Конспект логопедического подгруппового занятия " Играем в школу"
план-конспект занятия по логопедии

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия " Играем в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_igraem_v_shkolu_2.docx414.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  детский сад «Радуга», с. Мамонтово

                    Конспект подгруппового логопедического занятия

            с детьми 6-7 лет с ФФНР,  имеющими проявления дизартрии

Тема: Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях.

               

                       «Играем в школу»

                Разработала: учитель – логопед, Т.М. Хватик

                                         Мамонтово, 2024г

Аннотация.

 Занятие разработано на завершающем этапе коррекционного процесса по введению в активную речь звука Л у детей, имеющих нарушения  тонуса мышц лица, шеи и артикуляционного аппарата. Автоматизация звуков у этих детей проходит сложнее и, как правило, затягивается на более длительное время. В данное занятие включены приемы нейростимуляции с целью повышения эффективности коррекционного воздействия для успешной автоматизации звука.

Цель: продолжать автоматизировать звук   [Л] в словах и предложениях;

учить составлять предложения из 4-х слов с опорой на схему, выделяя предлог в предложении.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: 

- уточнять представление об артикуляционном укладе и акустических признаках звука [л];

- закреплять правильное произношение звука [л] в словах и предложениях;

- учить составлять простые распространенные предложения с предлогом, используя схемы.

Коррекционно-развивающие: 

- развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание;

 - развивать мелкий и артикуляционный праксис;

- развивать речевое дыхание;

- формировать коммуникативные и учебные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать самоконтроль;

- способствовать повышению мотивации к обучению в школе.

Оборудование:    карточки психогимнастики, артикуляционное «Дерево» по Е.Ф.Архиповой; сюрпризная коробка; карточки со схемами места звука в слове, картинки ( раздаточные и демонстрационные) на звук Л; модели слов для составления предложений на магнитах;  слоговая « тропинка»;  указка.

Предварительная  работа: знакомство детей с игрой  «Уборка», домашнее задание ( заучивание чистоговорок на звук Л), беседы о школе; изготовление  необходимых атрибутов.

Методы и приемы, используемые в ходе занятия:

1. Словесные:

- беседа, комментарий, разъяснение, чистоговорки,

- методы повышения познавательной активности (вопросы, повторения, экспериментирование),

-  методы повышения эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации).

2. Наглядные:

- картинки,

- схемы,

- показ.

3. Практические:

- упражнение,

- моделирование,

- игры.

                                                 Ход занятия

Организационный этап.

Дети заходят в зал, где расставлены столы, магнитная доска.

Учитель-логопед предлагает послушать стихотворение В. Берестова

Кто чему научится

Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!

- Л.: Вы согласны с автором? Скажите, а можно сейчас назвать вас  школьниками? А  почему?  ( дети дают ответы  - объяснения)

( в ходе беседы логопед  утрированно произносит звук Л во всех словах )                            

 II.   Основная этап.

 ( организация на образовательную деятельность)

-Л.: Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. Я предлагаю поиграть в школу!

-Л.: Роль учителя, с вашего позволения, я возьму на себя? Тогда вы - кто?

-Д.: Ученики (школьники)

- Л.: Хорошо!

- Л.: Как называется занятие в школе?

- Д.: Урок!

- Л.: Как называется комната в школе, где проходит урок для группы школьников?

- Д.: Класс!

- Л.: Давайте сейчас, чтобы настроиться на активную работу, выполним упражнение « Не перепутай».  ( Упражнение на концентрацию внимания: правой рукой прикоснуться левого уха - левую руку положить на голову; левую руку положить на правое плечо – пальцами правой руки взяться за нос и т. п.) 

- Л.: Прошу пройти в класс и занять свои места за столами согласно вашим бейджикам. (на бейджиках картинки на звук Л, на стульях такие же)  Садимся спокойно, не торопясь, не двигая излишне стульями, помните, вы  сейчас – ученики! Сели и сразу приняли « позу школьника»! Спасибо!

- Л.: Давайте уточним: « Ты сел на стул, с какой картинкой? Ответь полным предложением». ( каждый ребенок дает ответ) И, так,  мы начинаем урок!

Образовательная деятельность

1.  Пальчиковая гимнастика.

- Л.: У вас на столах лежат карточки с упражнениями для пальчиков, вы хорошо с ними знакомы. Необходимо выполнить упражнения совместно с соседом по парте, будьте внимательны, не спешите, вы должны вместе начать упражнение и вместе его закончить! ( нейрогимнастика для кистей рук. Повторить 3 раза )

- Л.: Молодцы! Ребята, должна  вам напомнить правила поведения учеников на уроке: на вопрос учителя нельзя выкрикивать ответ, если тебя не спросили;  хочешь ответить – подними руку; не разговаривай с соседом по парте.  Ну, а сейчас посмотрим на доску! Что это?  

