Картотека упражнений биоэнергопластики, разработанных в соответствии с понедельным планированием лексических тем
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Бабушкина Елена Дмитриевна

Материал поможет разнообразить работу по развитию артикуляционной и мелкой моторики дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy_bioenergoplastika.docx60.16 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений биоэнергопластики, разработанных в соответствии с понедельным планированием
лексических тем (по Нищевой Н.В.)

Подготовительная к школе группа для детей с ТНР

Лексическая тема

Стихотворное сопровождение

Название и описание комплекса

1.

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью

Ветер и листья

Ветер осенние листья срывает,
Дерево листья на землю роняет.

Но перед тем, как совсем приземлиться,
Им в листопаде не лень покружиться.

Кленовые и берёзовые листья

У клёна лист широкий,
На звёздочку похож,
Красив в зелёном цвете
И в золоте хорош.
Березки листик мелкий,
Но сердцу дорогой,
Берёза – это символ
России нам родной!
.

Гербарий

Осенью в парк прогуляться пойдём,
С мамой красивые листья найдём.

Сделаем дома гербарий большой,
Чтоб на листочки смотреть и зимой.

«Осенние листья»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Трубочка – Ветерок». Ладони повёрнуты внутренней стороной к себе. При этом ладошки ритмично сжимаются в кулачки.
  • Далее руками выполняют упражнение «Фонарики».


  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Кленовый лист» (= «Лопаточка»). Пальцы рук широко раздвинуты.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Берёзовый листок» (=«Иголочка»). Пальцы рук сомкнуты (напоминают форму листа).

  •  Упражнение артикуляционной гимнастики «Прогулка в парке» (= «Вкусное варенье»). Указательным пальцем правой руки чертят круг на левой ладони.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Гербарий» (=«Хомяк») с закрытыми глазами. Руки сжаты в кулачки, имитируют держание букета из листьев. «Лопают» щёки кулаками. Глаза открываются.

2.

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах

Огород

Мы к бабушке нашей пришли в огород,
В нём много культурных растений растёт.

В теплице большой – огурцы и томат,

На кустиках сочные перцы висят.

На грядках широких не счесть овощей:
Там лук, чесночок и капуста для щей.


Помощники

Мы бабушке нашей всегда помогаем:

Сначала лопатой мы грядки копаем,

Сажаем морковку, редис, кабачок,
Зелёный горошек и горький лучок.

Мы всё поливаем из лейки большой,
Рыхлим мы и полем все грядки с душой!

Урожай

Корзину глубокую в руки возьмём,
Большой урожай овощей соберём,

Растила их бабушка долго для нас,
Ведь в них витаминов богатый запас.

«В гостях у бабушки»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Огород» (=«Качели»). Указательный и средний пальцы ведущей руки ритмично «шагают» по противоположной ладони.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Большая теплица» (= «Хомяк»). Руки сжаты в кулачки.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Пальцы рук переплетены, тыльной стороной обращены вниз, имитируют дугу (улыбку).

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Лопаточка». Ладони раскрыты, повёрнуты тыльной стороной вверх, пальцы напряжены.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Мотыга» (= «Расчёска»). Пальцы рук широко раздвинуты, имитируют «рыхление мотыгой».

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Корзина» (=«Чашечка»). Руки собраны в пригоршню.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Пальцы рук переплетены, тыльной стороной обращены вниз, имитируют дугу (улыбку).

3.

Фрукты. Труд взрослых в садах

Деревья

По кругу сегодня весь сад обойду,
Деревья фруктовые в этом саду.

Цветут по весне, привлекают наш взгляд,
А осенью – плодом украсят наряд.

Натюрморт

Натюрморт красивый вижу на стене,
На тарелке плоской – фрукты на столе:

Яблоки душистые, спелый виноград,
Груши ароматные на боку лежат,
Вот бананы жёлтые в кисточке дружны,
Сливы очень сочные в пурпуре нежны.

Яблочное варенье

Варенье из яблок сварить я хочу,
Ножом их очищу я и измельчу.

В кастрюле их с сахаром перемешаю,
И всё покипеть на огне оставляю.

Вареньем сейчас угощаться мы будем,
И зубки почистить потом не забудем.

