Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней компенсирующей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Мороз и заяц»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель: формирование навыка пересказа сказки по серии сюжетных картинок.

Коррекционно- образовательные задачи:

- обучить рассказыванию сказки с опорой на серию сюжетных картинок.

- использовать выразительные средства (эпитеты) при пересказе

- обогащать лексику прилагательными к слову «Зима».

- образовывать притяжательные прилагательные (волчьи, лисьи)

Коррекционно – развивающие задачи:

- совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.

- продолжать формировать умение пересказывать сказку близко к тексту

- развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь.

Коррекционно - воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

 - прививать любовь к русским народным сказкам.

-  воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вытегорского муниципального района

«Детский сад «Гармония»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной компенсирующей группе

 Пересказ русской народной сказки «Мороз и заяц»

Подготовила: Груздева Мария Николаевна,

воспитатель

г.Вытегра,2023 год

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной компенсирующей группе

Тема: Пересказ русской народной сказки «Мороз и заяц»

Цель: формирование навыка пересказа сказки по серии сюжетных картинок.

Коррекционно- образовательные задачи:

- обучить рассказыванию сказки с опорой на серию сюжетных картинок.

- использовать выразительные средства (эпитеты) при пересказе

- обогащать лексику прилагательными к слову «Зима».

- образовывать притяжательные прилагательные (волчьи, лисьи)

Коррекционно – развивающие задачи:

- совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.

- продолжать формировать умение пересказывать сказку близко к тексту

- развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь.

Коррекционно - воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

 - прививать любовь к русским народным сказкам.

-  воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: серия сюжетных картинок к сказке «Мороз и заяц», сундучок с елочными шариками, книга с русскими народными сказками, магнитофон с записью звуков снежной вьюги, иллюстрации сказочного леса, картинки с изображением терем в лесу, картинки (3-4шт) со спрятавшимися на них зайцами, крупные снежинки из бумаги, картинки предметные (дикие животные и их следы), наборное полотно, эспандеры, колокольчик, раскраски из сказки «Мороз и заяц». 

Ход занятия

Воспитатель

Дети

Организационный момент

Коммуникативная игра «Приветствие»

- Доброе утро - солнцу и птицам,

- Доброе утро - улыбчивым лицам,

- Пусть каждый будет добрым, доверчивым,

- Пусть доброе утро длится до вечера!  

- Ребята. Посмотрите, что это там под елочкой лежит?  

- Да это же сундучок? На нем что-то написано – читает: Очень трудно догадаться, что у меня  внутри, если очень интересно, ты открой и посмотри. Ребята это сказочный сундучок с сюрпризами. Какая же сказка в нем спряталась? Давайте посмотрим?

- Ребята, здесь спрятаны елочные шары, а на них написаны загадки. Давайте попробуем их отгадать. Ну тогда слушайте:

1. Все зимой его боятся,

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос.

Ведь на улице…

- Правильно. Молодцы! Следующая загадка.

2. Зимой он в белом, словно снег,

А летом в сером он гуляет.

Он длинноухий и косой.

Скажите, дети, кто такой?

- Правильно, это заяц  

- Какого цвета шубка у зайца зимой?

-Кто знает, почему заяц к зиме меняет шубку?

-Как зайцу зимой в белой шубке - тепло или холодно? Почему?

-Значит, какая у зайца зимой шубка: теплая или холодная?

-А вы знаете, что зайцы не всегда меняли шубку к зиме. Кто же научил зайца менять летнюю шубку на зимнюю? Знаете?

- А для того, чтобы нам это узнать, я предлагаю вам отправиться в путешествие в далекую сказочную страну, в гости к русским народным сказкам?

 - Но знайте, на пути вас ждут сложные испытания, как настоящих сказочных героев. Не испугаетесь трудностей?

- Молодцы! Вы смелые ребята, но и сила нам тоже нужна будет. Подкачаем ручки? Садитесь на стульчики, возьмите эспандеры и хорошо сжимая, произнесите чистоговорку: 

Еж, барсук, медведь, енот

Спят зимою  каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

- А теперь испытание первое.

Вы должны сказать, какое сейчас время года? А теперь скажите, пожалуйста, какая бывает зима?

- Молодцы!

Звенит колокольчик.

- Вы слышите звон колокольчика? Значит, первое испытание вы выдержали! И теперь наш путь лежит через сказочный лес. Но отнести туда нас сможет только зимняя вьюга. Как по-другому можно сказать слово вьюга?

