Конспект подгруппового занятия "Морские обитатели"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шлепнина Елена Валериевна

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука (Р) на лексическом материале темы "Морские обитатели"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия:
"Автоматизация звука [р] на лексическом материале темы " Морские обитатели"

Учитель-логопед Е.В.Шлепнина

Цель:

  • автоматизировать произношение звука [р];
  • активизировать словарный запас по теме «морские обитатели».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • коррегировать произношение звука [р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, чувство ритма, фонематическое восприятие;
  • развивать пространственные представления;
  • закреплять умение согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде и числе.

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать словарь учащегося о морских обитателях;
  • закреплять умение выделять нужный звук в словах;
  • упражнять в определении позиции заданного звука в слове;
  • определять количество слогов в слове;
  • закреплять навыки чтения.

Воспитательные:

  • воспитывать самоконтроль в речи;
  • воспитывать интерес к изучению морских обитателей.

Здоровьесберегающие:

  • обеспечивать психологическую безопасность личности учащегося:
  • использовать смену деятельности во время логопедического занятия;
  • соблюдать правильную посадку учащегося;

Материалы и оборудование: карточки-картинки дверей с написанными слогами, коврик-пазл на тему морских обитателей, картинка батискафа и батисферы, картинки на магнитах с морскими обитателями, картина с зашумленным изображением, рыбки с картинками на звук (р), шнурки, ведерки со схемами места звука, слова для чтения, ракушка, «монетки» для клада.

I. Организационный момент, сообщение темы занятия развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
-Ребята, если открыть эту волшебную дверь, то вы узнаете, где мы сегодня побываем.
Но для этого сначала надо открыть свои дверцы. Я подскажу, как.
Надо прочитать и произнести волшебные слова, и дверца откроется.
Читаем надпись на первой двери - ор-ор. Произнесите их тихо.
На второй двери – ар-ар – произнесите громко.
На третьей двери – кир-кир – Произнесите их тонким голосом.
На двери – тро-тро – произнесите толстым голосом.
А теперь скажите каждый свои слоги, постепенно увеличивая громкость.
ор –
ор – ор
ар –
ар – ар
кир –
кир – кир
тро –
тро – тро

Волшебная дверь открылась. Что за ней? (Сокровища, на морском дне.)
Значит мы куда отправляемся? (За сокровищами.)
На чем можно совершить наше путешествие? (На корабле.)
А как можно опуститься на морское дно? (На батискафе, или на батисфере.)
Но достать клад не просто, придется потрудиться. За каждое задание получите слово. Эти слова вам помогут найти клад.

II. Основной этап занятия.
1.  Развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие чувств ритма. Речь с движением пальцев.           Мы корабль смастерили (рубящие движения ребра ладони)
                                                По воде его пустили,      (ладони в виде лодочки)
                                                За сокровищем плывем,  (добавили "парус"-большие пальцы)
                                                Обязательно найдем.       (лайк)
2. Развитие навыков звукового анализа: выбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове.
- Пока корабль мчит нас по морю, можно наловить рыбы. Садитесь. (Рассыпать рыбок по столу, дать каждому шнурок. Дети выбирают рыбок, на которых слова со звуком (р), нанизывают их на шнурки.)
- Давайте разберем наш улов. (Дети раскладывают слова по ведеркам, в соответствии со схемами места звука в слове: "В слове "корова " звук (р) в середине".)
- Молодцы.
Получаете слово (читаем) - сокровище.

3. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными. Автоматизация звука (р) в предложениях и чистоговорках.
Звучит сигнал тревоги (Запись на телефоне)
- Посмотрите, кто показался на горизонте! (Выкладывают часть коврика-пазла с картинкой пиратов.) Кто это? (Это пираты!)
- Чтобы они нас на тронули, надо про них рассказать как можно больше.
У пиратов все пиратское.Например, можно сказать:«У пирата пиратская треуголка».
Какой у них корабль? (У пиратов корабль пиратский)
Какой штурвал? (паруса, подзорная труба, остров, горы, пещера)
Аналогично составляются словосочетания с заданными словами:
пиратский штурвал, пиратские паруса,пиратская подзорная труба, пиратский остров,пиратские горы,пиратская пещера,пиратское сокровище.

- Какие вы знаете чистоговорки про пиратов?

Пират никому не рад, потому что он пират.

Три пирата горбаты,                               Второй пират третьему не рад,        
Три пирата бородаты,                             Третий пират первому не рад.                        
Три пирата друг другу не рады.            Не рады пираты,
Первый пират второму не рад,               Пираты не рады.

Пират пирату не друг и не брат,
Пират пирату просто пират.

