Статья "Развитие фонематических процессов"
статья по логопедии

Аношина Анастасия Николаевна

Статья "Развитие фонематических процессов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fonematicheskie_protsessy.docx13.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие фонематических процессов»

С каждым годом отмечается все больший рост детей с различными нарушениями речи, в том числе и с несформированностью звукового анализа и синтеза. Что в свою очередь, уже в школьном возрасте, приводит к трудностям при овладении навыком грамотной письменной речи. Особенно это относится к детям с общим недоразвитием речи, из-за имеющихся проблем с нарушением фонематического восприятия.

        Для усвоения ребенком письменной речи необходимо обучить его звуковому анализу, синтезу и представлению, посредством специальных упражнений по их формированию. Ребенку необходимо обучиться четкому отделению одного звука от другого, определению его места в слове, установлению последовательности звуков.

        Такие сложные фонематические процессы как фонематический анализ и синтез формируются на основе фонематического восприятия, которое в свою очередь, формируется на основе фонематического слуха.  

        Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в «решетке фонем».

        Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, усвоения правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения учащимся чтения и письма.

        Под фонематическим анализом подразумевается процесс разложения слова на элементы, которые его составляют, т.е. фонемы.

        Под фонематическим синтезом понимают такой процесс умственного действия, который представляет собой синтез звуковой структуры слова, слияние звуков в структуру слова. Основываясь на фонематическом восприятии и фонематическом анализе, происходит формирование фонематических представлений. Развитие фонематических представлений происходит в слиянии с достаточным уровнем анализа и восприятия фонем, а также при участии когнитивных процессов: памяти и внимания.

        Становление фонематической системы в процессе онтогенеза, происходит в результате постепенного усвоения различных сторон речи. Формирование у ребёнка фонематического восприятия происходит достаточно рано.

        Формирование фонемного анализа невозможно без достаточного развития фонематического восприятия. В процессе онтогенеза навыки фонемного анализа развиваются постепенно. Простые его формы возникают спонтанно с четырех - пятилетнего возраста в процессе развития устной речи. Сложные же формы фонемного анализа формируются только в процессе специального обучения, при обучении грамоте.

        К шести развитие годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Фонематическое развитие совершенствуется: ребенок узнает звук в потоке речи, может подобрать слово на заданный звук, различает понижение или повышение громкости речи, ускорение или замедление темпа речи. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

        Таким образом, развитие фонематической системы на протяжении всего онтогенеза проходит различные этапы своего формирования. При нормальном развитии ребенка, формирование фонематической системы в целом и ее составляющих, осуществляется во взаимосвязи и единстве. К началу младшего школьного возраста у детей должен отмечаться высокий уровень развития фонематических функций, полноценно развиты все стороны речи, что позволит в полной мере овладевать школьным программным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.

Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития...

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

Формирование фонетико-фонематических процессов у детей с ТНР в процессе пальчиковых игр.

У дошкольников спонтанно не формируется та ориентировка в звучащей речи, которая могла бы стать предпосылкой успешного овладения грамотой. Нужно специальное обучение, направленное на всестороннее разв...