Конспект занятия на тему "Автоматизация звука [Л] в связной речи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Конспект занятия на тему "Автоматизация звука [Л] в связной речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_l_v_svyaznoy_rechi.docx891.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 78 комбинированного вида»

Конспект

итогового занятия

по дополнительному образованию

тема «У нас в гостях Лунтик»

/подготовительная группа №1/

за 2023-2024 учебный год

Подготовила:

учитель–логопед

высшей кв. категории

Кострюкова И. А.,

 

г.о. Саранск

Цель: автоматизация звука [Л] в связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Л];

- закреплять умение четко произносить звук [Л]в предложениях и в связной речи;

- закреплять умение составлять рассказы цепной структуры;

- закреплять умение согласовать прилагательные с существительными;

- закреплять умение на слух исправлять нелепицы в предложениях;

- закреплять умение отвечать на вопросы с опорой на картинку

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки самоконтроля;

- воспитывать активность и внимательность

Оборудование:

-игрушка Лунтик, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки-смайлики, мешочек с игрушками (слон, яблоко, бутылка, фломастер, молоток, булка), игра «Половинки», игра «Что стало желтого цвета?», картинка для рассказа цепной структуры «Лунтик на луне».

Ход занятия

1. Оргмомент

Логопед: Здравствуй, Никита! Как настроение? Выбери нужный смайлик. Отлично! С хорошим настроением мы поиграем со звуком [Л].

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Посмотри, кто к нам пришел в гости? (Лунтик). 

Логопед: Давай вместе с ним мы сделаем веселую зарядку для нашего язычка. (Логопед сопровождает свой рассказ предметными картинками). Лунтик сел на пароход, и пароход загудел: ы-ы-ы-ы (приоткрыть рот и длительно произносить звук [Л]). Лунтик приплыл на остров и встретил там болтливого индюка, как индюк болбочет: бл-бл-бл (приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл). Когда индюк наболтался, он угостил Лунтика вкусным вареньем (рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта). Потом Лунтик увидел лошадку,которая стучала копытами, вот так (присосать язык к небу, щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку). На лошадке поскакал и увидел качели, Лунтик их нашел и сел качаться (рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку). Ты молодец!

3. Постановка цели занятия

Логопед: Сегодня мы с тобой будем продолжать тренироваться правильно произносить звук [Л].

4. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: Поиграем в игру «Волшебный мешочек». Ты будешь угадывать предмет на ощупь, доставать его из мешочка, называть их, а потом составишь с этим словом предложение. (Слон поднимает хоботом бревно. На яблоне выросли спелые яблоки и т.д.). Какой звук слышится во всех словах?

Отлично получается!

5. Игра «Половинки»

Логопед: Посмотри – это не картинки, только половинки. Половинку какого предмета ты видишь? (Я вижу половинку платья. Я вижу половинку лопаты и т. д.)

6. Игра «Что стало желтого цвета?».  

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Что стало желтого цвета?». Посмотри на картинки и расскажи, какого цвета предметы (Белая лодка, жёлтый велосипед и т. д.). А на этих картинках все изменилось. Какие ещё предметы стали жёлтого цвета? («Лодка была белой, а стала желтой» и т. д.)

7. Физминутка.

Логопед: теперь давай немножко отдохнём.

Любим с Лунтиком играть –

Как кузнечики скакать,

И как пчёлки полетать.

На цветочки тихо сели,

Как стрекозы полетели.

8. Игра «Что перепутал Лунтик?»  

Логопед: Лунтик хорошо говорит на лунном языке, а на русском языке пока ещё делает ошибки. Послушай предложения и исправь ошибки Лунтика.

Стул сел на Соню.

Лес пошел гулять в человека.

Стол укатился под ананас.

Сима поставила стол на суп.

Лиса быстро убегала от зайца. 

В магазине посуда купила Свету.

9. Игра «Расскажи по стрелочкам».

Логопед: Послушай рассказ о том, как Лунтик полетел на луну

Попробуй пересказать его с помощью картинок.

 https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/17/l5.jpg

Лунтик полетел на луну.

На луну он взял футболку и сладкие хлопья.  

Сладкие хлопья Лунтик скушал на луноходе.

На луноходе Лунтик объездил всю луну.

10. Итог занятия

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Скажи, что тебе было трудно делать сегодня? Какие игры тебе понравились? Я думаю, мы со всем сегодня справились. А теперь нам пора попрощаться с Лунтиком. До свидания, Лунтик!

https://documents.infourok.ru/79e155f9-3298-46bc-9ce5-b7bae1db4132/0/image005.gif

 

 https://documents.infourok.ru/79e155f9-3298-46bc-9ce5-b7bae1db4132/0/image001.jpg

 

 

 9. Игра «Перескажи».

Логопед: Сейчас прочитаю тебе рассказ «Вкусные булочки», а ты внимательно слушай и запоминай, о чем говорится в рассказе. 

Бабушка испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодной, а булочки вкусно пахли. Володя пододвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Булочек было много. Володя взял одну булочку и съел её. Булочка была вкусной. Володя взял еще одну булочку, потом еще. Когда появилась бабушка, под полотенцем лежала последняя булочка.

