Развитие зрительного восприятия детей С ОНР на логопедических занятиях. Доклад-выступление, обобщение опыта.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье представлен небольшой опыт работы по развитию зрительного воспритяи на логопедических занятиях, благодаря тщательному подбору наглядного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelnogo_vospriyatiya_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 961.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительного восприятия на логопедических занятиях. Опыт работы.
Сенсорное развитие, в том числе формирование зрительно-предметного восприятия, - одна из основных задач дошкольного воспитания, поскольку к школьному возрасту оно должно быть достаточно сформировано, так как на его основе строятся учебные программы. Значительная часть детей с ОНР имеет трудности зрительного опознания, что подтверждается диагностикой в начале обучения. Это же отмечает ряд сотрудников МГУ (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева), проводившие нейропсихологическое обследование первоклассников и старших дошкольников.
Эти вопросы подробно освещаются в статье Смирновой И. А. «Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования», опубликованной в журнале «Логопед»№6 2006 года. Авторы утверждают, что занятия по развитию лексико-грамматического строя со старшими дошкольниками могут проводиться с использованием специально подобранного наглядного материала. Таким образом, одновременно решается главная задача - коррекция речи - и идет развитие зрительного восприятия и внимания. К тому же, разнообразие наглядного материала повышает познавательную активность и интерес детей. Я изучила материал и решила воплотить эти принципы подбора наглядного материала в своей практике. Авторы предлагают наглядный материал условно разделить на три группы:
1. Предметные картинки;
2. наглядный материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей;
3. «Зашумленные» картинки;
При подготовке к занятиям, я старалась подбирать наглядный материал по группам и с учетом постепенного усложнения. Сначала я использовала игры и упражнения, предложенные авторами. В дальнейшем, стала придумывать свои игровые упражнения и задания.
Я стала использовать этот принцип подбора наглядного материала не только для занятий по словообразованию, но и для занятий по формированию грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, словоизменение, расширение словарного запаса и т.д.)
Игры с материалом второй группы:
1. «Чья голова?»
Цель: Образование притяжательных прилагательных.
Оборудование: «Часы», на которых изображены головы животных.
Дети стрелкой показывают на голову любого животного и говорят: «Это кошачья голова»
2. «Таинственный остров»
Цель: Образование относительных прилагательных. Закрепление родительного падежа существительных. Упражнение в употреблении предлога «ЗА»
Оборудование: Наборное полотно с изображением острова, на котором в виде кармашек деревья, горы, холмы, пальмы и т.д. В кармашках спрятаны контурные или реалистичные изображения животных так, чтобы детям видна была только часть животного.
Ребенок находит, называет и вынимает из кармашка.
Образцы ответов: «Я вижу голову жирафа. Жираф стоит за деревом», «Из-за дерева выглядывает жираф», «Я вижу волчий хвост» и т.д.
3. «Собери из частей»
Цель может быть различная в зависимости от темы занятия. Например, образование относительных прилагательных, употребление существительных в различных падежах, изменение по падежам и т.д.
Оборудование: Части предмета, из которых надо собрать целый предмет.
4. Цель: Образование относительных прилагательных. Употребление предлога «ИЗ»
Оборудование: Детям раздаются картинки, на которых изображены различные части предмета. Дети должны отгадать, назвать и ответить на вопрос в зависимости от цели занятия.
Игры с материалом третьей группы:
1. «Кто за забором»
Цель: Упражнять в употреблении предлога «ЗА».
Оборудование: картинки с изображением детенышей животных со зрительными помехами в виде схематического изображения забора.
Логопед рассказывает, что детеныши животных спрятались за забором. Надо помочь родителям найти своих детенышей и назвать их. Дети по одному выходят, берут картинку и обводят детеныша, называя его: ЗА забором поросенок; и т.д.
Это упражнение многофункциональное и может использоваться и на занятиях по словообразованию (образованию названий детенышей животных)
2. «Подарки»
Цель: Упражнять в употреблении дательного, родительного, именительного падежей множественного числа.
Оборудование: Предметные картинки с игрушками со зрительными помехами в виде схематического изображения красочных коробок.
В зависимости от цели занятия детям предлагаются разные задания:
- «Что в коробке?». Закрепление именительного падежа множественного числа
-«Чему обрадовалась Маша?». Закрепление дательного падежа
- «Чего много в коробке?» (родительный падеж множественного числа)
Также эти картинки можно использовать на занятии по теме «Предлог «В», на занятиях по согласованию существительного и числительного.
3. «Вкусный суп»
Цель: Образование относительных прилагательных от названий продуктов.
Оборудование: Кастрюльки с контурным изображением овощей, продуктов со зрительными помехами в виде ломанных, волнистых линий.
Логопед предлагает детям отгадать, какой суп кипит в кастрюле?
Систематическое использование таких игр, заданий способствует улучшению зрительного восприятия детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения
Программные задачи:1. Закрепление умения узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...
Конспект НОД по развитию зрительного восприятия детей во 2-ой младшей группе
Тема НОД:" Путешествие на весеннюю полянку"...
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей во второй младшей группе "Медвежонок готовится к Дню рождения мамы"
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия детей «Медвежонок готовится к Дню рождения мамы»Вторая младшая группаТип занятия: Формирование сенсорных эталонов....
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей в средней группе "Знакомство с голубым цветом"
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детейСредняя группа Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов Тема: «Знакомство с голубым цветом»...
КОНСПЕКТ занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему: «В гостях у « цветика-семицветика». (2 год обучения)
конспект занятия для детей с нарушением зрения...
Развитие высших психических функций на логопедических занятиях. Доклад-выступление
В этом докладе освещен небольшой опыт по использованию дидактических игр, направленных на решение коррекционных задая по теме занятия и по развитию внимания, памяти, восприятия и мышления.Ниже предста...