Логопедическое занятие с использованием нетрадиционного метода «Фокусы» по автоматизации свистящих звуков в предложениях и связной речи у детей старшей группы «Как Лисы Зайцев догоняли».
план-конспект занятия по логопедии

Смирнова Ирина Владимировна

Логопедическое занятие с использованием нетрадиционного метода «Фокусы» по автоматизации свистящих звуков в предложениях и связной речи у детей старшей группы «Как Лисы Зайцев догоняли».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie._ochnyy_etap.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Савинский детский сад № 3

Логопедическое занятие с использованием нетрадиционного метода «Фокусы» по автоматизации свистящих звуков в предложениях и связной речи у детей старшей группы «Как Лисы Зайцев догоняли».

Разработала и провела:

Смирнова Ирина Владимировна,

Учитель-логопед

Цель: закрепление и дифференциация у детей правильного произношения свистящих звуков в предложениях и связной речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить знания  детей о предлогах –за; - из; - в, и их  правильном употреблении.
  2.  Закрепить использование существительных в родительном падеже единственного числа.
  3. Дать возможность применить на практике правильное произношение и дифференциацию звуков С и З в предложениях и связной речи.

Развивающие:

  1. Продолжить развивать умение детей менять темп и ритм речи.
  2. Продолжать развивать чувствительность нервных окончаний ладоней и моторики рук детей.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Формировать познавательную активность, внимание и логическое мышление у детей-логопатов.

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Образовательные области:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

        Виды деятельности: игровая,  коммуникативная, двигательная.

Действующие лица и оборудование: главный фокусник (учитель-логопед), картинки четырёх зайцев, четырёх лис, четырёх замков и четырёх сторожей; «волшебная книжечка»; «волшебная клетка»; детский массажный мячик с шипами, аудиозапись «Послание Зайца».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем вы догадаетесь, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие, хочу вас спросить: вы любите фокусы?

- Ответы детей (Да! Конечно!)

- Тогда смотрите и слушайте внимательно. Обратите внимание, какие звуки будут встречаться чаще остальных.

Демонстрация учителем-логопедом фокуса «Зайцы и Лисы».

Логопед начинает рассказ о зайцах и лисах, выкладывая на стол соответствующие тексту картинки. При повторах фокуса дети сами поочерёдно пересказывают эту историю, упражняясь в дифференциации свистящих звуков в речи.

«Четыре зайца и четыре лисы пришли в гостиницу. Зайцев поселили парами в два номера, а лис поселили парами в другие два номера. Для безопасности хозяин гостиницы каждый номер закрыл на замок и поставил к дверям по сторожу».

Собрав все четыре стопочки картинок, логопед спрашивает у детей, сколько часов спал хозяин гостиницы, и столько же раз снимает и перекладывает в низ стопки любое количество карточек. Затем он раскладывает картинки рисунками вниз по одной штуке в четыре угла,  продолжая свой рассказ:

«И вот что увидел хозяин гостиницы: все сторожа спокойно спят в одном номере, четыре замка сложены в другом номере, а лисы забрались в номера зайцев!».

- Итак, ребята, вы уже догадались, с какими звуками мы будем сегодня работать и кому  будем помогать?

- Со звуками С и З,будем помогать зайцам убегать от лис.

 - Верно. Я буду главным фокусником, а вы будете моими помощниками. Согласны?

- Да!

-Проходите к стульчикам  и присаживайтесь поудобнее.

  1. Основная часть

Фокус «Заяц гонится за Лисой»

- Посмотрите, у меня есть маленькая «волшебная книжечка» (логопед демонстрирует детям, что в ней всего 2 страницы с картинками). Ребята, что вы видите? Дети по картинкам составляют предложение:

- Лиса гонится за Зайцем.

Логопед взволнованно закрывает книжечку, опасаясь за жизнь Зайчика. Он напоминает зрителям о том, что книжечка эта волшебная, и предлагает попросить её:

-Волшебная книжечка, спаси Зайчишку!

Фокусник вновь раскрывает «волшебную книжечку». И дети с удивлением видят, что теперь уже…

- Заяц гонится за Лисой.

- Кто хочет попробовать себя в роли главного фокусника? Логопед выбирает одного ребенка для самостоятельной демонстрации фокуса и напоминает о правильном произношении свистящих звуков.

- Дима, тебе понравилось «волшебничать?»

- Ответ ребёнка.

- Ребята, какое «маленькое, специальное» слово вы здесь использовали?

-Ответы детей. Если у них возникают трудности, то логопед задаёт наводящие вопросы, помогает вспомнить о предлогах.

- Замечательно, ребята, так как лисы пробрались в номера к зайцам, предлагаю их спасти! У меня есть «волшебна клетка», куда можно «посадить» лису!