Логопед: Ответь на вопросы:

Что испекла бабушка? Булочки были какие? Какой был Володя. Что сделал Володя? Сколько осталось булочек, когда пришла бабушка?

Сначала ребенок повторяет рассказ по предложениям, отвечая на вопросы, а затем пересказывает.

                                                                                     9.    Игра «Перескажи».

https://documents.infourok.ru/79e155f9-3298-46bc-9ce5-b7bae1db4132/0/image006.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/17/l5.jpg 

 Лунтик полетел на луну.

На луну он взял футболку и сладкие хлопья.  

Сладкие хлопья Лунтик скушал на луноходе.

На луноходе Лунтик объездил всю луну.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/17/l7.jpg https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/17/l1.jpg  https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/17/l6.jpgЛогопедические упражнения на звук "ш" и "ж", дифференциация "ш" от ...Мама для мам: Логопедическая тетрадь на звуки [Л], [Л']Лунтик | Лунтик Wiki | Fandom

¿Para qué sirven las emociones? | Qué Pasa

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 78 комбинированного вида»

Самоанализ

итогового занятия

по дополнительному образованию

тема «У нас в гостях Лунтик»

/подготовительная группа №1/

за 2023-2024 учебный год

 

Подготовила:

учитель–логопед

высшей кв. категории

Кострюкова И. А.,

 

г.о. Саранск

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Тема: «У нас в гостях Лунтик» /подготовительная группа №1/

Группа: подготовительная, 6-7 лет.

Цель: автоматизация звука [Л] в связной речи.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Л];

- закреплять умение четко произносить звук [Л]в предложениях и в связной речи;

- закреплять умение составлять рассказы цепной структуры;

- закреплять умение согласовать прилагательные с существительными;

- закреплять умение на слух исправлять нелепицы в предложениях;

- закреплять умение отвечать на вопросы с опорой на картинку

Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать слуховое внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать навыки самоконтроля;

- воспитывать активность и внимательность

       Тема, цель, задачи и содержание занятия соответствуют программным требованиям к индивидуальным занятиям с детьми подготовительной к школе группы, общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню воспитанника, его возрастным особенностям.

      Задачи, поставленные педагогом, были реализованы в ходе занятия в полном объёме. Ребенок закрепил навык автоматизации звука «Л» в предложениях и в связной речи на материале игр и упражнений, закрепил умение составлять рассказ цепной структуры; согласовать прилагательные с существительными;

исправлять ошибки в предложениях; отвечать на вопросы с опорой на картинку.

      В ходе занятия большое внимание уделялось развитию фонематического восприятия, артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти, мышления.

      Занятие длилось 25 минут, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям к индивидуальным занятиям по дополнительному образованию.

По своей структуре занятие состояло из трех основных частей.

Первая часть включала в себя организационный момент, стимулирующий на мотивацию и эмоциональный настрой к предстоящей деятельности.

Вторая часть состояла дидактических игр и упражнений, динамической паузы, рассказа по схеме.

Третья часть – подведение итога, оценка деятельности ребенка.

Данное занятие было построено в едином игровом сюжете, смене видов деятельности, что способствовало поддержанию интереса, внимания и работоспособности ребенка в течение всего занятия.

На занятии была проведена работа по развитию мышления, слухового и зрительного внимания, памяти, интонационной выразительности речи, решались воспитательные задачи.

Лексический и грамматический материал был отобран в соответствии с темой и задачами занятия. Имело место постепенное усложнение заданий. Этапы занятия были насыщены наглядным материалом.

Все игры и задания способствовали закреплению сформированных знаний, обогащению и активизации словаря, умению давать полный ответ на поставленный вопрос.

Поставленные вопросы и дидактические игры были нацелены на стимулирование мыслительной деятельности ребенка.

На занятии применялись наглядный, словесный, практический и игровой методы обучения. Выбранные методы соответствовали возрастным и психологическим особенностям дошкольников седьмого года жизни (преобладание наглядно-образного мышления, ведущая игровая деятельность, необходимость смены видов деятельности).  

Выбранные методы и приемы, четкая организация занятия способствовали активности воспитанника на протяжении всего занятия и успешному закреплению правильного произношения звука «Л» в речи.

Приемы, используемые на занятии: включение игровых упражнений, сюрпризных моментов, активное участие педагога в совместной деятельности с детьми, использование наглядных моделей.  

Выполнению поставленных задач помогали четко поставленные вопросы, нацеленные на формирование полных самостоятельных высказываний. Интересу и активизации познавательной и речевой деятельности также способствовала форма проведения занятия: игра с персонажем мультфильма Лунтиком.  

Самоанализ данного занятия показал, что в целом занятие было успешным и результативным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).

Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).Цель: Формирование навыков пересказа коротко...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»

Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...

Конспект занятия в средней группе по развитию связной речи

Тема «Составление рассказа по картине  «Играем в Айболита»...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;

Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в связной речи.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [р] в связной речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практичес...

Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...