Сравнительный анализ методик диагностики фонетико-фонематических нарушений речи (по Н. В. Нищевой, Е. А. Мазановой)
статья по логопедии

Анализ методик исследования фонетико-фонематической стороны речи, являющихся структурными компонентами методик комплексного обследования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ N 5 г. Ершова Саратовской области, Филиал МОУ СОШ N 5 – Детский сад

 Сравнительный анализ методик диагностики фонетико-фонематических нарушений речи

статья

Оськина Светлана Юрьевна, учитель-логопед

04.12.2023


Общее недоразвитие речи предполагает нарушение всех компонентов речевого развития. Фонетико-фонематические нарушения являются частью общего недоразвития речи и выявляются в процессе обследования ребёнка с ОНР.  В логопедической практике разработано много дидактических пособий для выявления фонетико-фонематических нарушений в речи дошкольников. Это диагностические альбомы, наборы, речевые карты и т.д. Некоторые из этих пособий специфично ориентированы и направлены только на выявление фонетико-фонематических нарушений, другие охватывают более широкий спектр нарушений речевого развития и включают в себя исследование фонетико-фонематических нарушений как одну из частей обследования.  

Рассмотрим методические разработки, направленные на комплексное обследование речи дошкольников, частью которого является исследование фонетического строя речи и фонематических процессов:

  1. Методический комплект программы Н. В. Нищевой «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)»:
  1. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР,  авторы-составители А. М. Быховская, Н. А. Казова
  2. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7  лет, автор-составитель Н. В. Нищева
  1. Диагностический комплект Е. В. Мазановой:
  1. «Обследование речи детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) лет с ОНР: Методические указания и картинный материал для проведения обследования во 2-й младшей (средней, старшей, подготовительной к школе) группе ДОУ»,
  2. «Обследование речи детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) лет с ОНР: Речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей (средней, старшей, подготовительной к школе) группе ДОУ».

Методический комплект программы Н. В. Нищевой «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)». В состав комплекта входят пособия:

  1. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР,  авторы-составители А. М. Быховская, Н. А. Казова
  2. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7  лет, автор-составитель Н. В. Нищева
  3. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7  лет Н. В. Нищевой

Рассмотрим эти пособия.

Пособие «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» А. М. Быховской, Н. А. Казовой позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет с ОНР» и составить диагностику. Мониторинг включает 4 блока, в каждом из которых выделено несколько подразделов.

I блок. Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера.

II блок. Неречевые психические функции.

IL1. Слуховое внимание 3q0pn3zwp2q9n6vh6

II.2. Зрительное восприятие

II.3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис

III блок. Моторная сфера.

III.1. Общая моторика

III.2. Ручная моторика

III.3. Мимическая мускулатура

III.4. Артикуляционная моторика

IV блок. Произносительная сторона речи и речевые психические функции.

IV. 1. Произносительные компоненты речи (исследование анатомического строения артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения,  состояния дыхательной и голосовой функций,  просодических компонентов речи)3q0pn3zwp2q9n6vh6

IV.2. Речевые психические функции

IV.2.1. Фонематические процессы (исследование состояния фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза)

Исследование звукослоговой структуры слов

IV.2.2. Импрессивная сторона речи

IV.2.3. Экспрессивная сторона речи

Заключение

Приложение. Диагностические карты.

Для каждого подраздела мониторинга указаны цели исследования, определены методы реализации (задания, беседы, пробы, обучающий эксперимент и т.д.), описана процедура исследования и представлены критерии количественного оценивания показателей. Задания сгруппированы по возрастам детей.

Детям  4  лет предлагаются наиболее простые задания; пятилетние дети должны выполнить задания для четырёхлетних и те задания, которые добавлены в соответствии с возрастом, шестилеткам предлагаются обе предыдущие серии, а также задания, специфичные для данного возраста.  Данное пособие не содержит наглядного материала; в качестве наглядно-дидактического обеспечения используется входящее в данный дидактический комплект пособие «Картинный материал к речевой карте ребенка 4—7 лет» Н. В. Нищевой.  Балльная оценочная шкала состоит из четырёх уровней: 0 баллов, 1, 2 и 3 балла.

