Познавательное развитие "Домашние животные зимой", для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Фокина Юлия Сергеевна

Коррекционно-образовательные задачи:

- пополнить и систематизировать знания о домашних животных, их внешнем виде;

- уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теленок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, козленок, свинья, поросенок,  ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);

- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);

- закреплять знания о предлогах В, На;

- автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мышление, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_domashnie_zhivotnye_zimoy.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка подгруппового занятия с детьми старшего возраста

по теме « Домашние животные зимой.»

Фокина Юлия Сергеевна

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 77 комбинированного вида Приморского района

г. Санкт-Петербурга

Коррекционно-образовательные задачи:

- пополнить и систематизировать знания о домашних животных, их внешнем виде;

- уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные» (животное, детеныш, корова, теленок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, козленок, свинья, поросенок,  ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный);

- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных Р. п. мн. ч., образование слов-антонимов);

- закреплять знания о предлогах В, На;

- автоматизировать произношение и дифференциацию звуков в игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, память, наглядно-образное мышление, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. 

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте!

- улыбнемся им и друг другу.

- Ребята, а какое сейчас время года наступило?

(Ответы детей)

- Правильно, зима. К нам упали снежинки с неба.

Белая, узорная, звездочка малютка

Ты лети мне на руку, посиди минутку

- Давайте устроим снегопад.

 - Посмотрите куда упала моя снежинка!.

- Подойдите к этому столу, станьте так, чтобы вы не мешали друг другу.

- По очереди опустите руку и возьмите по одному предмету.

В контейнере среди орешков спрятаны пластиковые фигурки домашних животных: кошки, коровы, козы, собаки, лошади, свиньи, овцы.


2. Повторение 

- Кто же это? (животные)

- Как называют этих животных? (домашними животными)

- Сегодня у нас в гостях у домашние животные и мы будем говорить о них.

- А почему их называют домашними?

(Домашние животные живут вместе с человеком. Он ухаживает за ними: дает им жилище и корм. А животные приносят пользу человеку). 

- Если они приносят пользу человеку, значит, какие они? (полезные)

- Если они нужны человеку, значит какие они? (нужные)

- Наши гости – животные просят помочь им. У нас совсем не давно была осень, но вдруг начался сильный снегопад и наступила зима, все вокруг изменилось, стало белым-бело. И мамы животные не могут найти своих детенышей. Чтобы мы смогли им помочь, Зимушка-зима приготовила нам испытания, рассыпав снежинки с заданиями на волшебной карте. (слайд карта со снежинками)

-  Какая снежинка нам даст первое задание?

Ответ детей – синяя

Подходим к снежинке.

3. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже)

Игра «Есть — нет». 

- А теперь представьте, что у вас не одно такое животное, а много.

- Давайте сыграем в игру «Есть-нет». Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия:

- У меня есть кошки.

1. А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.

2. А у меня нет свиней, но зато есть козы.

3. У меня нет коз, но зато есть коровы.

4. У меня нет коров, но зато есть овцы.

5. У меня нет овец, но зато есть собаки.

6. У меня нет собак, но зато есть лошади.

- Молодцы!

Какая снежинка на карте следующая?

(Ответы детей – красная)

-Да тут загадки! Слушайте внимательно.

4. Упражнение «Угадай по описанию», «Назови детеныша». Развитие речевого дыхания, голоса. Игра «Громко-тихо».

-Кто это? У нее красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный шелковистый хвост. Она перевозит грузы. Любит — овес. (Это лошадь) выставляется фигура или картинка лошади

- Как называется детеныш у лошади? (Жеребенок)

- Кто это? Она не очень большая, добрая. Любит щипать траву, играть, прыгать. Дает людям мягкую и теплую шерсть, из которой вяжут носки и варежки. (Это овца) выставляется фигура или картинка овцы

- Как называется детеныш у овцы? (Ягненок)

Кто это? Она не очень большая. Она любит лежать в пыли или луже, хрюкает. У нее маленькие глаза, хвостик крючком, нос пятачком. (Это свинья)
           - Как называется детеныш у свиньи?
 (поросенок)

Кто это? Она может быть разного размера — от очень маленькой до очень большой. Она любит гулять и играть. Ее называют другом человека. Она хороший помощник: сторожит дом человека, пограничникам помогает охранять границу, помогает слепым людям ходить по улице, умеет выполнять разные команды. Обожает косточки и мясо. 

(Это собака)

- Как называется детеныш? (щенок)

- Кто это? Она большая, пятнистая, рогатая. У нее добрые глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. (Это корова)

- Как называется детеныш коровы? (Теленок)

- Как корова подает голос? (Она мычит — мууууу) 

- Сделайте глубокий вдох, задержите немного дыхание, а на плавном длительном выдохе произнесите: муууууу

- Давайте поиграем в игру «Громко-тихо». Представим, что мы с вами коровы! Будем произносить Мууууу….

- а теперь помычим громко,

- а теперь тихо, почти шепотом!

