Развитие зрительного восприятия на логопедических занятиях.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelnogo_vospriyatiya_u_doshkolnikov.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.
Сегодня мы поговорим о способах развития восприятия у детей дошкольного возраста.
Механизм и виды восприятия.
Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?
- Окружающий мир состоит из различных предметов и явлений, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
- С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
- Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» - восприятие.
- На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.
Классификация видов восприятия:
- Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
- Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
- Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
- Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
- Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).
- Вестибулярная система – сенсорная система, используемая для анализа положения и движения тела в пространстве.
- Проприоцептивная система воспринимает сигналы от мышц, связок и суставов.
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрительное восприятие - это способность мозга принимать и понимать то, что видят глаза. Глаза отправляют в мозг информацию, которую нужно правильно интерпретировать.
С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
Вестибулярные, зрительные ощущения, сигналы от мышц и сухожилий (проприоцептивные ощущения) объединяются, образуя «карту», которую мозг потом использует для управления телом в пространстве. Соотнесение того, что мы видим с тем, что мы чувствуем, помогает планировать сложные действия. И если зрительная зона коры мозга не наладила связь с вестибулярной системой, мышцами, суставами, кожей – зрительно различать детали будет сложно. Поэтому у детей, не получающих точной информации от тела, нередко страдает и зрительное восприятие.
Ребенок с недостаточно развитым зрительным восприятием может испытывать проблемы, которые проявляются в различных формах:
Плохая способность к управлению движением взгляда, резкие и несогласованные движения глаз, трудности при фокусировке взгляда на неподвижном предмете, недостаточная координация между зрением и двигательными реакциями (зрительно-моторная координация).
Испытывает трудности при закрашивании рисунков, не выбиваясь за линии контуров, или не может проводить линии, когда рисует, раскрашивает или пишет.
Испытывает трудности, собирая мозаику, и строит что-либо из кубиков.
Не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь по лестнице.
Не любит незнакомые места, так как боится, что легко может там потеряться.
Не видит сходства и различия в узорах или рисунках.
С трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе.
Долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу.
Работает с частями задания, но не видит целостной картины.
Не может резать ровно по линии и /или склеивать предметы и бумагу в нужном месте.
Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников.
Игры для активизации зрительных функций и развития зрительного восприятия, направлены на обеспечение активности детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, развивают у детей зрительное внимание и зрительную память, способствуют речевому и умственному развитию: формированию образных представлений и понятий, умений выделять, анализировать, дифференцировать, классифицировать группы предметов по определенным признакам, закреплению и обогащению знаний об окружающей действительности.
«Игры на сортировку по цвету, форме, величине». Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик».
Цель: учить располагать предметы на плоскости, закреплять знание геометрических фигур, цифр, название основных цветов, и дополнительных.
Материалы: коврик, разделенный на 9 квадратов с липкой лентой в каждом, фишки по вашему усмотрению, которые располагаются над квадратиками (бабочки разного цвета, цветы трех цветов по три штуки, геометрические фигуры, цифры).
Варианты игры
1. «Продолжи ряд»:
– на верхней полоске расположи синие цветы, а на нижней – зеленые;
– продолжить ряд сверху вниз, снизу вверх, справа налево и наоборот.
2. «Кто где живет»:
– посмотри на мой образец, назови, где находятся цветы (с середине, в центре, справа, слева, вверху, внизу), и на своем коврике выложи точно также;
– воспитатель дает указание, где расположить предметы, а затем показывает образец.
3. «Назови по цвету» дети называют, какого цвета бабочка, где она сидит, используя слова «в центре», «над», «под», «справа», «слева». В старшем возрасте добавляются бабочки другого цвета и в речь добавляются слова «правый верхний угол», «левый нижний угол» и другое.
4. «Закончи предложение» В центре располагается …..; Вверху находится...; Внизу располагается…; Справа находится ….; Слева распо- лагается ... «Заполни пустые клетки» дети находят пропущенные цифры и располагают их на свои места.
5. «Найди клад» закрыть все квадратики бабочками (цветочками, геометрическими фигурами, цифрами) и сказать, что клад находится под розовой бабочкой, или в верхнем правом углу, или в среднем ряду на втором по счету месте слева направо и так далее.
6. «Назови соседа» расположить геометрические фигуры или цифры во всех клетках и попросить назвать, например, соседей цифры пять справа, слева или соседей круга вверху, внизу, справа, слева.
«Коврик» – 2
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом – предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец,
желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
«Пазлы и разрезные картинки». Предъявляют части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
«Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2 – 3 геометрических фигур по образцу.
Варианты: составить конструкцию по памяти, по описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).
«Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.
«Определи форму предмета». Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.
«Что изменилось?» Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.
