Использование современных методик развития зрительного восприятия на коррекционных занятиях тифлопедагога
статья на тему
В статье проведен краткий анализ офтальмологической тифлопедагогической литературы по теме "Использование современных методик развития зрительного восприятия на коррекционных занятиях тифлопедагога", описана практическая деятельность педагога в зависимости от этапа лечения, раскрыт основной психолого-педагогический метод, на котором построена коррекционная работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 17
компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
195030, Санкт-Петербург, пр.Наставников, д. 41, к. 4 тел./факс 520 -18-25
Использование современных методик развития
зрительного восприятия
на коррекционных занятиях тифлопедагога
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) – О. В. Романова
Санкт-Петербург
2012 год
Использование современных методик развития
зрительного восприятия
на коррекционных занятиях тифлопедагога
Современная тифлопсихология, тифлопедагогика и офтальмология
определили некоторые пути, средства и задачи совместного комплексного медико-педагогического воздействия на детей с амблиопией и косоглазием по восстановлению их зрительных функций и развития зрительного восприятия (Э. С. Аветисов, М. И. Земцова, Л.А. Григорян и др.). Офтальмологами и тифлопедагогами разработана система коррекционно-педагогических воздействий, которые осуществляются параллельно с
медицинскими воздействиями, а, иногда, и опережают их в процессе предаппаратной подготовки, развивая зрительное восприятие у детей сложных объектов и изображений. Такой подход к восстановлению зрения у детей с амблиопией и косоглазием необходим для последующих занятий на офтальмологической аппаратуре. Так, лечение косоглазия в специализированном детском саду проводится ортоптическими методами, предполагающими применения специальной аппаратуры и с помощью комплекса целенаправленно разработанных коррекционно-педагогических упражнений. Как и в случае с амблиопией, лечение тем эффективнее, чем более в ранние сроки начато. Однако, использование традиционных методов в младшем дошкольном возрасте наталкивается на определенные трудности: требования, которые предъявляет ребенку работа на лечебной аппаратуре, нередко опережают его развитие, а навыки и умения малыша, сформированные к данному моменту, оказываются недостаточными. Именно поэтому, до недавнего времени, лечение ортоптическими методами младших дошкольников не практиковалось.
Между тем, офтальмологи считают, что время, требуемое на коррекцию амблиопии, можно использовать и для подготовки к лечению косоглазия с помощью офтальмологической аппаратуры.
Подготовительная работа проводится тифлопедагогами и предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления, навыков обобщения и выделения, т.е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей.
Все это - задачи коррекционно-педагогического характера, поэтому
методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогом совместно с врачом-офтальмологом. Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, с одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а с другой, извлекать из последней — лечебный эффект.
Л. А. Григорян предлагает на занятиях тифлопедагога упражнения для
тренировки зрительного внимания, без которого невозможно лечение на
офтальмологической аппаратуре: дети рассматривают сначала крупные изображения предметов, опознавательные признаки которых, выражены с оптимально возможной четкостью. Постепенно они сменяются картинками с менее резко обозначенными деталями. По мере того, как малыши овладевают умениями разбираться в них, им предъявляются картинки с мягкими переходами, без подчеркнутых деталей. В целях развития зрительных функций ребёнка применяется прием поэтапного формирования подражательных действий.
Л. А. Григорян предлагает упражнение, в ходе которого, тифлопедагог демонстрирует какой-либо предмет, держа и разглядывая его на расстоянии вытянутой руки. Затем он постепенно приближает этот предмет к глазам и вновь возвращает в исходное положение, не спуская с него взгляда. Затем тифлопедагог предлагает проделать тоже самое ребёнку, добиваясь, чтобы его взор неотрывно следил за перемещаемым предметом. Это занятие проводится индивидуально с каждым из детей, зрение которых
характеризуется нарушенной конвергенцией.
Также на коррекционных занятиях тифлопедагог формирует и развивает у детей способность самостоятельно воспроизводить виденное раньше, умение выделять частности из целого, и напротив, синтезировать их. Иначе говоря, в процессе предаппаратной подготовки удается сформировать и в некоторой степени развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения — способность, наличие которой является необходимым условием последующих занятий на офтальмологической аппаратуре.
Офтальмологические и коррекционно-педагогические задачи решаются, таким образом, в едином приеме.
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога по развитию зрительного восприятия тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с плеоптическими, ортоптическими и стереоптическими этапами лечения. Е. С. Незнамова совместно с офтальмологами разработала систему работы по восстановлению зрения
педагогическими средствами, формируя цветовое восприятие у ребенка. (Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. /Сборник научных трудов.— Л., 1981)
Так, если медицинские плеоптические мероприятия направлены на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзии и всевозможных раздражений колбочкового аппарата глаза светом и упражнениями, то коррекционно-педагогическая работа в плеоптическом периоде ставит основной задачей формирование зрительного восприятия посредством раздражений цветом амблиопичного глаза ребёнка, а также представлений, умений, навыков, определяемых программой по развитию зрительного восприятия.
