Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Тема: «Пернатые друзья »
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пихновская Елена Германовна

Систематизировать знания детей о видах птиц, их особенностях жизни весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pernatye_druzya.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

в группе компенсирующей направленности

для детей с ОНР

Тема: «Пернатые друзья »

Подготовила: воспитатель

Е. Г. Пихновская

Саранск

2016

Образовательная областьречевое  развитие.

Тема:  «Пернатые друзья»

Цель: систематизировать знания детей о видах птиц, их особенностях жизни весной.

Задачи:

Образовательные:

Продолжить знакомить детей с особенностями жизни птиц в весенний период, закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, их внешних признаках, строение, питание, повадки, условия проживания.

Коррекционно - развивающие:

Расширить, уточнить и активизировать глагольный словарь и словарь признаков по темам: «Весна», «Перелетные птицы»; развивать произвольное внимание, зрительную и словесно -логическую память, логическое мышление, стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа.

Экскурсия к грачевнику на перекрестке ул. Большевистская и ул. Васенко, беседа о перелетных птицах, чтение художественной литературы: Г.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», В. Бианки «Теремок»,  «Синичкин календарь». Проведение НОД по темам: «Весна», «Перелетные птицы».

Методические приемы.

Художественное слово. Беседа. Сюрпризный момент. Д/и «Какая птица?», «Собери картинку», «Накорми птиц», «Где гнездо у кукушки?», «Голоса птиц». Дыхательное упражнение. Совместная деятельность воспитателя с детьми: конструирование птиц из листа бумаги в технике «оригами». Анализ. Итог.

    Ход занятия.

      1 часть. Организационный момент.

Воспитатель (В): предлагает детям поздороваться с гостями.

-Ребята, как мы можем поздороваться утром?

Дети (Д): - Доброе утро!

В.: А вы знаете, я сегодня проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном!

Как приятно проснуться, встать

Синее небо в окне увидать.

И снова узнать, что повсюду весна,

Что утро и солнце прекраснее сна!

- Дети, чему так радуются птицы?

Д.: - Птицы радуются яркому солнцу (солнечному теплу, синему небу, весне.)

В.: Верно, птицы рады приходу весны. А вы знаете, что весной в природе происходят чудеса? Например, весной день становится длиннее. А вы какие чудеса знаете?

Д.: - Весной снег превращается в воду.

 - Весной тают сосульки.

- Весной появляются около деревьев проталинки.

- Весной на деревьях лопаются почки и появляются зеленые листочки.

- Весной появляются первые цветы.

- Весной прилетают птицы.

В.: - Да, весной прилетают птицы. А вам хотелось бы увидеть перелетных птиц?

Д.: - Да!

В.: - Раньше на Руси дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы их позовем их так же:

     Уж вы пташечки – щебетушечки,

     Прилетайте к нам

    Весну ясную, весну красивую,

   Принесите нам!

Смотрите, сколько птиц на нашем дереве? Каких птиц вы узнали?

Д.: - Я узнал воробья и синичку.

В.: - Это все какие птицы?

Д.: - Зимующие.

В.: - А где же перелетные птицы?

Ой, смотрите, у голубя письмо! Прочитаем его?

(Воспитатель читает письмо.)

В.: - Ребята, поможем птицам?

Д.: - Да!

Основная часть.

В.: Вот первое задание. Надо разложить разрезные картинки так, чтобы получилась с изображением птицы.

     Итак, садимся за столы, открываем конверты и приступаем к работе.

    (Дети собирают картинки).

В.: - Какая это птица?

Д.: - Это грач (соловей, кукушка, утка, скворец, ласточка.)

В.: - Молодцы!

Вы сказали, что наступила весна. А с приходом весны для птиц появилось много корма. Давайте накормим птиц!

      Вот вам и второе задание!

Д/и «Накормим птиц»

Перед вами перелетные птицы. А что они любят есть, что они питаются мы сейчас и узнаем. Переверните картинку у вас на столе, посмотрите и подумайте, какая птица питается тем кормом, что нарисован на вашей картинке.

      Дети подходят к воспитателю. По одному и перечисляют, что какая птица любит:

- Ласточка любит комаров, мошек.

- Скворец любит гусениц.

- Соловей любит насекомых.

- Утка любит траву.

- Кукушка любит ядовитых гусениц.

В.: - Спасибо, говорят вам птицы за вкусный корм! А вот вам и следующее задание:

Весной птицы ремонтируют гнезда, чтобы затем вывести в них птенцов. А вы знаете, где находятся гнезда наших птиц?

                                 Д/и «Найти гнездо птиц»

Дети перечисляют варианты того, где какие птицы гнездятся:

- У ласточки гнездо под крышей.

- У скворца гнездо в скворечнике.

- У соловья гнездо в кустах.

- У утки гнездо на земле.

- У кукушки нет гнезда.

В.: Молодцы, вы правильно сказали, где находятся гнезда у птиц. Птицы так рады, что вы правильно выполнили задания, что не могут не молчать! (Звучит фонограмма пения птиц).

В.: - Как по-разному поют птицы? А вы знаете, как наши птицы голос подают?

Д.: - Да!

В.: - Вот вам и третье задание! Скажите, как птицы голос подают?

Д/и «Голос птиц».

Дети предлагают варианты:

-Кукушка кукует.

- Соловей поет.

- Скворец распевает.

- Грач каркает.

- Утка крякает.

- Ласточка свистит.

В.: - Давайте и мы с вами полетаем на нашей полянке как птицы.

Физминутка.

Птички прыгают, летают

Птички прыгают, поют

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют.

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на ветки сели.

В.: - Посмотрите на нашем дереве так и не появились перелетные птицы. А Непогодушка даже закрыла облаками наше яркое солнышко. Освободим солнышко, прогоним тучки?

- Надо подуть сильно-сильно и тучи уйдут!

Дыхательная гимнастика.

Дети дуют, «дождик» колышется, туча улетает.

В.: А вот и солнышко появилось, скоро и птицы прилетят из теплых краев.

А пока они в пути предлагаю вам смастерить своих птиц в технике оригами.

Воспитатель  обращает внимание детей на белые квадратные листы бумаги,  которые появились у них на столах,  и предлагает смастерить перелетных птиц в технике оригами. Воспитатель  показывает приемы работы поочередно и дети за ним повторяют действия.

C:\Users\Дом\Desktop\Барселона\лебедь оригами.gif

                                         Заключительная часть

Дети берут птиц, выполненных в технике оригами, и подносят к дереву, где сидят зимующие птицы. Сажают их рядом на веточки и отходят. Воспитатель сообщает детям, о том, что зимующие птицы встретились со своими друзьями – перелетными птицами. Благодарит детей за помощь птицам.

 Анализ. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с ТНР Тема: «Осень»

Обобщить и систематизировать знание детей об осени.Активизировать словарь детей по данной теме....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет "Экскурсия в краеведческий музей"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет "Экскурсия в краеведческий музей"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней компенсирующей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Мороз и заяц»

Цель: формирование навыка пересказа сказки по серии сюжетных картинок.Коррекционно- образовательные задачи:- обучить рассказыванию сказки с опорой на серию сюжетных картинок.- использовать выразительн...