По окончании исследования по каждому блоку составляются диагностические карты: Количественные показатели результатов мониторинга. Карты составляются посписочно на группу детей. В карту вносятся показатели состояния исследуемых функций на начало и конец года. Показатели, отражённые в картах, суммируются, и, на основании полученных данных, составляется Сводная таблица результатов индивидуально-группового мониторинга, в которой указываются баллы, выставленные каждому ребёнку по всем блокам на начало и конец учебного года и выводится итоговое групповое количество баллов. Также для каждого ребёнка просчитывается суммарное количество баллов по всем блокам на начало и конец года. На основании этих данных логопед делает вывод об уровне общего и речевого развития ребёнка.  Выделены 4 уровня:

  1. низкий,
  2. средний,
  3. пограничный,
  4. высокий.

По итогам мониторинга с учётом уровня развития детей комплектуются подгруппы детей для занятий с учителем-логопедом и составляется таблица комплектования групп.  

Результаты, получаемые логопедом в процессе исследования, могут фиксироваться логопедом в пособии  «Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет» Н. В. Нищевой. Рассмотрим более подробно указанное пособие, а также использующийся вместе с ним «Картинный материал к речевой карте».

Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7  лет, (автор-составитель Н. В. Нищева), которая используется в комплекте с рассмотренным нами мониторингом,  не содержит подробного описания  методики проведения заданий, проб и экспериментов, однако в ней указаны конкретные аспекты обследования, на которые необходимо обратить внимание, например, в разделе «Исследование фонетической стороны речи» к пункту «Исследование звукослоговой структуры слов», даются пояснения: «повторить за логопедом с опорой на наглядность:

4 года – кот, вода, стук, мост, спина;

5 лет – самолёт, скворец, фотограф, микстура; В универсаме продают продукты; Сестрёнка развешивает простыни;

6 лет – тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, Виолончелист укладывает инструмент в футляр; У фотографа фотоаппарат со вспышкой.». Структура «Речевой карты» идентична структуре «Количественного мониторинга», поэтому нам не представляется целесообразным приводить её в данной работе.

 «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7  лет» Н. В. Нищевой.  Наличие картинного материала помогает специалисту в организации процедуры обследования. В пособии автор представляет рекомендации, касающиеся методики проведения каждой пробы, описывает рекомендуемые приёмы работы. Материал дифференцирован по возрасту воспитанников. Рисунки красочные, привлекают внимание детей.

Рассмотрим несколько подробнее те части методики, которые наиболее характерно относятся к исследованию фонетико-фонематических процессов, в том порядке, в котором они расположены автором в мониторинге и речевой карте.

Исследование состояния фонематического восприятия вынесено в раздел «Импрессивная речь». Здесь представлены задания на исследование  оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении и на исследование оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении. Представлен иллюстративный материал. Автор рекомендует давать детям задания следующим образом: логопед показывает картинку и называет предметы, а затем просит ребёнка показать один из них: «Здесь кит и кот. Где кит?». Материал распределён для предъявления по трём возрастам: 4 года, 5 лет, 6 лет. Четырёхлетним детям предъявляется 4 пары слов (картинок) для дифференциации не смешиваемых в произношении оппозиционных звуков и 4 пары слов (картинок) для дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении. Дети 5 лет выполняют по 8 проб, 6-летние дети по 12 проб.

Исследование фонетической стороны речи включает в себя  исследование звукослоговой структуры слов и состояния звукопроизношения. Для всех заданий представлен иллюстративный материал.

Для выявления состояния  звукослоговой структуры слов представлены следующие задания:  логопед произносит слово и показывает картинку, ребёнок должен повторить слово. Дети 4 лет повторяют только слова, дети 5 и 6 лет повторяют ещё и фразы.  

Для проверки состояния звукопроизношения ребёнку предлагаются для называния картинки, содержащие в названии исследуемый звук.  Произношение звука проверяется изолированно, в словах (в трёх позициях: в начале слова, середине и в конце слова) и в предложениях.  В начале исследуется произношение гласных, затем звуков раннего онтогенеза, свистящих, шипящих, соноров ([л], [р] и мягких пар).

