Викторина для детей группы компенсирующей направленности с ТНР (5-7 лет)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Крайнова Е.В.

Занимательная викторина, формирующее  у детей с речевыми нарушениями интерес к родному языка,  к чтению литературных произведений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_moy_rodnoy_yazyk.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина  для детей  старшей  и подготовительной  группы

«Наш родной язык»

Цель: познакомить детей с международным днем родного языка, воспитывать у детей любовь к родному языку.

Задачи:

  1. Формировать понятие «родной язык»;
  2. Обогащать и активизировать речь детей;
  3. Формировать у детей самостоятельность, любознательность, активность;
  4. Развивать внимание, мышление;
  5. Стимулировать речевую активность;

Ход мероприятия:

Ведущий: - 21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка.

 В мире существует  много разных языков, и  у каждого человека есть свой родной язык.   Ещё когда вы только родились и были совсем крохами, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью и познавать окружающий мир.

Каждый человек должен знать и хорошо говорить на своём родном языке. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык.

 А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском)

- Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов,  с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой народ! Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель»

Ребёнок:  

Жура-жура-журавель,

Облетел ты сто морей,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Воспитатель:  Ребята, назовите наш родной край. ( г. Богородск ) А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)

-наш родной, русский язык – язык строгих правил. Правила требуют правильно произносить и грамотно использовать и  писать слова. Мы с вами много времени уделяем тому, чтобы научиться красиво и грамотно говорить.  И сегодня  мы проверим ваши знания и умения. Мы проведем викторину. Для этого нам нужно разделиться на две команды (Знайки и Умники). Жюри сегодня будут ваши воспитатели. Они будут оценивать каждый конкурс, и награждать фишками. В конце они подведут итоги, и выберут победителей.

1 конкурс «Разминка» (слова – антонимы, «Скажи наоборот»)

Далеко - … кислый -…., добрый -, дождь -, толстый -, лежать -, солнце - ,узкий-, молодой -, камень -, холодно -,короткий -, большой -, чистюля -, быстрый -,высокий -, пушистый -, прямая -, черный -,правда -, зима -, сытый -, острый -,вход -, низ -, грязно -, смелость -,широко -, вправо - …., горький - … жара -, день .

-молодцы, хорошо справились с разминкой. Пока жюри подводит итог разминки, я объясню следующий конкурс. Наш родной язык очень богат пословицами и поговорками. Их сочинял русский народ, пословицы и поговорки пересказываются и передаются и поколений в поколения на протяжении веков, но они и в наше время очень актуальны и знакомы нам. Проверим? (Да)

 2 Конкурс: «Продолжи пословицу»

- я говорю начало пословицы, а вы ее продолжаете.

  • Не имей сто рублей – а имей… сто друзей;
  • Нет друга – ищи, а нашел –… береги;
  • С верным другом горы свернешь – а с плохим…  горя хлебнешь;
  • Сам погибай, а товарища… выручай;
  • Родина – мать, умей за нее …постоять;
  • Где кто родился – там и… пригодился;
  • Поспешишь — …. людей насмешишь.
  •  Что посеешь, … то и пожнешь.
  •  Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
  •  Семь раз отмерь, … один отрежь.
  •  Глаза боятся, … а руки делают.
  •  С кем поведешься … от того и наберешься.

- молодцы, ребята. Жюри подводит итог этого конкурса, а нас ждет еще одно увлекательное и сложное задание.

 Ребята, а скажите, вы любите сказки?  (да) Много знаете сказок? Какие?(ответы детей) Да, ребята сказок написано очень много. Их писали поэты, писатели, народ также сочинял сказки. Наши русские сказки отличаются тем, что во многих сказках есть троекратное повторение событий, написаны очень красивым, нашим родным языком. Во многих сказках встречаются старинные слова, читать наши сказки одно удовольствие. И сейчас я хочу проверить, как вы хорошо знаете сказки.

3. Конкурс «Собери пазлы»

- участвуют 6 членов команды. Собирают картинку из пазлов, а другие члены команды должны отгадать сказку.

- Следующий конкурс тоже про сказки.

4. «Сказочный»

Будут задаваться вопросы, и 3 предполагаемых ответа. Вы должны будете выбрать правильный ответ.

