Презентиция ДИСГРАФИЯ
презентация по логопедии

Нарженкова Светлана Петровна
Презентиция ДИСГРАФИЯ, причины, симптомы ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr3.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обследование школьников с нарушениями письма Выполнила Студентка СДОзу-20 Нарженкова С.П.

Слайд 2

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. • Требования к обследованию (к речевому материалу): 1) Речевой материал должен включать звуки всех фонетических групп. 2) Должен предусматривать позиционную близость звуков, имеющих акустикоартикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству. 3) Включает слова различной сложности слогоритмической структуры.

Слайд 3

Состояние различных видов письма - списывание, - письмо под диктовку, самостоятельное письмо по картинке, - изложение, - сочинение, письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с недифференцированными на слух звуками, - с графически сходными буквами

Слайд 4

На первичном приёме учитель проводит сбор анамнестических данных. Необходимо выяснить, какие обстоятельства могли повлиять на отставание в развитии речи: патологии беременности, родов, раннего возраста ребёнка. После этого собирается речевой анамнез: когда появилось гуление , лепет, первые слова и фразы. Необходимо выяснить, занимался ли ребёнок с логопедом, и с какими результатами.

Слайд 5

Важным моментом обследования является сбор данных о состоянии слуха, зрения, общей и артикуляционной моторики, особенностях познавательной деятельности ребёнка. Состояние слуха проверяется громкой и шёпотной речью на расстоянии 6 м. Состояние зрительного восприятия проверяется, в основном, на заданиях по узнаванию и называнию цветов.

Слайд 6

При обследовании общей моторики определяется возможность удерживать заданное положение на протяжении определённого времени, плавность движений, отсутствие напряжения. Очень важным является результат обследования мелкой моторики. Для обследования могут быть предложены такие упражнения: - последовательное прикосновение большим пальцем правой (а потом и левой) руки к остальным пальцам; - одновременное поднимание пальцев правой (левой) руки от стола; - последовательное поднимание пальцев от стола, начиная с большого; - одновременная смена положения кистей рук (одна кисть с соединёнными вместе пальцами, вторая с разведёнными – затем наоборот).

Слайд 7

При обследовании состояния артикуляционной моторики учитываются особенности строения частей артикуляционного аппарата: губ, зубов, твёрдого и мягкого нёба, языка, подъязычной связки. После этого ребёнку предлагают повторять артикуляционные упражнения, которые показывает учитель. Во время оценивания моторики учитываются точность и объём выполняемых движений, изменение тонуса артикуляционного аппарата, возможность удерживать артикуляторное положение.

Слайд 8

После обследования состояния артикуляционного аппарата, учитель проводит проверку устной речи ученика. Проверяется произношение гласных и согласных звуков, обращается особенное внимание на замены и смешение звуков. Обращается внимание на то, создаёт ли ребёнок слоговую структуру слова, правильно ли употребляет ударение.

Слайд 9

При обследовании состояния фонематического восприятия и звукового анализа ребёнку предлагаются такие задания: - определить количество и последовательность звуков в словах; - определить место заданного звука в разных словах; - назвать общие звуки в разных словах; - назвать отличные звуки в похожих словах; - подобрать слова на заданный звук; - подобрать рисунки на заданный звук.

Слайд 10

При обследовании лексико-грамматической системы речи учитывается объём активного и пассивного словарного запаса, преимущественно используемые части речи, правильность употребления слов согласно их значений. Анализируется структура предложений, которые использует ребёнок (простые, распространённые, сложные), а также правильность построения высказываний. Специально подобранные задания дают возможность выявить аграмматизм в согласовании слов в роде, числе, падеже.

Слайд 11

Обязательным элементом обследования является проверка связной речи ученика. Ребёнку предлагается серия рисунков или сложный сюжетный рисунок, по которым он должен составить краткий рассказ. Как правило, у детей-дисграфиков это задание вызывает наибольшие трудности. Они просто составляют несколько простых распространённых и нераспространённых предложений по содержанию рисунков, но не могут связать их между собой так, чтобы вышел целостный рассказ.

Слайд 12

После обследования самостоятельных высказываний ученику предлагается прочитать буквы, слоги и слова разной слоговой структуры. Обращается внимание на тип ошибок (слитное или побуквенное чтение, пропуски, перестановки, замены букв, ударение). Затем ребёнку предлагается прочитать и пересказать небольшой текст. При этом учитывается техника чтения (быстрое, медленное, невыразительное, с ошибками) и понимание прочитанного.