Демонстрация фокуса с клеткой

Фокусник-логопед закатывает рукава и вытягивает вперёд руки с «волшебной клеткой» и картинкой «лиса». Всё это должно убедить зрителей в том, что картинка во время фокуса не будет спрятана в рукаве. На глазах у детей фокусник «сажает в клетку» лису,  т.е. вставляет в клетку картинку с её изображением. Зрители вместе с фокусником чётко произносят волшебное заклинание:

- Глаззззза ззззакрой, глаззза открой, и ссстанет клеточка пуссстой!

Причём, говоря «Глаззза зззакрой», зрители действительно на мгновение закрывают глаза. Открыв глаза, дети видят, что клетка пуста. По просьбе логопеда один из детей комментирует произошедшее:

- Лиса исчезла из клетки. (Лиса вылезла из клетки).

Затем дети вместе с фокусником чётко произност другое волшебное заклинание:

- Глазззза зззакрой, глаззза открой, и ссстанет клетка не пуссстой!.

Зрители открывают глаза и видят, что в клетке снова появилась лиса. Один из детей снова поясняет:

- Лиса снова залезла в клетку. (Лиса сидит в клетке).

Фокус нужно закончить в тот момент, когда лиса снова исчезнет из клетки (сказать детям, что лиса сбежала и для зайцев снова возникла угроза), для продолжения дальнейшего «спасения» зайцев.

На протяжении всего фокуса логопед акцентирует внимание детей на используемых «маленьких, специальных» слов – предлогов.

Динамическая пауза «Заяц»

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и подвигаться. Выходите в центр зала и становитесь в круг. Повторяйте за мной движения и слова.

Быстро-быстро Зайка мчится

Не догнать его лисице.

Пусть с ним наши язычки

Скачут наперегонки:

Я скачу, скачу, скачу,

скачу, скачу, скачу...

Я скачу, скачу, скачу..

…всё! Больше не хочу!

Не скачу я, а шагаю

И шаги всё за — мед — ля — ю..

Всё! Ус — та — ли

И на месте встали.

- Замечательно мы отдохнули! Вдруг, зазвучала устрашающая музыка.

- Ой, ой,ой! Что же это?

-Звучит запись голоса Зайца: «Лиса страшилки сочиняет, хитрость лисы не нова: просто лиса переставляет в предложениях слова!».

- Логопед предлагает детям правильно произнести предложения, превращенные Лисой в «страшилки». Для этого логопед бросает массажный мяч детям по очереди и предлагает исправить предложения.

Сушка съела старушку.
В пассажира сел самолет.
Сок налили в стакан — (да!).
Салатом посолили соль.
К стулу поставили стену.
Колбаса ест Сережу.
Стол постелили на скатерть.
Сарафан стирает Свету.
Сосна села на сороку.

- Отлично! Ну а теперь я предлагаю окончательно «разобраться» с Лисами и спасти наших Зайцев. Вы готовы, дети?

- Да!

-В этом нам поможет новый фокус «Фокус – покус».  Подходите поближе ко мне.

Фокус-покус

Фокусник-логопед беспорядочно раскладывает на столе перед зрителями 12 карточек. На карточках с белым, синим и зелёным фоном изображены 3 зайца, 3 лисы, 3 сторожа и 3 замка. Дети чётко называют каждую картинку:

- Заяц, замок, замок, лиса, сторож и т.д.

Затем фокусник-логопед небрежно собирает карточки в стопку.

Фокусник-логопед раскладывает перевёрнутые рисунками вниз карточки по одной на три стопки, повторяя вместе с детьми волшебное заклинание:

-Покус-мокус! Посмотрите фокус!

Когда каждая стопочка карточек открывается, дети с удивлением обнаруживают:

- В стопке слева – все: и заяц, и лиса, и сторож, и замок – на белом фоне.

- В стопке справа – все на зелёном фоне.

- В стопке посередине – все на синем фоне.

Затем фокусник-логопед снова собирает все карточки. Все вместе повторяют «волшебное заклинание», затем логопед раскладывает карточки на 4 стопки. Раскрывая их, дети удивляются:

- В стопке слева – все зайцы.

- В стопке справа – все замки.

- В двух стопках посередине – все лисы и сторожа.

- Ура, ребята! Мы спасли всех зайцев!

  1. Рефлексия

- Итак, ребята! Наше увлекательное перевоплощение в фокусников  подошло к концу. Понравилось ли вам побывать в этой роли? Как вы считаете, всё ли у вас получилось? Может, возникали трудности с пониманием, произношением?

Логопед слушает ответы детей.

- Спасибо вам за вашу активность, надеюсь, что наши следующие встречи будут такими же интересными и весёлыми! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: Использование нетрадиционных технологий в развитии связной речи для детей старшей группы по теме "Времена года"

Цель исслевования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных технологий....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.Лексическая тема: «Фрукты».Цель: Уточнение и расширение словаря, и развитие связной речи детей...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР

Конспект. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схем. ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР

Конспект логопедического занятия по лексической теме :"Одежда"....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР ( Гомзяк)...