«Фрукты»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Прогулка по саду» (=«Вкусное варенье»). Вращательные движения ладони по кругу.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Тарелка» (=«Лопаточка»). Ладони раскрыты, повёрнуты тыльной стороной вниз, пальцы напряжены.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Фрукты» (=«Орешек»). Правый кулак ритмично стучит по левой ладони и наоборот.


  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Режем яблоки» (=«Качели»). Ладони прижаты друг к другу, имитируют движение «резка ножом».
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Перемешаем варенье» (=«Часики»). Руки собраны в замочек, двигаются в стороны вместе с язычком.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Почистим зубки». Ведущая рука -  в кулаке, имитирует «захват и движения» зубной щётки.

4.

Насекомые. Подготовка насекомых к зиме

Кузнечик

Резво прыгает кузнечик,
Цвет зелёный – маскировка.

С клевера на одуванчик
Перескочит очень ловко!

Если вечером стрекочет,
Значит, ясным будет день.
Как кузнечики мы тоже пострекочем,
Нам не лень!

Муравьи

Муравей – силач особый,
Может груз поднять большой:

Палочки несёт, листочки
Строить муравейник свой.


Муравейник – дом хороший,
Бугристый, тёплый и лесной.
Трудятся в нём муравьищки
Под высокою сосной!

Пчёлка

Целый день летает пчёлка,
Машет крыльями, жужжит,
Вся пыльца на всех цветочках
Только ей принадлежит!

Принесёт пыльцу хозяйка,
В улей, где она живёт.
Будет выделять ферменты,
В сотах делать вкусный мёд.

«Насекомые»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Кузнечик» (=«Качели»). Ритмичное постукивание рукой по столу.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Кузнечик стрекочет» (=«Заведи мотор» (тррр)). Рука – в кулаке, перекатывается по столу.


  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Муравей» (=«Хомяк»). Ладони крепко сжаты в кулаки.
  • Упражнения артикуляционной гимнастики «Палочки – листочки» (= «Иголочка» - «Лопаточка»). Ладонь – в кулаке, указательный палец выпрямлен;  затем – ладонь выпрямлена, напряжена, пальцы вместе, тыльной стороной – вверх.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Муравейник» (=«Горка»). Ладонь направлена тыльной стороной вверх, имитирует «горку».


  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Пчёлка» (= «Маляр»). Ладони перекрещены, имитируют взмахи крыльями.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Чашечка». Руки собраны в пригоршню.

5.

Перелётные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту

Лебедь

Словно парусное судно,
Лебедь на пруду плывёт,
Сил набраться птице нужно –
Близок в тёплый край отлёт.

Соловей

Улетел соловушка,
Песен не слыхать,
По тебе, соловушка,
Будем мы скучать.

Ласточка

Ласточка – красавица
На веточке сидит,
Хвостик, словно вилочка,
Красный воротник.
Прилетит последняя,
Когда снег сойдёт,
Принесёт тепло с собой,
Гнездышко совьёт.

«Перелётные птицы»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Лебедь» (=«Парус»). Ладонь имитирует парус, повёрнута внутренней стороной к себе.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «До свидания, соловушка» (=«Маляр»). Ладони перекрещены, имитируют взмахи крыльями.


  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Веточка» (=«Горка»). Ладонь направлена тыльной стороной вверх, имитирует «ветку», пальцы разомкнуты.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Гнёздышко» (=«Чашечка»). Руки собраны в пригоршню.

6.

Поздняя осень. Грибы, ягоды

Грибочки

Много грибочков в осеннем лесу,
Срежу я их и домой отнесу:
Рыжик, маслёнок и гриб-боровик,
Братья-опята, большой моховик.

Вот мухомор на пригорке растёт,
Красная шляпка ему так идёт.
Но этот гриб мне в корзине не нужен,
Лосю его я оставлю на ужин.

Клюква

Клюква – ягода лесная,
Ничего кислее нет.
Витамином С богата,
Укрепит иммунитет.

Ягод целое лукошко
На болоте я нашёл.
Будем пить мы морс зимою,
Чтоб озноб и жар ушёл.

«В осеннем лесу»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Грибок». Ведущая рука имитирует шляпку гриба, противоположная рука – ножку (сжата в кулак).
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Горка». Ладонь направлена тыльной стороной вверх, имитирует «горку».

  • Упражнение мимической гимнастики – сморщиться, упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Кулаки ритмично сжимаются и разжимаются.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Лукошко» (=«Чашечка»). Руки собраны в пригоршню.