Слайд 13

Схема обследования детей с расстройствами чтения и письма 1. Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации. 2. Анамнез. 3. Строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата. 4. Речевая моторика. 5. Слуховая функция. 6. Состояние звукопроизношения. 7. Состояние фонематического анализа, синтеза и представлений. 8. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем). 9. Особенности словарного запаса и грамматического строя речи. 10. Особенности динамической стороны речи. 11. Состояние зрительной функции: биологическое зрение, зрительный гнозис , мнезис , зрительный анализ и синтез, пространственные представления. 12. Состояние процесса чтения (знание букв, характер чтения слогов, слов, предложений, текста различной трудности); скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое , словесно-фразовое чтение). 13. Состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку, изложение и сочинение, письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с недифференцируемыми на слух звуками, с графически сходными буквами).

Слайд 14

Обследование начинают с самых простых задании. Наиболее доступно для ребенка задание сложить слова из разрезной азбуки. Логопед показывает картинки с изображениями предметов и складывает соответствующие слова. Вначале для облегчения задания можно давать ребенку не все буквы азбуки, а лишь те, из которых состоит то или иное слово. Например, если на картинке изображен кот, нужно дать ребенку О, Т, К. Если задание будет выполнено правильно, ребенку предоставляют все буквы азбуки.

Слайд 15

1. Написание слов по картинкам. Ребенку предлагаются картинки с изображениями хорошо знакомых ему предметов повседневного обихода. Картинки следует подбирать так, чтобы слова были различной сложности (стечение согласных, сложная слоговая структура, сочетание смешиваемых звуков), например: сковорода, скворечник, карандаш, ножницы, телевизор, магнитофон, пирамида, баранки, лыжи, коньки, шуба, старушка, бабушка, сушки, гриб, спички, зажигалка, коробочка, щипцы, клещи, чулки, зубы. Логопед дает задание написать названия предметов, изображенных на картинках.

Слайд 16

2. Написание предложений по картинкам. Ребенку дают сначала предметные картинки, затем сюжетные и, наконец, серии картинок. Он должен сначала составить предложения, а затем написать их. Помимо перечисленных выше приемов, навык письма у детей проверяют с помощью слуховых диктантов. Диктанты для проверки подбирают и составляют таким образом, чтобы они включали в себя слова со звуками, близкими по звучанию или сходными по артикуляции. Кроме того, диктанты, предлагаемые детям при обследовании, должны соответствовать всем требованиям школьной программы по русскому языку (и, конечно, возрасту ребенка).

Слайд 17

К специфическим дисграфическим ошибкам относятся следующие: 1. Специфические фонетические замены. Это ошибки, указывающие на недостаточность различения звуков, принадлежащих к одной группе или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Сюда относится замена и смешение букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, р и л, замена букв, обозначающих гласные звуки.

Слайд 18

2. Нарушение слоговой структуры слова. Сюда относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточной четкости звукового анализа, о неумении не только уточнять и выделять звуки и слова, но и устанавливать их последовательность. Это пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание двух слов.

Слайд 19

3. Грамматические ошибки. Эти ошибки указывают на незаконченность процесса формирования грамматического оформления письменной речи. К ним относится пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении. Именно описанные выше категории специфических ошибок позволяют установить у ребенка дисграфию , поэтому они считаются диагностическими.

Слайд 20

К ошибкам, сопутствующим дисграфии , относятся следующие: 1. Орфографические ошибки . Ошибки на правописание у дисграфиков более многочисленны, чем у детей, еще не овладевших полностью грамотным письмом. Причем преобладают ошибки на буквы, обозначающие безударные гласные, сомнительные или непроизносимые согласные, на написание звонких и глухих звуков в конце слова, на обозначение смягчения согласных. 2. Графические ошибки. Это замены букв по графическому сходству (вместо И пишется Ш и наоборот, вместо Л — Ми наоборот и т. д.) и по графическому признаку (вместо Б — Д и наоборот, вместо Т — Ш и т.п.).

Слайд 21

Изучением дисграфии за.нима.лись та.кие ученые, как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева , Р.Е. Левина., Л.Ф. Спирова., И.Н. Садовникова , О.А.. Тока.рева ., М.Е. Хватцев и другие А.Н. Корнев Р.Е. Левина

Слайд 22

В методике Л.Н. Ефименковой заслуживает внимания построение логопедической работы у детей младшего школьного возраста с дисграфией с учётом: Принципа системности (развитие функций фонематической системы осуществляется параллельно с развитием лексико-грамматической стороны речи, связной речи). Принципа поэтапности (логопедическая работа проводится в 2 этапа: на первом году обучения и на втором году обучения). Принципа дифференцированного подхода (методический материал предложено использовать с учётом речевых нарушений). Введение в систему работы заданий по развитию неречевых процессов (мышления, слухового и зрительного внимания и памяти)

Слайд 23

Коррекция навыков письма по Е.В. Мазановой включает 4 этапа: Организационный этап (включает первичную диагностику, заполнение речевых карт и планов). Подготовительный этап (работа над зрительным и слуховым восприятием, становлением зрительного и слухового анализа и синтеза, формированием мнезиса ). Основной этап (направлен на то, чтобы закрепить связи между произношением звука и его графическим отражением в письме, автоматизировать письмо смешиваемых и взаимозаменяемых букв, дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые буквы). 4. Итоговый этап (закрепление усвоенных умений и навыков).