Подробно изучается состояние дыхательной и голосовой функции. У детей всех указанных возрастных категорий определяется тип физиологического дыхания, объём дыхания, продолжительность речевого выдоха, сила и модуляция голоса.

Исследуя особенности динамической стороны речи, логопед характеризует темп и ритм речи, состояние паузации, а также способность ребёнка к употреблению основных видов интонации.  

Для исследования состояния фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза детям 4,  5 и  6 лет предлагаются задания на повторение слогов с оппозиционными звуками; детям 5 и 6 лет задания на выделение ударного гласного из слов; детям 6 лет задания на выделение конечного согласного из слов, выделение начального согласного из слов, определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в словах.  

Итак, данный комплект пособий содержит:

  1. методические рекомендации,
  2. картинный материал,  
  3. речевую карту для фиксации результатов исследования,
  4. критерии балльного оценивания результатов,
  5. диагностические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития.

Комплект охватывает все значимые стороны речевого и неречевого развития детей. Используя рекомендации, данные в «Количественном мониторинге» и «Речевой карте», логопед может полностью сориентировать ход каждого упражнения и всего обследования в целом, дать количественную и качественную оценку выявленных показателей, определить уровень речевого развития ребёнка и сформировать подгруппы детей для логопедических занятий.

Диагностический комплект Е. В. Мазановой включает в себя следующие пособия:

1. «Обследование речи детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) лет с ОНР: Методические указания и картинный материал для проведения обследования во 2-й младшей (средней, старшей, подготовительной к школе) группе ДОУ»;

2. «Обследование речи детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) лет с ОНР: Речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей (средней, старшей, подготовительной к школе) группе ДОУ».

Методические указания и картинный материал разработаны для проведения обследования в каждой возрастной группе. Данное пособие используется в комплекте с пособием «Речевая карта», куда заносятся результаты обследования, предназначено для работы логопеда в дошкольных образовательных учреждениях и поликлиниках и позволяет получить углубленные данные о том, на каком фоне возникло недоразвитие речи, какое влияние на развитие речи оказывают сопутствующие нарушения, особенности психической деятельности, личностные особенности ребёнка и т.д.

Рассмотрим подробнее комплект для работы с дошкольниками 5-6 лет (старшая группа детского сада):

1. Пособие «Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР: Методические указания и картинный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ»

2. «Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР: Речевая карта для проведения обследования в старшей  группе ДОУ»

Пособие «Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР: Методические указания и картинный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ» содержит следующие разделы:

1. Введение.

2. Характеристика детей 5-6 лет с ОНР.

3. Методика проведения обследования.

4. Блоки исследования, с 1-го по 11-й (более подробно рассмотрим их при описании речевой карты).

5. Направления мониторинга. Подсчёт баллов.

6. Итоговые документы.

1. Расчёт результатов обследования группы.

2. Результаты мониторинга группы.

3. График речевого развития группы.

  В пособии дана характеристика детей 5-6 лет с ОНР, II и III уровнем речевого развития, а также подробно описываются  все диагностические пробы и даются методические рекомендации по их проведению.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте, входящей в состав рассматриваемого нами комплекта. Предусмотрено два вида фиксации:

1. С использованием системы знаков (блоки 1-5): «+» (задание выполнено), «±» (задание выполнено частично – с незначительными ошибками или со стимулирующей помощью педагога), «–» (задание не выполнено).

2. С использованием системы баллов (блоки 6-11). Каждый блок оценивается в 100 баллов, критерии оценки и количество баллов за пробу указаны в карте.

Структура речевой карты выглядит следующим образом:

Блок 1. Анамнез.

Блок 2. Исследование психических функций (общие данные, характер игровой деятельности, состояние психофизических процессов, особенность зрительного восприятия и внимания, зрительно-пространственный гнозис и праксис, слуховое внимание и понимание инструкций, динамический праксис, временные представления)

Блок 3. Исследование дыхательной и голосовой функции.

3.1 Характеристика дыхания.

3.2 Характеристика голоса.

3.3 Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи).

Блок 4. Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры. (4.1 губы; 4.2 зубы; 4.3 прикус; 4.4 твёрдое нёбо; 4.5 мягкое нёбо; 4.6 язык).