- Д.: (подняв руку): Артикуляционное дерево!

 ( « Дерево» по системе Архиповой )

2. Артикуляционная гимнастика.

 Л. – Сейчас  выполним гимнастику для губ! Начинаем со ствола и двигаемся  по короткой ветке. ( выполняются упражнения: « Заборчик», «Окно», «Трубочка», «Заборчик» - «Трубочка»)

-Л.: К каким звукам мы добрались?      

- Д.:  К гласным звукам!  (дети, выполнив упражнения для губ, утрированно произносят гласные звуки с элементами биоэнергопластики )

- Л.:  Возвращаемся к началу ствола и поднимаемся вверх по другой ветке! Я называю упражнение, а вы его правильно выполняете, помогая руками.            ( приемы нейрокоррекции ). 

- Л.: Ребята, к какому звуку мы поднялись?

- Д.: [Л]

- Л.: Верно, сейчас мы будем работать со звуком Л.

3. Закрепление произношения звука Л в слогах и словах.

- Л.: Выполним упражнение « Повторюшка»

( логопед произносит слоги: ЛА, ЛО, ЛЫ, ИЛ, ЕЛ, ЕЛ, ЛУ, ОЛ, дети повторяют отхлопывая ладонями каждый слог; логопед произносит слова ЛАМПА, ЛУК, ЛУНА, САЛАТ, ПАЛАТКА, ПЛОТ, МАЛЫШИ, дети проговаривая слова, отхлопывают слоги, приложив ладони к столу )

- Л.: Поиграем в игру «Доскажи словечко».

(у детей на столах карточки – картинки, логопед произносит чистоговорки на звук Л, а дети индивидуально договаривают последнее слово, называющее его картинку в соответствии с текстом)

-Л.: Молодцы! Вы сегодня очень внимательны!

-Л.: Посмотрите, ребята, какая у меня  красивая коробка! ( на коробке изображение Старичка Речевичка - дидактической игрушки логопедического кабинета ) Вы догадались, кто ее здесь оставил?

- Д.: Старичок-Речевичок!

- Л.: Старичок-Речевичок  приготовил для вас задания.  Посмотрим, что сегодня он придумал?

 (В коробке раздаточный материал: картинки на звук Л; карты со схемами места звука в слове; схемы слов для составления предложений; картинки для игры « Доскажи словечко»)

4.Упражнение « Найди место звука в слове»

- Л.:  ( раздаю конверты) Ребята, у каждого из вас конверт с необходимым материалом для следующего задания. Будем определить место звука [Л] в словах, называющих ваши картинки. Выполнив задание, проверьте друг у друга. Схемы нам хорошо знакомы, приступаем к  выполнению.

-Л.:  Если все справились, давайте проверим правильность  выполнения задания. (дети называют индивидуально  слово и место звука л в нём)

5. Динамическая пауза .

- Л: Школьники во время урока  делают гимнастику, я предлагаю вам тоже  отдохнуть!  Сейчас аккуратно выходим из-за столов, отходим на вытянутые руки. Будем рассказывать стихотворение «Уборка» и показывать его движениями.   Движения выполняем чётко, не торопясь! Все звуки Л в словах проговариваем правильно. Стараемся все делать синхронно, т.е. вместе. Для этого нужно очень внимательно следить за движениями товарищей: не спешите и не отставайте. ( словесная игра с элементами биоэнергопластики)

                                       Уборка.

До вечерней поры            (поднять руки, медленно опустить)

Мыла Лола полы.             (наклониться вперёд, раскачивающие движения      руками вперёд-назад)

А когда убралась,             (вытереть пот со лба)

Села, чаю напилась.          (присесть на корточки и имитировать чаепитие)

- Л.:  Спасибо, молодцы! Присаживайтесь за столы также спокойно, не создавая  шума!

7. Работа с предложением.

Мы знаем, что люди общаются с помощью слов, а из слов мы составляем  предложение, чтобы  передать правильно и понятно информацию.

Уточняем, что такое предложение? ( индивидуальные ответы  детей)

Исследование:

- Л.: Послушайте и скажите, что я произнесла?

ЛО - это что?

- Д.: слог

- Л.: ЛАПА - это что?

-Д.: слово

- Л.: Мила моет полы.  –  Это что?

- Д.: Предложение.

( на доску помещаю картинку  белки, сидящей на ветке)

- Л.: Ребята, мы с вами знаем, предложение можно изобразить схемой. Нужно составить предложение по картинке из 2-х слов по схеме.

( на доске выкладывается схема на магнитах, уточняем правильность составления схемы: первое слово- с уголком, между словами интервал, в конце предложения - точка )

- Л.: Далее составьте предложение их 3- х слов.

( на доске выкладывается схема на магнитах)

- Л.: Сейчас послушайте мое предложение и скажите, сколько в нем слов.

Белка сидит на ветке. ( обращаю внимание на маленькое слово ( предлог), которое указывает место нахождения предмета, знакомимся с моделью изображения предлога на схеме)

- Л.: Это предложение мы составим вместе. ( вызываю ребенка выложить первое слово, затем каждый выходит и продолжает схему дальше)  Анализ предложения

- Л.:  НУ, молодцы ребята! Мы сегодня с вами составляли предложения из 4-х слов с маленьким словом  (предлогом).  Предлагаю еще раз повторить правило составления схемы предложения.

( первое слово- с уголком, между словами интервал, в конце предложения – точка)

8. Игра « Исправь предложение»

- Л.: Ребята, в предложении каждое слово стоит на своем месте. В коробке  от  Старичка - Речевичка  лежит открытка с написанными предложениями. Послушайте !

Халат надел маму.
На белке сидела ёлка.
Флажок махал Павлом.
Стол поставили на лампу.
Стул укатился под клубок.

- Д.: ( дети индивидуально исправляют неправильно составленные  предложения )

- Л.:  Что произошло с предложением, когда в нем слова перепутались?

- Д.: (варианты ответов)

- Л.: Совершенно верно! Тем самым мы доказали - чтобы передать какую-то законченную мысль, необходимо в предложении правильно, логично проговаривать слова друг за другом. Иначе получится небылица.

- Л.: Теперь мы должны проверить ваше домашние задание.

- Д.:  (проговаривают чистоговорки на Л, выученные с родителями)

- Л.:  Спасибо! Наш урок окончен! Выходим из-за столов. Ребята, возвращаться в группу мы с вами будем по необычной тропинке.  Двигаться мы должны,  выполняя определенные правила.  Тропинка из разноцветных прямоугольников с изображением звуков Л и гласных. И так, внимательно слушаем:  начинаем движение с левой ноги, ведь мы читаем и пишем слева на право, наступаем на левый прямоугольник с изображением звука, затем правой ногой на правый прямоугольник, проговариваем получившийся слог. Следим при этом за правильным произношением звука Л.

III. Рефлексия.

Ну, вот мы и вышли из воображаемого класса.

Что же вы расскажете друзьям, воспитателю?

С каким звуком мы с вами на уроке работали?

Вы почувствовали себя школьниками?

А вам трудно было выполнять правила поведения на уроке?

Захотелось ли вам в школу?

( рассуждения детей)

- Л.:  Ну, спасибо, ребята! Мы уже в реальности и нам пора в группу.

Дидактическое обеспечение занятия.

1.   Нейрозарядка  для ручек и пальчиков.

G:\логопед\1000012083.jpg

2.  Артикуляционная гимнастика « Дерево» по методике Е. Архиповой

G:\логопед\1000013562.jpg

3.  Упражнение « Найди место звука в слове»

G:\логопед\1000012080.jpg

4.  Игра « Доскажи словечко»

G:\логопед\IMG_20240502_105002.jpg

5.  Составление схемы предложений.

Картинка и модели на магнитах.

G:\логопед\1000013565.jpg

6.  Упражнение « Исправь предложение»G:\логопед\1000013556.jpg

G:\логопед\1000013555.jpg

7.  Слоговая нейродорожка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического подгруппового занятия "Путешествие на Луну" (совместно с родителями)

Конспект логопедического подгруппового занятия (совместно с родителями) Цели: Помимо работы над звукопроизношением - закреплять обобщающие понятия - расширять активный словарь - Формировать и ...

Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук "Зимние игры для пальчиков"

Конспект подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук в старшей логопедической группе  "Зимние игры для пальчиков"...

Конспект логопедического подгруппового занятия по автоматизации и дифференциации сложных звуков.

Данное занятие включает все необходимые части логопедического занятия для правильной актоматизации и дифференциации сложных звуков соблюдая принцип "от простого к сложному". Этот процесс долгий, поэто...

Конспект логопедического подгруппового занятия "Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ"

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группыТЕМА: Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ...

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Цели занятия:1. уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков Р-Рь в речи;2. различение (дифференциация) звуков Р-Рь в слогах, словах и предложениях;3. совершенствование навыков ...