Слайд 24

Коррекция навыков письма по Е.В. Мазановой включает 4 этапа: Организационный этап (включает первичную диагностику, заполнение речевых карт и планов). Подготовительный этап (работа над зрительным и слуховым восприятием, становлением зрительного и слухового анализа и синтеза, формированием мнезиса ). Основной этап (направлен на то, чтобы закрепить связи между произношением звука и его графическим отражением в письме, автоматизировать письмо смешиваемых и взаимозаменяемых букв, дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые буквы). 4. Итоговый этап (закрепление усвоенных умений и навыков).

Слайд 25

Коррекция навыков письма по Е.В. Мазановой включает 4 этапа: Организационный этап (включает первичную диагностику, заполнение речевых карт и планов). Подготовительный этап (работа над зрительным и слуховым восприятием, становлением зрительного и слухового анализа и синтеза, формированием мнезиса ). Основной этап (направлен на то, чтобы закрепить связи между произношением звука и его графическим отражением в письме, автоматизировать письмо смешиваемых и взаимозаменяемых букв, дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые буквы). 4. Итоговый этап (закрепление усвоенных умений и навыков).

Слайд 26

Методика И.Н. Садовниковой Базируется на результатах логопедического обследования, в ходе которого определяются ведущие направления логопедической коррекции. Ведущие направления: Развитие фонематического восприятия и языкового анализа. Развитие пространственных и временных представлений. Количественное и качественное обогащение словаря. Совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов. Усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений. Обогащение фразовой речи учащихся.

Слайд 27

Методика А. В. Ястребовой (1984) Имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность. Коррекционно – развивающая работа посвящена совершенствованию устной речи дети, развитию речемыслительной деятельности, формированию психологических предпосылок к осуществлению полноценной учебной деятельности. Работа начинает реализовываться уже с первоклассниками, составляющими «группу риска», которая предупреждает появление дисграфии и дислексии .

Слайд 28

Анализ результатов обследования и комплектование групп. Обследование первоклассников направлено на выявление детей, у которых в дальнейшем могут возникнуть трудности формирования навыков чтения и письма. Оно проводится в несколько этапов: — экспресс-обследование устной речи всех первоклассников; — развернутое логопедическое обследование тех детей, которые могут быть отобраны для занятий в ходе предварительного изучения; — изучение состояния предпосылок формирования функциональной системы чтения и письма у детей, которые могут быть отобраны для занятий: особенностей произвольной регуляции и серийной организации движений; особенностей гностических функций (зрительного и слухового гнозиса , кинесте - тического праксиса , зрительно-пространственных функций).

Слайд 29

Анализ результатов обследования и комплектование групп. Группа 1-х классов формируется с целью профилактики возможных нарушений чтения и письма. В группу отбираются дети, имеющие сходные нарушения устной речи и определенных предпосылок формирования навыков чтения и письма. Обследование учащихся 2–4-х классов строится следующим образом. В том случае, если логопед работает в школе первый год, он проводит экспресс-обследование устной речи всех учеников 2–4-х классов. После этого логопед анализирует письменные работы (контрольные тетради по русскому языку) всех учащихся. Выявляет учеников с выраженными, стойкими нарушениями письма. Оформляет на каждого из этих учеников карту учета специфических и орфографических ошибок. Затем проводится анализ чтения этих детей, а также тех учащихся, к чтению которых имеет какие-либо замечания классный руководитель. Ошибки чтения также заносятся в специальную карту учета ошибок для дальнейшего анализа

Слайд 30

Анализ результатов обследования и комплектование групп. Таким образом, в ходе обследования с 1 по 15 сентября формируются группы учащихся для профилактики (1-й класс) и коррекции нарушений чтения и письма (2–4-е классы); выявляются дети, нуждающиеся в индивидуальных занятиях по преодолению нарушений звукопроизношения. Оформляется «Журнал обследования устной речи учащихся», заполняются карты учета ошибок чтения и письма и речевые карты на тех учащихся, которые будут посещать логопедические занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентиция для коррекционно-развивающей работы с детьми. Раздел - фонетика.

Презентация на тему «Артикуляционные упражнения»...

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...

Презентиция "Путаница"

Презентация по произведению К.И. Чуковского "Путаница"....