Почему уснула Спящая Красавица?   Она поцеловала жабу… Она съела отравленный фрукт…. Она уколола пальчик о веретено….

Что продал Буратино, чтобы попасть в театр?  Азбуку…. Нарисованный очаг…. Артемона….

Во что превратилась карета Золушки в полночь?  В аквариум…. В спортивную машину…. В тыкву….

Как мышка разбила золотое яичко?  Ударив лапой…. Махнув хвостом…. Использовала прием кун-фу…

Что попросил старик у золотой рыбки?  Квартиру…. Корыто…. Моторную лодку….

Кто пришел в дом к трём медведям?  Четвертый медведь… Управдом…Машенька

Кем на самом деле был гадкий утенок? Курицей… Лебедем…. Орлом….

Что нашла лиса по дороге? Скакалочку…. Салочку…. Мочалочку….

- Отлично, ребята. Сказки вы знаете.

- Ребята, наша страна богата талантливыми людьми, я сейчас хочу поговорить о наших замечательных поэтах. Кто такие поэты (ответы детей). Правильно, поэты пишут для нас стихи, которые мы с вами очень любим читать. А чем отличаются стихи от прозы (рассказов, сказок)? (ответы детей). Стихи отличаются от прозы тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая строчка звучит похоже на предыдущую. Стихи пишутся в рифмах Это когда слова в конце строк заканчиваются одинаково – так объяснял Цветик Незнайке, что такое рифма. Например: мама самый лучший друг, это знают все вокруг.

И сейчас я предлагаю вам тоже немного порифмовать.

  1. Конкурс «Продолжи рифму»

 Я буду начинать строчку, а вы заканчивать рифмой.

- в кладовой шуршала мышка, под сосной лежала….. шишка;

- капризуля наша Маша, у нее в тарелке….. каша;

- стоит в деревне старый дом, в сети к нам попался….. сом;

- очень любят мыши сыр, в сыре очень много….. дыр;

- пишем маме письмо дочка, в конце письма стояла…… точка;

- дымится в миске кашка, на столе стоит с чаем…..чашка;

- на берегу лежала гайка, над водой летела….. чайка;

- было в сказке очень худо, пока не появилось….. чудо.

И последний конкурс нашей викторины

  1.  «Важное слово»

Участвуют 6 членов команды. Прыгая по нейродорожке, используя схему, дети находят буквы и составляют из них слово. Другие участники читают это слово. (слова Родина, Россия)

- Вот и подошел к концу наш праздник. Сегодня мы увидели, как хорошо вы знаете наш родной язык, и все что с ним связано. Вы были  активными и внимательными, выполняли правильно задания.  Старайтесь, ребята,  говорить красиво, четко, ясно и беречь наш великий русский язык!  А сейчас послушаем наше жюри, которое подведет итоги конкурсов.

Жюри подводит итоги конкурсов, награждает победителей и участников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения «КВН «Почемучки-Знатоки»» для детей группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) (с участием родителей)

Конспект развлечения «КВН «Почемучки-Знатоки»» для детей группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) (с участием родителей), целью которого является:Познакомить родител...

Праздник для детей группы компенсирующей направленности для детей с ФФН по ПДД: "Засветись!"

Праздник для детей группы компенсирующей направленности для детей с ФФН по ПДД: "Засветись!"...

Викторина в подготовительной группе компенсирующей направленности «Домашние животные»

Викторина «Домашние животные»Задачи:Закрепление представле­ний о домашних животных, их внешнем виде. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, ло...

Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление, предупреждение, исправление».

Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление,  предупреждение, исправление»....

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей группы "Два Деда Мороза" (для детей группы компенсирующей направленности)

Сценарий новогоднего утренника для детей  старшей группы компенсирующей направленности , с учетом особенностей детей малой группы (12-15) человек. По времени расчитан на 35-45 минут. При участии ...

Конспект итоговой логопедической викторины в подготовительных группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

С целью повышения эффективности коррекционной работы логопедические занятия проводятся  в форме путешествий, викторин, имитации различных телепередач и т.д. Подобные формы занятий не только повыш...

Сценарий литературной викторины по сказкам для детей группы компенсирующей направленности 5-7 лет

Данное мероприятие может проводиться в совместной деятельности воспитателя с детьми, как закрепление пройденного материала.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуника...