Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
консультация по логопедии

Филатова Антонина Владимировна

совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Журнал взаимодействия24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима»

1. Развитие общей моторики

Как на горке снег, снег,                   поднимают руки вверх.
И под горкой снег, снег,                                     приседают
И на елке снег, снег,                      
показывают ветки елки 
И под елкой снег, снег,                                          
приседают
А под елкой спит медведь,                        
изображают медведя 
Тихо, тихо, не шуметь.                                
грозят пальцем 

2. Развитие мелкой моторики

Упражнение «Летят снежинки».

Ладони-тучки — над столом. Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....
3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Сдуй снежинку»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

«Запомни и повтори слоговой ряд»

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  • Назвать признаки зимы: солнце греет мало; дни короткие, ночи длинные; холодно; земля, деревья, крыши домов покрыты снегом; деревья стоят голые; перелетные птицы улетели в теплые края; люди одеты в теплую одежду.
  • Подобрать синонимы и антонимы. Зимой ветер (снег, мороз, погода, солнце, небо, деревья) какой?(какая? какое? какие?) Холодный — теплый, солнечный —… , пасмурная — ...
  • Согласовать существительные с прилагательными (игра «Подбери признак»): снег (какой?) — ..., мороз (какой?) — ..., сосулька (какая?) — ..., зима (какая?) — ... ;
  • Подобрать существительные к глаголам и составить с ними предложения: наступает (что?) — ..., валит ..., свищет ..., бушует ..., кружится ..., замерзает ..., блестит ..., лепят ... . За окном свищет вьюга. В воздухе  кружатся снежинки.
  • Объяснить значение и происхождение слов: гололед, снегопад, метель, вьюга, оттепель, хоровод, снегирь, снеговик, прорубь.

7. Развитие связной речи (предварительная работа)

  • Учить детей заканчивать предложение, например:

«Наступила … зима. Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака».

  • Составление рассказов по сюжетным картинам: «Снеговик», «На прогулке», «Саша и снеговик»,  «Как мы лепили снеговика».

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Фет А. «Чудная картина». Никитин И. «Песня».

Тема: «Деревья»

1. Развитие общей моторики

        Движения                                                    Текст

Ветер дует нам в лицо,                        Дети машут руками перед собой.

Закачалось деревцо.                                Покачиваются .

Деревцо все ниже, ниже.                        Приседают.

Ну а ветер выше, выше.                        Встают и тянут руки вверх.

2. Развитие мелкой моторики

Раз два, три, четыре, пять,

Будем деревья мы считать.

Береза, дуб, осина,

Сосна, каштан, рябина.

(дети проговаривают слова и поочередно загибают пальцы)

3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Сдуй листочек»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игры «Назови звуки по порядку», «Живые звуки»

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  • Расширить и уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках).
  • Показать детям иллюстрации с лиственными деревьями: береза, клен, липа, осина, рябина, дуб и т.д. и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья; показать гербарии с плодами и листьями этих деревьев, обратить внимание на изменение окраски листьев осенью.
  • Образовать относительные прилагательные (игра «Назови лист»): лист березы — березовый, лист клена — ..., лист осины — ..., лист липы — лист рябины — ....
  • Подобрать родственные слова: лист — листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад; гриб — грибок, грибной, грибник, грибница.
  • Подобрать действия к предмету: листья — вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают.

7. Развитие связной речи (предварительная работа)

Составление описательного рассказа по предметной картине «Ель».

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Есенин С. «Белая береза» Токмакова И. «Рябина»

Сладков Н. «Дуб и ветер»

Тема: «Зимующие птицы»

1. Развитие общей моторики

Движения                                                    Текст

Птички прыгают, летают.                                  Дети прыгают,

Крошки птички собирают                                  «клюют»,

Перышки почистили,                                        изображают,                                  

Клювики почистили.                                          машут руками,

Птички летают, поют,                                        наклоняются.

Зернышки клюют.