7.

Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных

Собачка
Пасть собачка открывает,
Сонно рыжая зевает.

Ей пришлось не спать всю ночь,
Чтоб хозяину помочь:

Нужно курочек опять
От лисицы защищать!

Корова

На лугу стоит корова,
Травку нежную жуёт.
Уважают все корову -
Молоко она даёт!


Кошка и котята

Родились у нашей кошки
Трое сереньких котят.
Молочко лакают с блюдца,
Целый день играть хотят.

Улыбается их мама,
Гордо смотрит на детей.
Поиграют, порезвятся -

Их расчешет поскорей.

Лошадка

Цок-цок-цок – лошадка скачет,
Всё быстрее и быстрей,
Любы ей простор и ветер,
Золотая гладь полей.

«На ферме»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Собачка зевает» (= «Бегемот»). Ладони сложены у основания, внутренней стороной друг к другу. Пальцы немного согнуты и соприкасаются кончиками друг к другу. Ладони ритмично имитируют «открывание – закрывание пасти».

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Корова жуёт травку». Кулачки ритмично сжимаются и разжимаются.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Котёнок пьёт молоко». Рёбра ладоней прижаты друг к другу, пальцы – вместе, напряжены, тыльная сторона ладоней внизу.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Пальцы рук переплетены, тыльной стороной обращены вниз, имитируют дугу (улыбку).
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Расчёска». Пальцы рук широко раздвинуты, имитируют «расчёсывание».

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Лошадка». Пальцы немного согнуты, стучат поочерёдно по столу, начиная с мизинца.

8.

Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме

Хитрая лиса

Хитрая лиса идёт,
Хвостиком снежок метёт.

С горки кубарем скатилась,

На полянке развалилась.

Белка
Мимо белка пробиралась,

Гриб найти в лесу старалась,
Но известно нам с тобой,
Нет в лесу грибов зимой.

Зайчонок

Нелегко зимой зайчонку,
Зубы от холода стучат,
Погрыз коры – почистил зубки
Это правило зайчат.

«Дикие животный зимой»

См. лексическую тему «Новый год»

9.

Осенняя одежда, обувь, головные уборы

Стирка

Мы одежду постирали,
Тщательно её отжали.

Как подсохнет с ветерком,
Будем гладить утюжком.

Дырка

Зацепилась платьем Ирка,
У неё на платье дырка.

Но Иринка – мастерица.

И работы не боится.

Тонкую иглу возьмёт,
Дырку зашивать пойдёт.

Помощники

Мы сейчас поможем маме –

Обувь мы помоем сами:

Будут вновь сапожки
Цокать по дорожке.

«Хозяюшки»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Стиральная машина» (=«Орешек»). Правый кулак ритмично стучит по левой ладони и наоборот.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Утюг» (= «Маляр»). Ладошки трутся друг о друга.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Дырка» (= «Бегемот»). Указательный и большой пальцы рук собраны в кольцо.
  • Выполняют артикуляционное упражнение «Иголочка». Ладонь – в кулаке, указательный палец выпрямлен.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Моем обувь» (=«Часики»). Ладошки трутся друг о друга.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Сапожки» (=«Лошадка»). Пальцы немного согнуты, стучат поочерёдно по столу, начиная с мизинца.

10.

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Снег

Тихо падает снежок,
Одеялом белым лёг.

Горку строим мы с тобой –

Очень весело зимой.

Снеговик

Поиграем со снежком:

Катим, катим снежный ком,
Получился снеговик,
Он не мал и не велик.

Нос – морковка, ручки – ветки,
Веселятся рядом детки.

В кормушке

Мы кормушку смастерили,

На заборе закрепили.

Прилетели птицы:
Снегири, синицы.

Зёрнышки клевали,
Головой кивали.

«Зимушка-зима»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Снежное одеяло» (=«Блинчик»). Ладошки спокойно лежат на столе.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Горка». Ладонь направлена тыльной стороной вверх, имитирует «горку».

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Снежный ком» (=«Вкусное варенье»). Вращательные движения ладони по кругу.

  •  Упражнение артикуляционной гимнастики «Снеговик» (= «Слоник»). Пальцы рук собраны в щепотку, направлены вперёд.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Мастерим кормушку» (=«Дятел»). Кулак ведущей руки, стучит по кулаку противоположной.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Птички клюют корм» (=«Качели»). Пальцы собраны в щепотку, ритмично стучат по столу.

