Лексическая тема "Насекомые"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Игры и упражнения для детей по закреплению материала дома с родителями. Для детей 5-7лет. Развитие речи, восприятия, памяти, мышления, ознакомление с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лексическая тема "Насекомые"680.08 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: НАСЕКОМЫЕ. (5-7лет)

Игры и упражнения для закрепления дома .

https://uookn-kursk.ru/wp-content/uploads/2/6/b/26ba3c23979f348d37b31813b1a42a92.jpeg

2. Отгадай загадки. Какие слова помогли найти отгадки?

У нее четыре крыла,                                Очень маленький на вид,

Тело тонкое, словно стрела,                   Надоедливо звенит,

И большие, большие глаза.                     Прилетает вновь и вновь,

Называют ее...(стрекоза).                        Чтобы выпить нашу кровь.(Комар)

3. Назови «Один и много» (по картинкам выше)

Бабочка-много бабочек                   оса-много ос    стрекоза-много стрекоз  пчела-много пчел и т.д.

4.        Упражнение «Чьи лапки, чья голова?» Рассмотри картинки. Составь предложения
по образцу.
Образец: У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы — пчелиные  лапки, пчелиная  голова.        

У комара — комариные лапки, комариная голова.

У таракана — тараканьи  лапки, тараканья  голова.        

У паука —паучьи  лапки, паучья голова.

Ответь на вопросы :

*  Кто в лесу строит муравейники? (Муравейники строят муравьи.)

* Как называется дом, который люди строят для пчел? (Дом для пчел называется улей.)

* О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (что жучок несъедобный,)

* Какую пользу приносят насекомые?:     людям: пчелы дают мед, воск;

  • лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опыляют растения;
  • животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.

* Какой вред наносят насекомые?:

  • людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни; инфекции.
  • лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;
  • животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.

Найди на картинке и раскрась спрятавшихся в траве НАСЕКОМЫХ- бабочек, муху, пчелу, стрекозу, гусеницу, кузнечика, жука, паука и муравьев. Покажи части тела насекомых (голова, усики, хоботок, жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки).

4.  Выделите (подчеркни) лишнее слово, объясни свой выбор :

•   заяц, еж, лиса, шмель; (Дикие животные и насекомое)

•   грач, паук, скворец, сорока; (птицы и насекомое)

•   бабочка, стрекоза, заяц, пчела;(животное и насекомые)

•   кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;(птица и насекомые)

•   таракан, муха, пчела, майский жук;(бегает, остальные  летает)

•   стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка. (прыгает, остальные летают)

5.Упражнение «Назови ласково». Паук — паучок

Комар — ...комарик        Таракан — ...тараканчик        Пчела — ...пчелка

Стрекоза — ...стрекозка        Жук — ...жучок        Муха —..мушка

6.Упражнение «Подскажи словечко».

Ваня рассматривал в лупу
свою коллекцию насекомых. И оказалось, что:

У стрекозы не глаза, а глазищи.

У муравья не ножки, а ножищи.

У таракана не усики, а усищи.

У бабочки не лапки, а лапищи.

Под лупой божья коровка выглядела не

маленьким жучком, а огромным жучищем;

таракан — тараканищем, а паук — паучищем.

9.Упражнение «Считай и называй». Посчитай насекомых-комар, шмель, божья коровка, кузнечик (один комар, два комара, три комара и т.д.) (запиши в кружок цифру или обозначь количество точками), (четко произноси в словах звуки, которые у  тебя есть).

                 9) кто такие бабочки, стрекозы, сверчки и кузнечики? (насекомые)

                10) караси, пескари…(продолжи, каких  еще рыб ты знаешь?)

 Упражнение «Нелепицы». Послушай предложения, расскажи, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Муравей живет в улье.(в муравейнике)     Паук собирает нектар с цветов.

Бабочка стрекочет.                                     Муха плетет паутину.

Комар ловит птиц.                                        Шмели строят муравейник.

  Упражнение «Чьи лапки, чья голова?» Рассмотри картинки. Составь предложения
по образцу.
Образец: У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы — пчелиные  лапки, пчелиная  голова.        

У комара — комариные лапки, комариная голова.

У таракана — тараканьи  лапки, тараканья  голова.        

У паука —паучьи  лапки, паучья голова.

ВЫУЧИ стих, четко проговаривай звуки, которые у тебя уже есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...