Конспект ООД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности "Весенняя капель"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Беляева Наталья Анатольевна

Конспект ООД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности "Весенняя капель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104 комбинированного вида»

Конспект

Организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:  «Весенняя капель» для детей старшей группы  компенсирующего  обучения  № 8.

    

 Учитель – логопед:

Беляева Н.А.

г. о. Саранск, 2024 г.

Цель:

уточнение и закрепление  знаний по теме: «Весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

активизировать  словарь прилагательных и глаголов;

закрепить  навыки  словообразования и словоизменения :

согласовывать существительные с прилагательными;  существительные  с глаголами;

образовывать существительных с  уменьшительно – ласкательными суффиксами;

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

закреплять навык деления слов на слоги;

 продолжать учить составлять предложения  из заданных слов.

Коррекционно - развивающие задачи:

развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;

упражнять в правильном дыхании;

развивать  координацию речи с движением;

побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;

развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности,   быть внимательными к ответам других детей;

воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения

воспитывать у детей самоконтроль за речью;

воспитывать навыки общения в игре и на занятии;

воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе

 Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация, установка на внимательное прослушивание нового материала.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание развивающей среды, создание проблемной ситуации,  выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей:   дидактические игры,   физкультминутка,   артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковая игра.

4. Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов деятельности, дидактические игры, использование художественного слова, проблемные ситуации, сюрпризный момент

5. Приемы оценки и самооценки: похвала, поощрение, самооценка, оценка логопеда.

Виды детской деятельности в занятии: 

игровая, коммуникативная, учебная, продуктивная

Оборудование:

картинка «Солнышко»; картинки с изображением  сложных слов;  предметные картинки для речевых игр; шапочки для игры «Живые звуки», раздаточный материал для  составления  схемы предложения; «Волшебный мешочек», угощение.

Предварительная работа:

наблюдения за весенними изменениями в природе,  чтение стихов о весне, разучивание пальчиковых  упражнений и упражнения на координацию речи с движением,  деление слов на слоги, рассматривание иллюстраций с изображений  различных периодов весны, повторение названий  весенних месяцев.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Упражнение на координацию речи с движением (у логопеда в руках картинка с изображением солнца).

Логопед: Посмотрите, кто ещё пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое, (Дети проговаривают четверостишье и раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья. (Руки вниз-стороны, касаясь друг друга ладонями)

Логопед: Сядет тот, кто повторит слова:

Греет, светит, тает.

Деревья, почки, листочки.

Капает, журчит, бежит.

Скворец, ласточка, грач.

Сосульки, вода, лужа.

Теплая, яркая, солнечная.

Летят, пьют, кричат.

  1. Постановка цели

Логопед: Солнышко останется у нас на занятии и будет согревать нас своими лучиками.

Логопед: Сядем красиво и правильно. Посмотрите в окно, как ярко  и приветливо светит солнышко и на улице.   Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что наступила весна.

Логопед:   Давайте  назовем слова признаки  к слову ВЕСНА.   Скажите, весна какая?

Дети:  Весна ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная.

  1.  Дидактическая игра   « Узнай по описанию»

Логопед:   О чём можно так сказать?

  • Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий … (ручей)
  • Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)
  • Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)
  • Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)
  • Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).

4. Самомассаж лица

Логопед: На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

 Светит яркое весеннее солнышко – ласковое поглаживание лица подушечками пальцев.

 Дождик ещё холодный - постукивание подушечками пальцев.

По утрам ещё иногда пощипывает морозец – пощипывание.

 А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание

5. Дидактическая игра  «Назови ласково» (с  картинками)

Логопед:  Возьмите весенние картинки.  Назовем их  ласково.

Логопед – дети

капля – капелька

 

солнце – солнышко

      ручей – ручеёк

лужа – лужица

      облако-облачко

сосулька – сосулечка

      трава-травка

6. Дидактическая игра   «Что делает? Что делают?»

