Рабочая программа учителя-логопеда в ДОУ
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Голушко Евгения Александровна

Рабочая программа учителя-логопеда в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  № 13 «АРБУЗЁНОК» ГОРОДА СОЛЬ-ИЛЕЦКА

Принято на заседании                                                              «Утверждаю»

педагогического совета               Заведующий МДОАУ № 13 «Арбузёнок»

 «___» _________2023 г.               _____________________ Панкеева Е.В.

 Протокол №________                  «___»________________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция речевых нарушений у старших

дошкольников в условиях логопедического пункта

ДОУ»

Рассчитана на воспитанников 6- го и 7 го года жизни.

Составила:

Учитель-логопед МДОБУ № 13 «Арбузёнок»

Голушко Евгения Александровна

Соль-Илецк

2023

Структура Рабочей программы

1.Пояснительная записка

2.Характеристика возрастных особенностей воспитанников

2.1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР

2.2.Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФНР

2.3. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР III-IVуровней

3.Цель и задачи программы

4.Целевой компонент Рабочей программы учителя-логопеда ДОУ

4.1.Целевые ориентиры по образовательной области «Речевое развитие»

4.2. Планируемые результаты логопедической работы

4.3.Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

5.Содержательный компонент Рабочей программы логопеда ДОУ

5.1.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

5.2.Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ

5.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда

  1. Пояснительная записка

Актуальность проблемы. Введение в педагогическую практику федеральных государственных образовательных стандартов связано с необходимостью соответствия содержания дошкольного образования требованиям Федерального закона «Об Образовании в РФ» (далее – Закон), согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование предпосылок учебной деятельности. Со всеми этими задачами должны справляться механизмы, разработанные в государственных стандартах. Особенность дошкольного возраста заключается в том, что достижения детей нельзя назвать простой суммой конкретных знаний, умений и навыков. Скорее, цель дошкольного образования – сформировать совокупность личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования продиктовано также необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для обучения в системе общего образования. Приказом № 1155 от 17 октября 2013 года Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт Центр Развития Педагогики Инновационные технологии в образовании город Санкт-Петербург дошкольного образования (далее – Стандарт, ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Принятие документа дает родителям и детям гарантию доступности и качества дошкольного образования. ФГОС ДО введен в действие с 01 января 2014 года, представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

25 ноября 2022 года Приказом Министерства просвещения РФ № 1028 утверждена федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – ФОП ДО). ФОП ДО разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2022 г. № 874.

ФОП ДО позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего Центр Развития Педагогики Инновационные технологии в образовании город Санкт-Петербург ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

ФОП ДО определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. ФОП ДО разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). ФГОС ДО и ФОП ДО являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования.

Успех коррекционной работы на логопункте МДОАУ № «13» мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса. Многие трудности в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей программы коррекционно-развивающей деятельности логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Голушко Евгении Александровны рассчитана на 2023-2024 учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР, заикание, дизартрия, дислалия, алалия), зачисленных по результатам обследования и решением ПМПк на логопедический пункт ДОУ.

Данная Рабочая программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности логопеда составляют:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Федеральная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ФОП ДОО).
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Распоряжение Минпросвещения Российской Федерации от 06.08. 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».  
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  •  Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;  
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;  
  • Положение о логопедическом пункте ДОУ;
  • а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач федеральной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями, зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

  1. Характеристика возрастных особенностей воспитанников
  1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР - это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. У таких детей в сочетании нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками, что в свою очередь влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

  • недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков,
  • замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки, заменяются простыми,
  • смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам,
  • другие недостатки произношения.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается:

  • в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • в затруднениях при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также - слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
  • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
  • отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФНР в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

  • поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
  • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
  • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
  • в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
  1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФНР

Фонетическое нарушение речи (ФНР) - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата.

В отличие от детей с ФФНР дети с ФНР не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.

Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается (моторное нарушение речи).

Такие расстройства могут проявляться:

  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное - ш и т.д.

Чаще всего нарушаются:

  1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
  2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
  3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
  4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

  1. Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР

Общее недоразвитие речи - речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи, при  нормальном слухе и первично сохранным интеллектом.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

ОНР IIIуровня речевого развития. Характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

ОНР IV уровня речевого развития. К данному уровню относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. При ОНР IV  уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

3.Цель и задачи программы

Цель программы – организация системы коррекционно-развивающей работы логопункта ДОУ, обеспечивающей  механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующей развитию личности ребёнка и эффективному усвоению им содержания образовательной программы ДОУ.

Задачи Рабочей программы:

•        обследование детей и выявление среди них, нуждающихся в профилактической и коррекционно-развивающей помощи;

•        изучение уровня речевых, познавательных особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы;

•        систематическое проведение профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми;

•        овладение воспитанниками нормами речи;

•        развитие навыков свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, социализация ребенка;

•        формирование у родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

Достижение поставленной цели и решение задач Рабочей программы осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Таким образом, основной идеей Рабочей программы учителя-логопеда на 2023 - 2024 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

  1. Целевой компонент Рабочей программы логопеда ДОУ

5.1.Целевые ориентиры по образовательной области

«Речевое развитие»

Результаты освоения Рабочей программы логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

5.2. Планируемые результаты логопедической работы

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования:

-  1 раз среди учебного года с внесением последующих коррективов в перспективные планы индивидуальной работы и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса,

- итоговое  логопедическое обследование с 15 по 30 мая для анализа результатов коррекционно-развивающей работы.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ, ежегодном отчете логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ.