Коррекционно-педагогическая деятельность в периоде плеоптического
лечения, как и на других этапах, предполагает строгий дифференцированный
подход, в основе которого лежит разный уровень цветового восприятия формы, величины и т.д., а так же разный уровень психического развития ребенка.
Развитие цветового восприятия путём растормаживания колбочкового аппарата проводится различными методами. Очень эффективным оказывается метод использования цветных фильтров. Для детей с тяжёлыми формами амблиопии используется черно-белая
наглядность в силуэтном и контурном изображении, восприятие которой
обеспечивается тифлопедагогом через красный фильтр. На последующих
этапах восприятия формы, величины, пространственных отношений и т.д.
используется оранжевый и жёлтый фильтры. Контурное изображение
становится тоньше, расстояние между объектами уменьшается, т.к. при этом
параллельно идет преодоление детьми трудностей раздельного видения.
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога на этапах
ортоптического и стереоптического лечения заключается в формировании
тех способов зрительного восприятия, которые стимулируют центральные
ямки обоих глаз к совместной деятельности, являющейся основой для плоскостного и стереоскопического бинокулярного зрения.
Существует ряд нестереоскопических вторичных факторов, с помощью
которых человек может судить о пространственных соотношениях и одним
глазом. К таким факторам относится линейная и воздушная перспектива,
пересечения контуров, изменение видимых размеров предмета, образование
тени и распределение светотеней на поверхности предметов, нюансы окраски
и т.д. Формирование этих вторичных, нестереоскопических факторов
восприятия пространства на эмпирической основе необходимо как подготовительный этап, потому что способность человека воспринимать пространственные соотношения — схожая психофизическая и мыслительная функция. Программой дошкольного воспитания требуются работа с сюжетными многоплановыми картинками. Мыслительная деятельность детей с амблиопией и косоглазием не может ждать, когда функция обеспечит бинокулярное восприятие всех объектов картины, поэтому на первых порах
работы с детьми, страдающими тяжелой степенью амблиопии, выделяется контур объектов второго и третьего планов, для того, чтобы они были узнаны и включены в мыслительную деятельность. На последующих этапах линия выделения контура становится тоньше, а затем дети подводятся к восприятию объектов в естественных условиях.
На ортоптическом и стереоптическом этапах коррекционно-педагогической работы тифлопедагог активно опирается на полисенсорную основу восприятия объектов, особенно, зрительное восприятие в комплексе с осязательным.
Как уже отмечалось выше, для развития и активизации зрительных функций наряду с использованием различных медицинских средств рекомендуются различные дидактические игры и упражнения на тренировку зрения, что и проводит тифлопедагог, учитывая характер зрения каждого ребёнка и этап лечения, на котором он находится. До настоящего времени в практике бытует мнение, что необходимо проведение специальных фронтальных занятий с использованием индивидуальных заданий для каждого ребёнка в зависимости от состояния зрения и периода лечения. Однако Л. И. Плаксина считает, что проведение подобных занятий увеличивает и так большую нагрузку на детей, т.к. многим из них приходится заниматься у логопеда, тифлопедагога и т.д. Поэтому Л. И. Плаксина говорит о том, что проведение специальных фронатальных занятий по развитию и активизации зрения нецелесообразно, при этом, не исключая индивидуальных занятий с отдельными детьми в свободное время. Организация не фронтальных занятий сложна для педагога тем, что для каждого ребёнка следует учитывать период лечения.
Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи офтальмологои рекомендуют игры с разнообразными мозаиками, нанизываение бус, обводку по контуру и силуэту через кальку. В период ортоптического лечения по исправлению косоглазия и выработку фузии (т.е. видения обоими глазами) применяются упражнения на совмещения двух изображений, работа с различными вкладышами, составление из частей целого, игры с кеглями, мячами, шарами, в бильярд и др. Поэтому, в зависимости от состояния зрения и периода лечения для выполнения детьми заданий должны применяться индивидуальные методы обучения.
В начале занятий тифлопедагог проводит с детьми зрительную гимнастику, укрепляя наружные и внутренние (цинеарные) мышцы глаз. Э. С. Аветисов рекомендует упражнения на развитие глазных мышц чередовать и сочетать с общеразвивающими дыхательными и корригирующими упражнениями. При выполнении почти каждого из них (особенно с движениями рук) можно делать и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете.
В середине занятия для всех детей тифлопедагог проводит физкультурную минутку, в задачу которой входит снятие зрительного напряжения и предоставление возможности отдыха глазам.
Таким образом, тифлопедагог на коррекционных занятиях, соблюдая офтальмологический подход, все его требования и рекомендации, также способствует восстановлению зрительных функций, которые в свою очередь способствуют развитию зрительного восприятия.
Основным методом в работе тифлопедагога является психолого-педагогический метод. На его основе строится вся коррекционная работа по развитию зрительного восприятия.