11.

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель

 

Шкаф

Шкаф пузатый, шкаф огромный
Около стены стоит,
Посмотреть мне интересно,
Что в шкафу большом лежит.

Дверку шкафа открываю,
А посуды в нём не счесть:

Есть тут плоские тарелки,

Чашки и кастрюли есть.

Диван

На диване мы сидели,
Телевизор мы смотрели,

А потом его разложим –

Полежать с мамулей можем.

«Мебель»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Шкаф» (=«Шарик»). Руки – в замочке. Шарик ритмично сдувается, пальцы в замочке – сжимаются – разжимаются.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Плоские тарелки» (=«Лопаточка»). Ладони раскрыты, повёрнуты тыльной стороной вниз, пальцы напряжены.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Чашечка». Руки собраны в пригоршню.


  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Сложенный диван» (=«Горка»). Ладонь направлена тыльной стороной вверх, имитирует «горку».
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Разложенный диван» (=«Блинчик»). Ладошки спокойно лежат на столе.

12.

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда

Помощники

Воду в кране открываем,
Маме дружно помогаем.

Губку в руки мы берём,
Вспеним губку и начнём.

Кастрюля

Моем, чистим мы кастрюлю,
Губкой стенки очищаем,

Тщательно водой промоем –

Пену до конца смываем.

Столовые приборы

Ложки, вилки отмываем,
Полотенце достаём,

Все столовые приборы

Им мы насухо протрём.

«Моем посуду»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Кран» (=«Слоник»). Пальцы рук собраны в щепотку, направлены вперёд.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Моем посуду» (= «Часики»). Кулачки трутся друг о друга.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Моем кастрюлю» (=«Вкусное варенье»). Вращательные движения ладони по кругу.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Вытираем посуду» (=«Маляр»). Ладошки трутся друг о друга.


13.

Новый год

Новый год

Скоро- скоро Новый год…

Дед Мороз ко всем придёт.

Будем ёлку украшать,
Петь, плясать, стихи читать.

Ребята все конечно знают,
Как Новый год в лесу встречают?!

Кто у нас в лесу живёт?
Дедушку Мороза ждёт? (Дикие животные)

Хитрая лиса

Хитрая лиса идёт,
Хвостиком снежок метёт.

С горки кубарем скатилась,

На полянке развалилась.

Белка
Мимо белка пробиралась,

Гриб найти в лесу старалась,

Но известно нам с тобой,
Нет в лесу грибов зимой.

Зайчонок

Нелегко зимой зайчонку,
Зубы от холода стучат,
Погрыз коры – почистил зубки
Это правило зайчат.

Медведь

Спал медведь в своей берлоге,
Потихонечку сопел.

Вдруг услышал стук копыт он,
На оленях дед летел.

Дед Мороз

Это Дед Мороз приехал,
Краски белой прихватил.
Красить ей поля, деревья
Всех животных попросил.

Новогодний хоровод

В хоровод все дружно встали,
Друг на друга любовались.
Открывали все подарки,

Сладостями угощались.

Сказка «Новый год в лесу»

  • Дети слушают стихотворение «Новый год». Отвечают на вопрос рассказчика.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Лисий хвост» (=«Маятник»). Ладошкой «подметают» стол.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики  «Горка». Кулаком прокатывают по столу.

Кладут ладошку на стол, язык расслабленный между губами.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Белка» (=«Вкусное варенье»). Ладошка «ползёт» по столу, перебирая пальчиками.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Грибок». Ладошка изгибается, как шляпка гриба.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Грозят указательным пальцем руки.

  • Стучат пальцами по столу. Из положения «Заборчик» открывают и закрывают рот.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Почистим зубки». Имитируют рукой использование зубной щётки.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Медведь» (= «Шарик»). Кулачками нажимают на щёки.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Олени» (= «Лошадка»). Перестук пальцев по столу.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Дед Мороз – художник» (= «Маляр»). Ладошкой выполняют плавные движения, как кисточкой.

  • Руки в замочке, упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка».
  • Упражнение артикуляционной гимнастики  «Конфетка» (= «Орешек»). Раскрывают «Замок» из ладошек.

Примечание: Данный комплекс можно использовать и в рамках лексической темы «Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме».

14.

Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия

Парусник

Парусник красивый по морю плывёт,
В скорости от ветра он не отстаёт.