Согласно основной цели и задачам Рабочей программы, планируемые результаты логопедической работы следующие:

•        ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

•        ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

•        ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

•        педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-развивающий процесс, взаимодействуют с учителем-логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

Основным планируемым результатом работы Рабочей программы является достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, и обеспечивающего его социальную адаптацию и интеграцию  в обществе; предупреждение в усвоении школьных знаний возможных трудностей, обусловленных нарушениями речи.

5.3.Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедический пункт ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

1.Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все изученные звуки;

2.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

3.Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

4.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

- правильно употребляет соответствующие термины.

Ребенок 6-7летвыпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

1.Нормализация фонетической стороны речи:

- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;

- Дифференцирует все звуки;

2.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

3.Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

4.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов;

- понимает смыслоразличительную роль фонемы.

  1. Содержательный компонент Рабочей программы логопеда ДОУ

6.1.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Рабочая программа учителя-логопеда логопункта ДОУ на 2023 – 2024 учебный год составлена на основе типовой базовой программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) с учетом положений программы ДОУ, ФГОС ДО, ФОП ДО рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
  • Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
  • Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Основными направлениями работы логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:

  1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
  2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
  3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
  4. Формирование грамматического строя речи:

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

В) словообразование;

  1. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
  2. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

6.2.Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ФНР у детей, зачисленных на логопункт ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Формы организации обучения на логопедическом пункте ДОУ – подгрупповые и индивидуальные занятия. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:

1 период – сентябрь – ноябрь;

2 период – декабрь – февраль,

3 период – март – май.

Логопедическое обследование детей подготовительной и старшей групп проводится с 1 по 15 сентября.

 Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту занятий, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп. Учитель-логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с учителем-логопедом. Регламент логопедических занятий составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы. В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФНР и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР - 1 год. Согласно положению о логопедическом пункте ДОУ, в течение года на логопункте занимаются до 20 детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

Направления коррекционной логопедической  работы

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

6.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда

Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда Голушко Е.А., были составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ на 2023 - 2024 учебный год:

- Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического кабинета (Приложение 1)

Годовой план работы (Приложение 2) учителя-логопеда на 2023-2024 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;

-  Перспективный план работы (Приложение 3) с детьми 5-6 лет с ФНР, ФФНР;

-  Перспективный план работы (Приложение 4) с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР, ОНР;

- Календарно-тематическое планирование (Приложения 5) логопедической работы ДОУ на 2023 - 2024 г.

- Календарное планирование лексических тем логопедической работы (Приложение 6)

-  Речевые карты (Приложение 7) на каждого ребёнка.

Перспективное планирование индивидуальной логопедической работы (Приложение 8) на логопедическом пункте ДОУ на 2023-2024 учебный год.

ПРИЛОЖЕНИЯ

к Рабочей программе

Приложение 1

Список рекомендуемого оборудования и мебели

логопедического кабинета

  • Настенное зеркало для логопедических занятий;
  • Зеркала для индивидуальной работы;
  • Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
  • Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
  • Пенал для пособий и методической литературы;
  • Полка настенная для пособий и методической литературы;
  • Письменный стол для работы учителя-логопеда;
  • Стул для логопеда;
  • Стол для занятий с детьми;
  • Стулья детские;
  • Оконная тюль.

Литература

1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина  Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993

2.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978

3.Г.В. Чиркина  Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009

4. Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР.

5. З.Е. Агранович Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс,2002

6.О.И.Крупенчук Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

7.Е.А.Пожиленко Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002

8.Е.В. Кузнецова  Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999

9.А.В. Ястребова Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999

10.Р.А. Кирьянова  Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002

11. В.И. Руденко  Домашний логопед.-Ростов на Дону: Феникс,2002

12. Г.С. Швайко Игровые упражнения для развития речи.-М.: Просвещение,1988

13.  З.Е. Агранович Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005

14.Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова  Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.: ГНОМ,2000

15. В.В. Коноваленко Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН. – М.: ГНОМ,2005

16.Н.В.Курдвановская Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007

17.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009

18.Е.А. Борисова Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008

19. Э.Ф.Курмаева Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. -Волгоград: Учитель,2011

20.О.В.Тырышкина Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011

21.  Е.Л. Ворошилова  Коррекция заикания у дошкольников.-М.:Сфера,2012

22.А.Ф. Рыбина  Коррекция звукопроизношения у детей. - Волгоград:Учитель,2001

23. Н.В. Нищева Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001

24. О.Б. Иншакова  Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

25.А.В.Ястребова Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001

26. Т.Ю. Бардышева Учусь пересказывать.-М.:Карапуз,2003

27.Э.М.Курицына Большая книга занятий по развитию речи. М.: РОСМЭН,2005

28. О.И. Крупенчук Пальчиковые игры для детей. - С.П.:Литера,2005

29.Н.В.Нищева Будем говорить правильно. - С.П.:Детство-Пресс,2002

30.О.С.Гомзяк Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007

31.О.В. Жохова Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:Сфера,2010

32. Е.Н.Косинова Уроки логопеда.-М.:Эксмо, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...