Блок 5. Исследование моторики.

5.1 Состояние общей моторики. (3 пробы)

5.2 Состояние мелкой моторики. (6 проб)

5.3 Состояние мимической мускулатуры. (6 проб)

5.4 Состояние артикуляционной моторики. (15 проб)

Блок 6. Исследование фонетической стороны речи.

6.1 Состояние звукопроизношения (20 проб).

6.2 Дифференциация звуков (10 проб).

Блок 7. Исследование состояния слогового анализа и синтеза.

7.1 Воспроизведение слов (10 проб).

7.2 Воспроизведение предложений (4 пробы).

7.3 Деление слов на слоги (15 проб).

7.4. Определение количества слогов в слове (6 проб).

7.5 Слоговой синтез (3 пробы).

Блок 8. Исследование фонематического восприятия.

I. Исследование сформированности фонематического слуха.

8.I.1 Показ картинок с заданным звуком.

8.I.2 Восприятие заданного звука в словах, в слогах, изолированно (хлопни в ладоши, если услышишь звук…)

8.I.3 Воспроизведение на слух рядов звуков, слогов, слов (22 пробы).

II. Исследование сформированности фонематического восприятия (10 проб).

8.II.1 Называние (показ) предметов (по картинкам).

8.II.2 Повтор пары слов.

III. Исследование возможности фонематического анализа (28 проб).

8.III.1 Выделение первого звука в словах.

8.III.2 Выделение последнего звука в словах.

IV. Исследование возможности синтеза слов из звуков (4 пробы).

Блок 9. Исследование словаря и навыков словообразования.

Блок 10. Исследование грамматического строя речи.

Блок 11. Исследование связной речи

Логопедическое заключение.

Приложение 1. Расчёт результатов обследования.

Приложение 2. Результаты мониторинга.

Приложение 3. График речевого развития.

В Речевой карте после каждого блока/пункта предусмотрены поля для записи выводов логопеда о состоянии данной функции и подсчёта количества баллов за блок.

Логопед имеет возможность наглядно оформить результаты обследования, используя предлагаемые формы.

Красочный картинный материал разработан специально для данного пособия. Представлены рисунки для  всех проб, требующих опоры на наглядность. Часть проб проводится с использованием предметов, некоторые пробы проводятся с опорой только на речевой материал. Характер оснащения каждой пробы отмечен в речевой карте с помощью специальных значков.

По результатам обследования группы составляется График речевого развития группы/ ребёнка на начало и конец учебного года.

Рассмотрим более подробно те структурные компоненты двух рассматриваемых пособий, которые наиболее характерно относятся к исследованию фонетико-фонематических процессов.

Диагностический комплект Н. В. Нищевой содержит количественный мониторинг оценки результатов исследования,  позволяет провести всестороннее обследование структурных компонентов речи и  неречевые процессы.  Мониторинг позволит учителю-логопеду выявить у каждого ребенка те стороны речи, которые требуют коррекционного воздействия. Комплект оснащён картинным материалом. На наш взгляд, минусом данного материала является невозможность использования картинок по отдельности. Печать рисунков двусторонняя, границы произвольные. Разре́зать рабочий лист на отдельные изображения нельзя. Таким образом, для выполнения каждой пробы ребёнку вместо 1 необходимой картинки или пары картинок предъявляется целый лист, содержащий, в некоторых случаях, 8-12 изображений. Это может отвлекать детей, рассеивать их внимание, что является существенным фактором для детей  с ОНР.  На наш взгляд, при использовании данного комплекта специалисту целесообразно подготовить картинный материал самостоятельно.

Диагностический комплект Е. В. Мазановой содержит подробные инструкции, речевые карты и специально разработанный наглядный материал. Присутствует балльная система оценок. Подробно исследуется фонетико-фонематическая система ребёнка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

Сравнительный анализ методик

http://Сравнительный анализ методик...

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников  с ОНР»...

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...

психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса.Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направлен...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

Сравнительный анализ методик в развитии связной речи старших дошкольников с ТНР.

Речь не является врожденным умением, а формируется постепенно. Для успешного развития речи детей дошкольного возраста необходимо достижение определенной зрелости коры головного мозга и органов чувств....