К пристани причалил – якорь опустил,
И без дальних странствий сразу загрустил.

Вертолёт

Закрутился наш пропеллер,

Ввысь взлетает вертолёт.

За штурвалом – лётчик смелый,

Очень грамотный пилот.

На борту – парашютисты,

Им прыжка неведом страх.

Красочные парашюты

Замелькали в небесах


Мотоцикл

Мы моторчик починили,
Мотоцикл заводили,

«Тррр – тррр – тррр» – мотор гудит,
Мотоцикл вперёд «летит».

«Едет, плавает, летает…»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Парус». Ладонь имитирует парус, повёрнута внутренней стороной к себе.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Пропеллер» (=«Вкусное варенье»). Вращательные движения ладони по кругу.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Парашют». Ладошки имитируют парашюты, медленно опускаются на стол.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Заведи мотор». Рука – в кулаке, перекатывается по столу.

15.

Профессии взрослых. Трудовые действия

Каменщик

В руки мастерок берёт,
На кирпич цемент кладёт.

Аккуратен каждый шов –

Скоро будет дом готов.

Крановщик

Крановщик сидит в кабине,

Рычагами управляет.

Как с огромным краном сладить,

Этот парень точно знает.

Маляр

Кисть волшебная мелькает,
Стены вмиг преображает.

Выкрасит маляр прекрасно
Стены в белый, синий, красный.

«На стройке»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Мастерок» (= «Лопаточка»). Ладони раскрыты, повёрнуты тыльной стороной вниз, пальцы напряжены.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Подъёмный кран» (=«Часики»). Рука – в кулаке, двигается вправо-влево вместе с языком.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Маляр». Ладонь выполняет плавные движения, имитируя движения кисти.

16.

Труд на селе зимой

Коровы

Вот стоят коровы в стойлах,
Сено свежее жуют,
В стойлах им тепло и сытно,
Здесь ночлег и корм дают.

Скотник стойла убирает,
За порядком здесь следит,
Рядом трудится доярка,
На скамеечке сидит.

Птицеферма

Что за шум? Что за гам?

Куры ходят тут и там…

На нашесте – петушок

Навострил свой гребешок.

Это птичница пришла

Все яички собрала.

«На ферме»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Корова жуёт сено». Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Убираем стойла» (=«Почистим зубки»). Расслабленные пальцы ведущей руки имитируют движения метлы.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Курятник» (=«Футбол»). Кулачки ритмично сжимаются и разжимаются.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Петушок» (=«Парус»). Ладонь имитирует парус, повёрнута внутренней стороной к себе.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Яйца» (=«Хомяк»). Ладони крепко сжаты в кулаки.

17.

Орудия труда. Инструменты

Расчёска

Вот зубастая расчёска,
Будет новая причёска.

Парикмахер так старался,
И доволен я остался.

Шприц

Будут делать мне прививку,
Я прививок не боюсь…
Но увидел шприц с иголкой
И немножечко трясусь.

Нет, пожалуй, не заплачу,
Нечего меня жалеть…

После этого укола
Вряд ли буду я болеть!

Лопата

Нужна садовнику лопата,
Он хочет розу посадить…

Для этого он аккуратно
Лопатой ямку будет рыть.

«Орудия труда. Инструменты»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Расчёска». Пальцы рук широко раздвинуты, имитируют «расчёсывание».
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Пальцы рук переплетены, тыльной стороной обращены вниз, имитируют дугу (улыбку).

  • Выполняют артикуляционное упражнение «Иголочка». Ладонь – в кулаке, указательный палец выпрямлен.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Не заплачу» (=«Часики»). Рука – в кулаке, двигается вправо-влево вместе с языком.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Лопаточка». Ладони раскрыты, повёрнуты тыльной стороной вниз, пальцы напряжены.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Роем ямку» (=«Котёнок пьёт молоко»). Ладони обращены тыльной стороной вниз, параллельно с язычком сжимаются в кулачки и разжимаются.

18.

Животные жарких стран, повадки, детёныши

Слон

В зоопарке слон живёт,
Воду из корытца пьёт,
Длинный хоботом мотает,
Всех размером удивляет.

Бегемот

Бегемот разинул пасть,
Страшно нам в неё попасть,
Но в болоте он лежит,
На прохожих не глядит.