2. Развитие мелкой моторики

Руками изобразить летящую птицу

3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Помоги птичке взлететь»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игры «Отбери картинку на заданный звук»

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  • Назвать зимующих птиц: снегирь, синица, голубь, воробей, ворона, сорока, дятел и т.д.; рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки; объяснить, почему они называются зимующими; рассказать о том, как люди помогают птицам зимовать.
  • Угадывать по описанию внешних признаков перелетных птиц (игра «Узнай птицу по описанию»). Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
  • Образовывать существительные во множественном числе (игра «Один — много»): ворона — вороны, снегирь — ..., галка — ..., воробей — ....
  • Согласовать числительные с существительными (игра «Счет птиц»): один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев; первая ворона, вторая ворона, ... пятая ворона.
  • Упражняться в словообразовании (игра «Назови ласково»): воробей — воробушек, воробьишко; галка — ..., снегирь — ..., синица — ... . Составить предложения. На кормушку прилетела синичка. Воробушки клюют хлебные крошки.
  • Отгадать загадки про зимующих птиц.

7. Развитие связной речи (предварительная работа)

Игра «Скажи дальше» — договаривание предложений с предлогом НА.

Ворону мы сажаем (на снег). Сорока уселась (на пень).

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

В. Бурлак «Зимнее яблоко» К. Ушинский «Ворона и сорока»

Сладков Н. «Воробей»

Тема: «Новый год»

1. Развитие общей моторики

«Дед Мороз»

        Текст                                                                    Движения

С новым годом! С новым годом!                        Дети стоят лицом в

Здравствуй, дедушка Мороз!                              круг, кланяются.

Он из леса мимоходом                                     Идут по кругу, изображают,

Елку нам уже принес                                      как несут елку на плече.

На верхушке выше веток                                Поднимают руки вверх.

Загорелась как всегда,                                             Опускают руки.

Самым ярким, жарким светом                     Снова поднимают руки

Пятикрылая звезда.                                    и скрещивают их над головой.

2. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

Праздник приближается,             Поднимают руки вверх «к макушке»,

Ёлка наряжается.                           опуская их вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игрушки:             Поочередно соединяют большой палец

Бусы, шарики, хлопушки.                                  с остальными.

А здесь фонарики висят,            Крутят ладошками в воздухе «фонарики».

Блеском радуют ребят.

3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Согрей ладошки»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Звуковой поезд»  Определить звук в слове и поместить картинку в нужный вагон (первый вагон – звук в начале слова, второй – в середине, третий – в конце слова).

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  • Рассмотреть иллюстрации по теме «Новый год»; побеседовать о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку, кто «приходит» на новогодний праздник и т.п.
  • Образовывать относительные прилагательные: стеклянная сосулька, пластмассовый шарик, деревянная лошадка, металлическая звездочка и т.д.
  • Составить предложения с предлогами  на, под  по демонстрированным действиям, сюжетным картинкам. Лена повесила игрушки на елку. Под елкой лежат подарки. 
  • Подобрать антонимы (игра «Скажи наоборот»): Снегурочка добрая, а баба Яга злая, Дед Мороз большой, а гном - … , зайчик доверчивый, а лиса - … , и т.д.
  • Выучить стихотворение по теме.

7. Развитие связной речи 

Пересказать рассказ: «Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!»

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

С.Я. Маршак «12 месяцев», С.Дрожжин «Дедушка Мороз», Н.А. Некрасов «Мороз-воевода», З.Александрова «Дед Мороз», Русская народная сказка «в гостях у дедушки мороза»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе комбинированной направленности.

В журнале предусмотрена как фронтальная, так и индивидуальная работа по заданию логопеда и включает в себя следующие разделы: * Тема на неделю * Упражнения на развитие артикуляционной моторики и ды...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

     Работа воспитателей с детьми по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Для этог...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Журнал разработан для педагогов, строящих свою работу на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)&ra...

журнал взаимодействия учителя - логопеда с воспитателем

журнал взаимодействия учителя - логопеда с воспитателем...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе...

Журнал взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями подготовительной группы к школе компенсирующей направленности

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осушествляет в ра...