Информационный лист: «Давайте задумаемся, всегда ли правильно

звучит наша речь»

3. Рекомендации для родителей: «Речь родителей - пример для

подражания детьми.

4. Практическое занятие:

а) «Мастер-класс: Пальчиковая гимнастика: «Волшебный пряник» (Г.М.Бородина-учитель-логопед)

(развиваем мелкую моторику в творчестве)

5. Памятка для родителей: «Упражнения для развития речи детей 5-6 лет

в домашних условиях».

Заседание клуба «Речевичок» №2

«Книга – это открытие мира»

Цель:

Повышение уровня педагогической компетентности родителей, обогащение их знаний, в вопросах речевого развития детей через различные виды деятельности.

1. Консультация: «Сказка в формировании связной речи детей».

2. Рекомендации для родителей: «Книга и театр – рука об руку».

3. Практическая часть:

а) Мастер – класс: «Сам себе логопед» (Г.Н.Карпенко - учитель-логопед)

«Техника речи»: «Артикуляционная гимнастика

«Скороговорки, чистоговорки с разным темпом речи»

4. Памятка для родителей: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Заседание клуба «Речевичок» №3

«Семейная гостиная»

Цель:

Обогащение родителями практического опыта всестороннего речевого развития речи детей в условиях семьи

1.Консультация: «Факторы успешного речевого развития».

2. Буклет: «Поговори со мной».

3. Рекомендации для родителей: «Развитие речи и памяти детей

старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»

а) понятие «мнемотехники»

б) принципы технологии

в) этапы работы с мнемотаблицами

3. Практическая часть:

а) «Расскажи стихи руками».

б) «А мы, делаем так!» - Игровой тренинг

Обмен опытом между родителями по речевому развитию детей

в домашних условиях. (полезные игры дома на развитие речи).

в) Мастер-класс: «Развиваем пальчики - развиваем речь»

(И.В.Голышева - педагог дополнительного образования по ИЗО)

4. Памятка: «Этапы работы с мнемотаблицами в домашних условиях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"

Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...