Логопед: продолжаем играть с  этими же  картинками.  Ответьте на вопрос, что делает солнце?

Логопед – дети

солнце – светит, греет, пригревает

 

лужа – разливается                                              

       ручей – бежит, звенит, журчит

сосулька – капает, ломается, тает

       облако - летит, плывет

капля – капает, звенит, сверкает

       трава - растет, зеленеет

Логопед:   Молодцы,  уберите картинки на край стола.

7.   Дидактическая игра   «Живые звуки»   

Логопед:  Сосулька плачет целый день,
Собрать мне капельки не лень.
В ладошки капли соберу,
На них я буквы прочту.
Из них слова я соберу.

Логопед: Дети, давайте поиграем в игру «Живые звуки»

Дети составляют слова:  МАК, ЖУК  из букв.

Звуковой анализ этих  слов.  

Логопед: - Сколько всего звуков?  Назовите первый звук? Второй? Третий?

8.  Дидактическая игра   «Сосчитай слоги»

Логопед: -  Что такое слоги?

Дети:  слоги - это части слова.

Логопед: Отгадайте загадки:

  - Бегу, я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня.     Дети:  ру — чей.

Логопед:  Сколько слогов в слове ручей?    Дети: В слове ручей  2 слога.

- В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит  

Дети:   сол – ныш – ко

Логопед: Сколько слогов в слове солнышко?   Дети: В слове солнышко -3 слога.

- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает.

  Дети:  под – снеж — ник.  

   Логопед: Сколько слогов в слове  подснежник?  Дети:  в слове подснежник 3 слога

9. Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше»

10. Дидактическая игра «Угадай словечко»

Логопед:  Хлопните в ладоши, если услышите весеннее слово. Будьте очень внимательны!

Слова:  листопад, тает, вьюга, журчит, тепло, холодно, снежинки, прилетают, мороз, капель, ледоход, метель, подснежник, снегопад, солнышко, первоцвет.

Логопед: Что означает слово…?  (дети отвечают на вопросы)

Логопед просит объяснить слова:

Ледоход - лёд идет (плывёт) по реке.

Подснежник – цветок, растущий из-под снега.

Первоцвет - первый  цветок, распускающийся весной.

11. Дыхательное упражнение «Первоцветы».

Логопед: Выполним дыхательное упражнение.

Соберём лепестки первоцветов в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их.

Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

 12. Дидактическая игра  « Предложение рассыпалось»

Логопед:   Дети слова в предложении рассыпались,  нужно правильно  составить  предложение из этих  слов.

Весна, солнышко, греть, сильно.

Дороги, ручьи, бежать, по.

 Листочки, деревья, на, появились.

 Цветы, первые, распустились.

Птицы, прилетели, перелетные

Работа со схемой предложения.

Логопед:  Дети, давайте составим схему предложения  (Прилетели  перелетные птицы.)

13. Итог занятия

Логопед: О чем мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о   весне.

Логопед: Понравилась вам играть? Какие игры вам понравились?

Логопед: В старину  весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой...

Пусть  каждый из вас  попросит что-нибудь у весны. А ваши просьбы мы сложим  в волшебный мешочек.

Например, я попрошу у весны теплое солнышко. А ты Даша?

(Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д).

Логопед: Ваши теплые и добрые слова о весне превратились в угощение.

14. Оценка деятельности детей

Логопед: Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с ТНР Тема: «Осень»

Обобщить и систематизировать знание детей об осени.Активизировать словарь детей по данной теме....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей компенсирующей группе (ЗПР)

Тема: «Что такое осень».Приоритетная образовательная область – «Речевое развитие».Задачи приоритетной области:• Развитие речевой активности• Уточнение и расшире...

Конспект НОД по речевому развитию в ДОУ компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в средней группе Тема: «Моя семья»

Конспект НОД по речевому развитию в ДОУ компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в средней группе Тема: «Моя семья»...