«Наложенные изображения». Ребенку предъявляют 3–5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
«Зашумленные изображения». Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
Старшая сестра Наташа старательно писала буквы Ш. Но ее младшая сестрёнка захотела помочь Наташе. Но она не умела писать, поэтому закалякала все буквы. Наташа расстроилась. Помоги Наташе, найти все буквы Ш, назови и подчеркни.
«Спрятанные изображения». Ребенку даются изображения на белом фоне, которые хорошо замаскированы. Организуется команда сыщиков. Они должны найти нужный предмет, цифру или букву. Для первых занятий лучше подбирать простые варианты с крупными изображениями, затем задания усложняются-предметы становятся мельче.
«Найди отличия». Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
«Незаконченные изображения». Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
«Точечные изображения». Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
«Зрительный диктант или навигатор».
1 тур. Ребёнок «турист» ставит пальчик на клетку Старт, а затем передвигает его в соответствии с указаниями взрослого «Навигатора», чётко называя картинки, на которых останавливается его палец. Цель туриста: пройти весь маршрут.
2 тур. Роль навигатора поочередно выполняют взрослый и ребенок. «Навигатор» должен самостоятельно проложить маршрут таким образом, чтобы «турист» смог «найти» все «жетоны», т.е. остановиться на каждой из 7 картинок с изображением жетона, сделав при этом минимальное количество остановок на других картинках. В следующих партиях «туристу» надо найти все жилеты, все желе, всех жаб и т.д.
Викторина «Навигатор» 1. Быстро и четко отвечай на вопросы: - Что под кеглями? – … (под кеглями шапки), а что над кедами? - … (над кедами кирпичи) Что справа от жуков? Что между кепками и булками? Что между кенгуру и кедами? Что во втором столбике? Что в верхнем ряду? Что в левом нижнем углу? и т.д. О чем и о ком можно сказать «мой» (моё, мои)? 2. Не глядя на картинки, назови всё, что запомнилось.
Игра «Сыщик».
Взрослый называет любую пару предметов, изображенных на картинке, например: «колеса». Ребенок – «сыщик» должен быстро найти оба колеса, поставить на них свои указательные пальчики и чётко произнести: «Большое колесо и маленькое колёсико» Таким же образом разыгрываются все остальные пары предметов.
«Перевернутые изображения». Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.
Игра «Чужая буква». На другой планете есть буква, похожая на букву С. Только она перевёрнута в другую сторону. Буква С и чужая буква хотят запутать ребят. Найди все буквы С и назови их: С-С-С. Когда найдёшь чужую букву, скажи: не С и зачеркни её.
«Прятки».
Буквы играют с тобой в прятки. Ребёнок должен найти на волшебных рисунках нужные буквы, показать их и назвать.
«Угадай по тени». Животные, в названии которых есть звуки Ш, Ж решили поиграть с тобой в прятки. Они спрятались, но остались видны их тени. Угадай и назови всех, кто спрятался.
«Что лежит в чемоданчике».
Догадайся, в какой последовательности лежат вещи в каждом чемодане. Сначала ребёнок называет форму предметов, которые надо положить в чемодан. Затем кладёт их в нужной последовательности. Сначала по форме и цвету, затем только по форме, затем только по цвету. Четко назови их, например: «В первом чемодане лежат шаль, шарик, шарфик, шайба и шапка».
«Найди кораблик» Выложить геометрические фигуры в последовательности, которую задаёт логопед. Сначала круги, под кругами квадраты, над кругами треугольники. Логопед прячет кораблик под геометрическую фигуру. Ребенок задаёт вопросы: Ваш кораблик под кругом, квадратом или треугольником? Педагог говорит, например, под кругом. Ваш круг розовый, красный, черный, серый или оранжевый? Педагог называет цвет. Ребенок соотносит ответы педагога и находит нужную геометрическую фигуру.
В целом развитие зрительного восприятия – необратимый процесс. Если приостанавливается положительное воздействие, то данное качество может замедлить или полностью остановить своё развитие. Поэтому важным является комплексное развитие у дошкольников зрительного восприятия.
Подготовила учитель-логопед: Борисова К. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия
Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...
Использование современных методик развития зрительного восприятия на коррекционных занятиях тифлопедагога
В статье проведен краткий анализ офтальмологической тифлопедагогической литературы по теме "Использование современных методик развития зрительного восприятия на коррекционных занятиях тифлопедаг...
Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»
Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...
Развитие свойств зрительного восприятия в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями зрения
Уважаемые коллеги эт статья будет полезной не только логопедам и конеч же тифлопедагогам....
Консультация для воспитателей логопедических групп "Значимость развития зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией"
В данном материале показана роль зрительного восприятия в коррекционном процессе, значимость его развития у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией....
Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»
Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...
Развитие зрительного восприятия детей С ОНР на логопедических занятиях. Доклад-выступление, обобщение опыта.
В статье представлен небольшой опыт работы по развитию зрительного воспритяи на логопедических занятиях, благодаря тщательному подбору наглядного материала...