- Молодцы, много рассказали. Пираты нас не тронут.
Слово – спрятаны.

4.Автоматизация звука в словосочетаниях, развитие пространственных представлений. Развитие навыков слогового анализа.
- Мы доплыли до нужного нам места.
Теперь надо спуститься в морские глубины. На чем можно это сделать? (На батисфере.)
Каких морских обитателей мы можем увидеть? (Дети называют: медузы, рыбы, морской конек, краб и т.д.)
- Занимаем места перед иллюминатором.(Садимся напротив магнитной доски. Как вариант – перед экраном ноутбука.)
- Мы видим морских обитателей. (На магнитной доске изображения. Они были закрыты, открываю.)
- Сейчас мы назовем, кто «проплывает» мимо.
Назовите морского обитателя, который находится:

  • В левом нижнем квадрате (морская черепаха);
  • В правом верхнем квадрате (морской котик);
  • В левом центральном квадрате (морской дракон);
  • В правом центральном квадрате (морской конек);
  • В правом нижнем квадрате (морской ёж);
  • В центральном нижнем квадрате (морская звезда).

Кого ещё мы видим в иллюминаторе? (дельфина, медузу, рыбу)
Где медуза? (В верхнем центральном квадрате.)
Где дельфин? (В Левом верхнем квадрате.)
Где рыба (В центре.)

-Ой, смотрите! Все морские обитатели перепутались. Не понятно, кто тут нарисован.
Вы кого разглядели? (Дети разглядывают картинку с наложенными изображениями и называют тех, кого увидели: "Я разглядел рыбу. Я обнаружил краба...".)

Получаем слова –
под большой.               
Теперь надо выйти из батисферы. Как такое возможно? (Ответы детей, что надо надеть акваланг, или скафандр)

- Надеваем скафандры и выходим в море. (Разминка)

Движения, что натягиваем костюм на левую ногу, на правую ногу, на левую руку, на правую руку,  надеваем маску.
Проверили левый ласт, потрясли ногой, затем правый ласт, потрясли правой ногой. Проверили правой рукой левый баллон за спиной.
Теперь левой рукой - правый баллон. Все в порядке?  
Плывем.
(Складываем 2-ю часть пазла.)

- Каких еще морских обитателей видите вокруг? Которые не проплывали мимо иллюминатора? (Акула, два краба, много рыбок, и т.д.)
- Опускаемся на морское дно. (Приседаем.)
( Выкладываем 3-ю часть пазла. Встаем.)

- Что вы видите на дне? (Песок, камешки, ракушки, водоросли, рак, краб, морская звезда.)
- Топните столько раз, сколько слогов в слове рак (краб). Подпрыгните столько раз, сколько слогов в слове песок (звезда). Хлопните столько раз, сколько слогов в слове ракушка. Покажите столько пальцев, сколько слогов в слове водоросли.
Слово – ракушкой.
Читаем все слова по порядку: "Сокровища спрятаны под большой ракушкой".
Достаем из-под ракушки «монетки» (из золотистой бумаги или шоколадные медальки)

III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Пора возвращаться. Раз-два, повернись, в детском саду очутись!
Вот мы и дома.
 Давайте вспомним, Какие задания вы выполняли?
- Какие задания вызывали трудности?
- Какие задания понравились?
- А какой звук чаще всего встречался во всех заданиях?
- Молодцы! Вы верно произносили звук [р] и правильно выполняли задания. Клад вы заслужили своим упорством, трудом и знаниями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе Тема: «Профессии»

В целях данного занятия отражены следующие цели:- актуализация словаря по теме "Профессии";- совершенствование грамматического строя речи;- обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, зем...

План-конспект подгруппового познавательно-речевого занятия в старшей логопедической группе для детей с диагнозом ОНР.

Тема«Зима. Зимние праздники» (обобщение).Цель. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимние праздники»....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие на планету Шежеса.

Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы. Цель занятия: закрепление навыков различения звуков Ш, Ж, С, З в слогах,  словах и фразах. Задачи. Корр...

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием информационно -коммуникативных технологий (авторских электронных учебных пособий) по лексической теме "Насекомые весной"

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию звукового анализа и синтеза с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи с использованием информационно-коммуникативн...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе .Лексическая тема «Обитатели водоемов»

Закрепление правильного произношения и различения звуков [р]  [р’] в словах....

Конспект подгруппового занятия для старших дошкольников с ТНР и нарушением зрения на тему: «Дифференциация звуков с, з. Знакомство с обитателями необычного зоопарка».

Цель: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [с], [з], и их дифференциации; познакомить со скороговорками.Задачи:Коррекционно - обучающие:упражнять в сравнении и различении, правильном произ...