-Молодцы, справились с заданием!

- Кошка хвостиком махнула

И на ушко мне шепнула.

Предлагает поиграть и снежинку отыскать!

5. Развитие общей моторики. Физминутка

Кошка хвостиком играла

Вот так! Вот так (руки на поясе, полуприсед на месте с поворотом вправо-влево)!

Веселилась, хохотала.

Вот так! Вот так (наклоны туловища вперёд-назад)!

Мячик по полу катала.

Вот так! Вот так (присесть; имитация движения)!

И по комнате скакала.

Вот так! Вот так (встать, прыжки на месте)!

А потом устала кошка (присесть)

И поплакала немножко (закрыть лицо руками).

Раз, два, три, четыре, пять

Будем кошку утешать (подняться, погладить себя по плечам).

Посмотрите на схему, куда нам нужно двигаться дальше?

(Ответы детей – желтая снежинка)

5. Совершенствование грамматического строя речи.

Игра с мячом «Скажи наоборот». 

- Давайте поиграем в мяч.

Игра называется «Скажи наоборот». Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение и вернуть мне его.

- Конь большой, а кот… …маленький.

- У кошки шерсть длинная, а у коровы… …короткая.

- Бык сильный, а теленок… …слабый.

-Лошадь высокая, а собака… …низкая.

- Кошка послушная, а котенок… …озорной.

-У свиньи щетина жесткая, а у овцы … …мягкая.

- Собака большая, а щенок … … маленький.

- Ах, какие вы смышленые!

-Давайте посмотрим куда нам нужно отправляться дальше?

(снежинка + снегопад) – слайд

6. Дыхательная гимнастика

Заметает тропы вьюга.

Эх, Морозова подруга!

Злится, пыжится, пурга

Да несет с собой снега.

-Возьмите каждый по коробочке, и подуйте в нее сильно сильно, чтобы увидеть как красиво кружится вихрь снега. (прозрачные контейнеры с пенопластом и трубочками для сока)

_молодцы, у вас прекрасно получилось.

Какая у нас будет следующая снежинка?

Ответы детей – белая

6. Развитие психических процессов, игра «Найди лишнего»

- Белая снежинка  предлагает нам сесть за столы и поиграть в игру «Найди лишнего».

Закройте красным кружком того на своей карточке, кого вы считаете лишним. (карточки разные)

- Опрос детей – кто лишний и почему.

8. Упражнение «Где детеныши» знакомство с предлогами НА, В

И вот последняя снежинка, и снова задание! Чтобы мамы встретились со своими малышами, нужно угадать его по голосу и сказать где он спрятался.

- звук мяу- кто это – котенок – где он? – ответы- котенок на заборе

- звук – гав – кто это? – щенок - Где спрятался щенок? – на санках

- звук – му – кто это? – теленок – Где спрятался теленок? – в загоне

- звук – ме – кто это? – козленок – где спрятался козленок? – на столе?

- звук – ржание жеребенка – кто это? – жеребенок – где спрятался жеребенок? – в сундуке

- звук –хрю – кто это? – поросенок – где спрятался поросенок? – в тазу

- звук – бе- кто это? – ягненок – где прятался ягненок? – в сарае

- Мы говорим маленькое слово НА – когда предмет находится сверху другого предмета (слайд). Это маленькое слово мы будем обозначать вот такой схемой  (выставляется модель предлога). Мы говорим маленькое слово В – когда предмет находится в другом предмете (слайд). Это маленькое слово мы будем обозначать вот такой схемой  (выставляется модель предлога).

У вас на столах лежат карточки с этими моделями маленьких слов. Посмотрите НА и В. Чтобы мамы встретились со своими малышами, давайте вспомним где они спрятались. Поднимите ту карточку, которая показывает, что

- котенок спрятался НА дереве!

- щенок спрятался НА санках

- теленок спрятался В загоне

- козленок спрятался НА столе

- жеребенок прятался В сундуке

- поросенок спрятался В тазу

 - ягненок спрятался В сарае

Молодцы! Наконец мамы встретили своих детенышей и все они очень рады и благодарны нам за помощь.

12. Итог занятия

Ребята, помогли мы мамам и детенышам встретиться? А чем мы занимались? Что вы запомнили?

Снежинка

А Зимушка-зима прислала нам самую последнюю снежинку. Она очень рада, что мы помогли домашним животным, и дарит вам подарки!

А сейчас, поднимите руки в верх и помашите мне, если вам понравилось и было интересно. А если кому-то было скучно, спрячьте ладошки за спину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ

В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослы...

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...

Развитие познавательной активности и компетентности у детей старшего дошкольного возраста в познавательно - исследовательской деятельности

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно расс...

Познавательно-творческий проект на тему: «Зимушка-зима» для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: познавательно – творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность проекта: среднесрочный - месяц (декабрь 2019г).Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.Акту...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Краткосрочный познавательно- творческий проект «Зимушка- зима». для детей старшего дошкольного возраста.

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природ...