Тигр

Тигр совсем проголодался
И по клетке заметался,

Громко, грозно он рычит,
У него серьёзный вид.

«В зоопарке»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Слоник». Пальцы рук собраны в щепотку, направлены вперёд.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Бегемот». Ладони сложены у основания, внутренней стороной друг к другу. Пальцы немного согнуты и соприкасаются кончиками друг к другу. Ладони ритмично имитируют «открывание – закрывание пасти».

  •  Упражнение артикуляционной гимнастики «Тигр в клетке» (=«Футбол»). Кулачки ритмично сжимаются и разжимаются.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Тигр рычит» (=«Заведи мотор»). Рука – в кулаке, перекатывается по столу.

19.

Комнатные растения, размножение,  уход

Уход за комнатными растениями

Тряпку влажную возьмём,
Листья у цветов протрём.

Пусть листочки не пылятся,
Дышат, с солнцем веселятся.

Кактус

Кактус колкий, словно ёж,
На ежа он так похож.

Но аж сердце замирает,
Когда кактус расцветает.

Фиалка

Я куплю цветочный новенький горшок,
Посажу для мамы я в него цветок.

Зацветёт фиалка к маминому дню,
Я её на праздник маме подарю.

«Комнатные растения»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Протрём листочки» (=«Почистим зубки»). Ладонь проводит по столу то тыльной, то внутренней стороной поочерёдно.

  • Выполняют артикуляционное упражнение «Колючий кактус» (= «Иголочка»). Пальцы рук «растопырены».

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Цветочный горшок» (=«Чашечка»). Руки собраны в пригоршню.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Пальцы рук переплетены, тыльной стороной обращены вниз, имитируют дугу (улыбку).

20.

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы

Акула

Пасть акула открывает,
О добыче лишь мечтает!

От неё плывут все прочь,
Скорость может им помочь!

Рыбка
Рыбка хвостиком махнула
И умчалась от акулы.
Шустро хвостиком виляет,
Плавниками помогает.

Дельфин
Лихо выскочил дельфин
К солнцу из морских глубин.
Вынырнет и занырнёт,
А потом наоборот!

Морской конёк
Есть на дне морском загадка,
Вроде с гривой, как лошадка…
Малоподвижный паренёк –
Это наш морской конёк.

«Обитатели морей»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Акула». Дети широко открывают рот и удерживают позу, пока учитель-логопед читает стихотворение. Большой палец правой руки с изображением акулы соприкасается поочерёдно с другими пальцами.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Рыбка» (=«Часики»). Указательный палец правой руки с изображением рыбки соединяется со средним и отходит от него.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Дельфин» (= «Качели»). Правая рука лежит на столе, средний палец с изображением дельфина поднимается и опускается.


  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Морской конёк» (= «Лошадка»). Мизинец правой руки с изображением морского конька сгибается и разгибается, остальные пальцы собраны в кулак.

  Примечание: данный комплекс целесообразнее использовать с применением перчаточного или пальчикового театра «Обитатели подводного мира».

21.

Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник

Подснежник

Маленький подснежник
Сквозь сугроб пробился,
К солнцу потянулся,
С ветром подружился.

Мать-и-мачеха

На проталинке весенней
Мать-и-мачеха цветёт,
Этот небольшой цветочек
Солнышка тепло несёт!


«Весенние цветы»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Подснежник» (= «Качели»). Ритмично сжимают и разжимают кулаки.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Мать-и-мачеха» (= «Чашечка»). Руки собраны в пригоршню.

22.

Наша Родина – Россия

Символы России

Двуглавый орёл – это символ страны,
Держава и скипетр повсюду видны.

Наш флаг – самый лучший, родной триколор,

И гимн, прославляющий честь и простор.

Берёзка

Берёзка белоствольная
Шуршит листвой, смеётся…
В любви России – Матушке
Берёзка признаётся.
Серёжки золотистые
Дополнили наряд,
Стоит, как красна девица
И прячет скромно взгляд.

«Наша Родина – Россия»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Двуглавый орёл» (=«Часики»). Рука – в кулаке, двигается вправо-влево вместе с языком.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Флаг России» (=«Лопаточка»). Ладони раскрыты, повёрнуты тыльной стороной вниз, пальцы напряжены.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Пальцы рук переплетены, тыльной стороной обращены вниз, имитируют дугу (улыбку).
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Серёжки» (=«Иголочка»). Ладонь – в кулаке, указательный палец выпрямлен.