Психолого-педагогический метод выражается в опосредованном влиянии на развитие и стабилизацию зрительных функций через научение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него познавательную потребность воспринимать окружающее.
На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у
детей с нарушенным зрением тифлопедагог формирует:
- зрительные представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира, учит их зрительно анализировать части предмета, видеть общее и отличное между предметами одного вида;
- представления о сенсорных эталонах и развивает на этой основе такие сенсорные операции, как узнавание, локализация из множества, сравнение, соотношение и т.д.;
- потребность использования зрительных умений и навыков для управления причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;
- учит ребенка при восприятии окружающего максимально использовать свои зрительные функциональные возможности;
- учит детей использовать накопленный зрительный опыт при восприятии предметного мира большого, свободного пространства.
В своей работе тифлопедагог руководствуется программой для детей с
нарушением зрения Л. В. Рудаковой «Развитие зрительного восприятия и
знакомство с окружающим миром» и программой Л. И. Плаксиной по
развитию зрительного восприятия для детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения.
Реализация программ по развитию зрительного восприятия направлена
не только на повышения уровня зрительного восприятия как отдельного
психического процесса, но и на обеспечение своевременного для каждого
возрастного периода развития предметных представлений, речи, мышления,
что достигается за счет правильного отбора и использования методов и
приемов педагогической деятельности. Это является важнейшим условием
предупреждения вторичных отклонений и развития компенсаторных
процессов в психической деятельности детей с нарушенным зрением в
дошкольные и школьные годы.
Таким образом, проанализировав офтальмологическую
тифлопедагогическую литературу, рассмотрев практическую деятельность
тифлопедагога, можно с уверенностью сказать, что комплексное
использование на коррекционных занятиях различных методик развития
зрительного восприятия действительно возможно и необходимо. На
сегодняшний момент это очень актуально, так как они дополняют друг друга,
способствуя более качественному изменению видения детей с
функциональными зрительными нарушениями.
.
Список литературы:
- Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. Материалы всероссийской юбилейной научно-практической конференции, СПб, 1999
- Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский, Основные методы развития восприятия у детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие (АПИ СССР, М.,: БН, 1990)
- Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян, Специальная физическая культура для слабовидящих, М., Советский спорт, 2000
- В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, М., гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000
- М. И. Земцова, некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения, М., Просвещение, 1978
- Зрение: сохранение, нормализация, восстановление/ сост. Н. И., М., 1998
- С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Дошкольная педагогика, М., Издательский центр академия, 2000
- В. Т. Кудрявцев В.Т., Инновационное дошкольное
образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание, М., 1993, № 11, с.64-70
- А. Г. Литвак, Психология слепых и слабовидящих,
СПб, 1998
- Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения / Под ред. А. М. Конратова, М., 1930
- Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Артюкевич, Дети с амблиопией и косоглазием, СПб, 1999
- Л. И. Плаксина, Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения, Калуга, 1998
- Л. И. Плаксина, А. Н. Григорян, Содержание методико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения, М., 1998
- Л. В. Рудакова, К вопросу об изучении зрительного восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием // Вопросы обучения и воспитания
слепых и слабовидящих, Л., 1982 - Содержание диагностической и коррекционной работы в детском дошкольном учреждении /Под ред. Н. Я. Кушнир, М., 1996
- Л. В. Фомичева, Интеграция методов развития
- зрительного восприятия в работе тифлопедагога // Диагностика развития и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения, М., 1997
- Л. В. Фомичева, Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром // обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие, СПб, 1995
- Л. Хювяринен, Зрение у детей: нормальное и с нарушениями, СПб, XXI век, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-225500-1363850418.jpg)
Конспект коррекционного мероприятия по развитию зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием (с использованием здоровьесберегающей технологии :элементов зрительной гимнастики по Э. С. Аветисову)
Конспект коррекционного занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-181660-1363077780.jpg)
Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения
Методы и методические приемы по развитию зрительного восприятия на занятиях тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения...
"Использование мозаики в развитии зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"
Занятие для детей с нарушением зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-115099-1349087499.jpg)
конспект занятия тифлопедагога "Развитие зрительного восприятия многопланового изображения"
Данное занятием относится к одному из четырех направлений тифлопедагогической коррекции: «Развитие зрительного восприятия».Направление коррекции «развитие зрительного восприятия&raqu...
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/22/picture-1480074-1690029924.jpg)
Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп.Методическое пособие для специалистов.Болдинова О.Г.Электронный ресурс.
Коррекционная педагогика.Министерство Просвещения Российской Федерации.Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/30/picture-1227917-1706639287.jpg)
Итоговое занятие учителя-дефектолога (тифлопедагога) по ориентировке в пространстве и развитию зрительного восприятия.
Цель: Формирование зрительного восприятия детей. Способствовать развитию внимания детей и формированию умения ориентироваться в помещении групповой комнаты, (музыкального зала) используя план-схему; н...