Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».
консультация по коррекционной педагогике

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-k-fpi-.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. НОВОСИБИРСКА                                                                «ДЕТСКИЙ САД №452 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТЕРЕМОК»»

ДОКЛАД

Использование современных методик развития речи

 детей дошкольного возраста с ОНР

 при реализации образовательной области

«речевое развитие».

(Из опыта работы)

В МКДОУ № 452 «Теремок» общеобразовательное направление  деятельности осуществляется на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования детей «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В детском саду существуют две группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Мы работаем на по примерной адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями для детей 3-7 лет под редакцией Н.В. Нищевой.

Логопедическую группу посещают дети с различными речевыми нарушениями: ФФНР, ОНР III уровня, обусловленное дизартрией.Из-за сложных диагнозов многие ребята неуравновешенны, агрессивны, плаксивы, капризны. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Ограничен запас общих представлений об окружающем мире, не сформированы элементарные математические представления.Наблюдается недостаточная речевая активность, недостаточная координация пальцев кисти рук, недоразвитие мелкой и крупной моторики рук. Все перечисленные особенности в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, стихийно не преодолеваются, а требуют специально организованной работы по их коррекции. Помимо традиционных методов работы, в своей работе я использую и современные методы развития речи.

Согласно ФГОС ДО в содержание образовательной области «Речевое развитие» входит:владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

определила цель своей работы – развивать речевое творчество дошкольников во всех видах детской деятельности, с помощью использования технологии «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»    

В детском саду ведется работа по развитию детского речевого творчества. Руководит - старший преподаватель кафедры  «Теории и методики дошкольного образования» НИПКиПРО Ольга Михайловна Ельцова. В старшем дошкольном возрасте основной задачей по развитию речи становится выявление и развитие индивидуальных способностей детей.

Работа по обучению детей речевому творчеству  проходит в несколько  этапов:

  • обучение детей созданию сравнений;
  • отработка умения детей составлять разнообразные загадки;
  • обучение составлению метафор, лимериков;
  • Сочинение собственных сказок и рассказов.

Книга «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета» посвящена развитию речевого творчества у старших дошкольников на основе изменения сюжета знакомых сказок.

Основная цель работы с детьми – выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности и развития творчества. Данная технология раскрывает систему занятий по формированию у старших дошкольников навыков речевого творчества на основе сказочного сюжета. Знакомит нас с различными речевыми играми, которые необходимы для тренировки активного словаря. Игры выступают как подготовительный этап, позволяющий подвести детей к активному участию в творческой мастерской. Педагог может предлагать их детям как в совместной деятельности в ходе режимных моментов, так и в непосредственно образовательной деятельности (фрагмент), но не менее трёх раз в неделю, если говорить о системе работы. В процессе игры ребёнок свободно пользуется речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

В книге автор рассказывает, как используются разнообразные формы работы со сказкой, какие задачи решаются в процессе работы со сказкой. Основная форма организации совместной творческой речевой деятельности детей – творческая мастерская. Она организуется два раза в месяц во второй половине дня с деться старшего дошкольного возраста. Это нетрадиционная форма работы с детьми по приобщению их к детскому творчеству на основе сказочного сюжета. Работа в творческой мастерской состоит из двух этапов.

  1. Дети сочиняют сказку, сказочную историю, использую приём, который им «покажет» воспитатель. Взрослый, благодаря приёму «письменной речи», записывает сказку.
  2. Дети, используя те навыки, которые у них сформировались в изобразительной деятельности, делают зарисовки выбранных фрагментов своей сказки. Воспитатель продумывает, как более правильно в каждом случае наложить текст на рисунок. Все вместе (взрослые и дети) придумывают, как будет выглядеть обложка, потом сшивается книжка.

Основное отличие творческой мастерской, как нетрадиционной формы работы с детьми – наличие «материального» результата (книжки – самоделки). Эти книжки хранятся в уголке книги, доступные детям в любое время, т.е. находятся в свободном пользовании.Мы осваиваем данный вид работы.  Да данный период времени составили «Сказку про очень весёлого кота». Прошили странички, сделали иллюстрации к книжке-самоделке с помощью рисунков и аппликаций детей.

Работу творческой мастерской можно организовать в течение дня (в первую половину дня – как специально организованная образовательная деятельность, во вторую половину дня – в виде совместной творческой продуктивной деятельности, по желанию). Можно на протяжении 2-3 дней. Сначала дети сочиняют сказку или сказочную историю, потом иллюстрируют, и только потом «собирают» книжку (придумывают обложку, сшивают листы).

Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Опыт в творческой деятельности, приобретённый в «мастерской» дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым, свободным в общении, дают возможность самоутверждаться и сомореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.

В результате постоянных семинаров, мной освоены  технологии обучения детей составлению сравнений, загадок, лимериков, а так же сказок и рассказов. Теперь в группе есть целые альбомы, в которых хранятся придуманные детьми истории. Например, используя приём «Новое свойство» по отношению к знакомым сказкам можно придать им оригинальное решение. А название цвета вполне может стать источником сказочной истории. Цветные сказки: «Розовая сказка», «Жёлтая сказка», «Фиолетовая сказка». Сказки о вежливости: «Вежливый кролик», «Сказка о вежливости Стасика», «Как щенок Феликс научился говорить вежливые слова». А так же рассказы, придуманные с помощью приёма «бином фантазии»: «Весёлый трамвайчик», «Ночные чудеса» и д.р.    Это способ придумывания весёлых историй. Его суть: берутся два на первый взгляд насовместимыхслова-понятия и придумывается веселая история. Опорными словами могут быть: усы-трамвай, бегемот-каша и т.д.   Эти детские работы являются предметом гордости воспитанников группы.

Таким образом, многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного процесса. Используя вышеуказанную систему работы, удалось в значительной степени скорректировать речевую деятельность детей: улучшилось звукопроизношение, значительно расширился словарный запас, повысился уровень речевой активности, сформирован уровень общего развития и умственных способностей, сформирована психологическая готовность к школе, сформированы грамматические категории, развита связная речь.

Система коррекционной и воспитательно-образовательной работы дала возможность детям, имеющим сложные диагнозы (ОНР III уровня, дизартрия) показать высокие результаты медико–педагогической комиссии (МПК).


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста (3-7лет)

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа.Именно поэтому забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации.Оч...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошколь...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...