23.

Москва – столица России

Кремль

Кремль Московский нас встречает,
Мощь его всех поражает,
Куранты Спасской башни бьют,
На праздник будет здесь салют.

Воробьёвы горы

Вот Воробьёвы горы –

Берег Москвы-реки.

Бескрайние просторы

Здесь каждому близки.

Москва-река

Плывёт по речке теплоход,
На палубе стоит народ.

Москва-река гостей встречает,
Москвы красоты открывает.

Достопримечательности Москвы

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Куранты» (= «Часики»). Рука – в кулаке, двигается вправо-влево вместе с языком.


  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Горка». Ладонь направлена тыльной стороной вверх, имитирует «горку».

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Парус». Ладонь имитирует парус, повёрнута внутренней стороной к себе.

24.

Наш родной город

Павел Перевозчик

Павлово – Родина моя!

Символ города – ладья.

Павел, не жалея сил,
«Первых» людей на ней возил.

На правом берегу Оки
Давно те люди поселились,
Теперь на месте этом град,
Которым бы они гордились.

Павловские кузнецы

В Павловском музее побывать я рад,
В нём так интересен каждый экспонат.

Особо интересны замков мне образцы,
Тех, что изготовили наши кузнецы:

Мелкие, что только в микроскоп видны,
Крупные, что могут быть гордостью страны.

Павловский лимон

На каждом окне в нашем городе чудном
Растёт, завезённый когда-то лимон.

И каждый любитель чая с лимоном
С полезными свойствами фрукта знаком!

Малая Родина

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Ладья» (=«Парус»). Ладонь имитирует парус, повёрнута внутренней стороной к себе.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Горка». Ладонь направлена тыльной стороной вверх, имитирует «горку».

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «В музее» (= «Вкусное варенье»). Вращательные движения ладони по кругу.
  • Чередуются упражнения артикуляционной гимнастики «Большие и маленькие замки»  (=«Бегемот», «Слоник»). Ладони соответственно раскрываются и собираются в «щепотку».

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Пальцы рук переплетены, тыльной стороной обращены вниз, имитируют дугу (улыбку).
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Чашечка». Руки собраны в пригоршню.

25.

Мы читаем. Знакомство с творчеством
С.Я. Маршака

Слон

Дали туфельку слону,
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре.

Тигрёнок

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигрёнок, а не киска

Пингвин

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.

На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Верблюд

Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра.

«В зоопарке» (С.Я. Маршак)

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Туфелька» (= «Чашечка»). Руки собраны в пригоршню.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Тигрёнок» (=«Заведи мотор»). Рука – в кулаке, перекатывается по столу.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Пингвин» (= «Хомяк»). Ладони крепко сжаты в кулаки.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Пингвин плавает» (= «Вкусное варенье»). Вращательные движения ладони по кругу.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Верблюд» (= «Корова жуёт сено»). Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

26.

Мы читаем. Знакомство с творчеством
К.И. Чуковского

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы,
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

«Федорино горе» (К. И. Чуковский)

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Чашечка». Руки собраны в пригоршню.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Лопаточка». Ладони раскрыты, повёрнуты тыльной стороной вниз, пальцы напряжены.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Топоры» (= «Качели»). Ритмично сжимают и разжимают кулаки.

27.

Мы читаем. Знакомство с творчеством
С.В. Михалкова

Про девочку, которая плохо кушала

С хрустом Конь жует овес.
Кость грызет дворовый Пес.

Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон —
Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский
Любит Мышь…

 «Про девочку, которая плохо кушала»,

(С.В. Михалков)

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Конь жуёт овёс». Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Воробьи» (=«Слоник»). Пальцы рук собраны в щепотку, направлены вперёд. Дети кивают головой, рука двигается параллельно с головой.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Мишка лижет мёд» (= «Котёнок пьёт молоко»). Ладони обращены тыльной стороной вниз, параллельно с язычком сжимаются в кулачки и разжимаются.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Мышка» (= «Маляр»). Ладонь выполняет плавные движения, имитируя движения кисти.

28.

Мы читаем. Знакомство с творчеством
А. Л. Барто

Лягушата

Пять зелёных лягушат
В воду броситься спешат —
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!

Кораблик

Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
— Прокати, капитан!

Барабан

Левой, правой,
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд.
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.


Стихи для самых маленьких (А. Барто)

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Лягушка» . Руки собраны в замочек.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Пальцы рук переплетены, тыльной стороной обращены вниз, имитируют дугу (улыбку).

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Парус». Ладонь имитирует парус, повёрнута внутренней стороной к себе.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Лягушки скачут» (= «Качели»). Ритмичное постукивание рукой по столу.


  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Барабанщик». Кулачки поочерёдно стучат друг по другу.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Лошадка». Пальцы немного согнуты, стучат поочерёдно по столу, начиная с мизинца.

29.

Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной

Солнышко

Солнышко лучистое
С неба улыбается…

Кот на подоконнике
Мило умывается.

Все так рады солнышко
Весеннее встречать,
Тоже мы умоемся
И пойдём гулять.

Кузнечик

Скачет крохотный кузнечик
На полянке вдоль ручья…
Под его веселый стрекот
Поскачу вдогонку я.

Соловей

Соловей сидит на иве,
Песню звонкую поёт.

Трели сладкие выводит,
Радует честной народ.

 

«Весеннее утро»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбочка». Пальцы рук переплетены, тыльной стороной обращены вниз, имитируют дугу (улыбку).
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Кот умывается» (=«Вкусное варенье»). Вращательные движения ладони по кругу.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Кузнечик» (=«Качели»). Ритмичное постукивание рукой по столу.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Трели соловья» (= «Маляр»). Ладонь выполняет плавные движения, имитируя движения кисти.

30.

Мы читаем. Знакомство с творчеством
А.С. Пушкина

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

«У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

А.С. Пушкин

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Кот учёный» (= «Вкусное варенье»). Вращательные движения ладони по кругу.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Часики». Напряжённая ладонь направлена тыльной стороной вверх, двигается вправо-влево вместе с языком.
  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Следы» (=«Маляр»). Ладонь выполняет плавные движения, имитируя движения кисти.

31.

Скоро в школу. Школьные принадлежности

Портфель

Я портфель свой собирал,
И портфель пузатым стал.

Завтра в школу с ним пойду,
Всё в портфеле я найду.

Пенал

Так нужен в школе пенал ребятишкам,

Розовый – девочкам,  синий – мальчишкам.

Впрочем, неважно, каков его цвет,
Если в пенале главного нет:

Вот знаменитый простой карандаш,

Он в рисованье важней, чем гуашь…

Ручка тем букву любую напишет,
Кто говорит её верно и слышит.

Ластик ошибку, помарку сотрёт,
Порядок в тетради у вас наведёт.

Линейка поможет чертить, подчеркнуть:
С таким арсеналом открыт в школу путь!

«Мой портфель»

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Портфель» (=«Хомяк»). Ладони крепко сжаты в кулаки.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Пенал» (=«Орешек»). Правый кулак ритмично стучит по левой ладони и наоборот.


  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Карандаш» (=«Иголочка»). Ладонь – в кулаке, указательный палец выпрямлен.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Ластик» (=«Маляр»). Ладонь выполняет плавные движения, имитируя движения кисти.

  • Упражнение артикуляционной гимнастики «Чертим по линейке» (=«Часики»). Напряжённая ладонь направлена тыльной стороной вверх, двигается вправо-влево вместе с языком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ёлочка» с детьми первой младшей группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Зима».

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ёлочка» с детьми первой младшей группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Зима»....

«СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ» СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗРАБОТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕЙ «ВОРОНЕЖ – ЦЕНТР ЧЕРНОЗЕМЬЯ»

Сценарий тематического праздника для детей старшей и подготовительной групп составлен в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом смены деятельности детей. Задачи праздника проходят чер...

разработанный в соответствии с ФГОС Тема: "Помогите Лунтику"

разработано в соответствии с ФГОС [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7424660","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"427","width":"283"}}]]...

Презентация "Формы работы с детьми и родителями в период адаптации к детскому саду, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Презентация "Формы работы с детьми и родителями в период адаптации к детскому саду, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Перспективный план разработан в соответствии реализации ФГОС по области «Познание»

                 СЕНТЯБРЬОбразовательная область : « Познание»Раздел программы «Общеобразовательная  программа»  «Развитие сенсорной культ...

Биоэнергопластика.Здоровьесберегающие технологии. Картотека упражнений.

Материал содержит описание игровых упражнений с применением метода биоэнергопластики....