Дыхательная гимнастика (звучание записи снежной бури)

- Сделайте глубокий вдох через нос и на ладошки подуйте холодным, как ледяная вьюга ветерком (повтор 3 раза)

- Вот какая вьюга задула! И оказались мы с вами в сказочном лесу (изображение сказочного леса)

На полу разложены крупные бумажные снежинки. 

- Какие здесь необычные снежинки, как еще про них можно сказать?

- Ребята, как вы думаете, можно ли зимой в лесу найти чьи –либо  следы?  И чьи же?

- Правильно! А сейчас давайте поиграем в игру «Чьи следы на снегу?» На снежинках вы найдете изображение следов, а под снежинками – изображение диких животных. Надо взять обе картинки, поместить рядом на наборном полотне и правильно сказать, чьи следы вы нашли  (показываю на своем примере).

Звенит колокольчик.

- Молодцы! И с этим заданием вы справились! Продолжим наше путешествие!

(Картинка с изображением терема в лесу)

- Ребята, посмотрите, какой терем в лесу! А живут в нем русские народные сказки! Сейчас вы увидите, какие это сказки и постарайтесь их правильно назвать (показ картинок русских народных сказок).

Звенит колокольчик.

- Ура! И это испытание мы прошли

- Вот и подошли мы к новой сказке. Садитесь удобнее, и внимательно слушайте – чтение сказки «Мороз и заяц»

- Понравилась сказка?

Как вы думаете, на снегу белого зайца хорошо видно? Почему?

 - Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки (3-4 шт.), на каждой из них спрятались зайчики. Попробуйте их найти.

- Дети, предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Вставайте со стульчиков.

Рукавичкой я взмахну,

Вас в зайчат всех превращу.

Были вы ребятами,

Станьте вы зайчатами!

Динамическая пауза «Зайчики»

Жили-были зайчики 

На лесной опушке. 

Жили-были зайчики 

В беленькой избушке. 

Мыли свои ушки, 

Мыли свои лапочки, 

Наряжались зайчики 

Надевали тапочки 

- Молодцы!

Рукавичкой я взмахну,

Вас в ребят всех превращу.

Были вы зайчатами,

Станьте вы ребятами!

- Дети, вспомните, как называется сказка, которую вы слушали? Вам понравилась сказка? Давайте вспомним её.

- Кого встретил Мороз в лесу?

- Чем хвастался Мороз?

- Заяц испугался Мороза?

- Какой заяц в этой сказке?

- А Мороз какой?

- Что подарил Мороз зайцу?

-Почему зайцы ходят в белых шубках только зимой? (если дети затрудняются с ответами на вопросы, то им немного нужно помочь и добиваться полного ответа на вопросы).

- Молодцы! А теперь давайте выполним упражнение, нужно  закончить предложение.  Я буду начинать фразу, а вы ее должны закончить:

1) Зайцу было жарко в мороз, потому что…

2) Кора на деревьях лопается, пни трещат, потому что…

3)Мороз подарил зайцу белую шубку, потому что…

4) Морозу не удалось одолеть зайца, потому что…

5) Заяц носит зимой белую шубку, потому что…

- Молодцы! Для того чтобы нам вернуться из путешествия, у нас осталось последнее задание. Я прочитаю вам сказку еще раз,  вы внимательно послушаете ее, а  потом попробуете ее пересказать, используя  иллюстрации. Чтение сказки.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем вернуться из путешествия.

(поднимают руки вверх)

(разводят руки в стороны)

 

(Дети стоят полукругом, повторяют слова и движения.)

 

Дети находят сундучок

- Ответы детей

- Мороз.  

- Заяц

- Белая

- ответы детей

- ответы детей

- ответы детей

- ответы детей

- ответы детей

- нет

(дети, выполняя упражнение  с эспандером, произносят)

- Зима

- Морозная, снежная, холодная и т.д.

- Метель, ветер, буря, буран.

- Фигурные, узорчатые, холодные.

- ответы детей

- следы диких животных (зверей), птиц.

- дети (выполняя задание): Я нашел волчьи следы…

- дети называют сказки.

- ответы детей

- дети рассматривают картинки и показывают на них зайцев

- дети поворачиваются вокруг себя

- три пальца сжимают в кулак, указ. и средний – ушки.

- разводят руки.

- три пальца сжимают в кулак; указ. и средний – ушки.

- приседают и показывают руками над головой крышу дома.

- трут уши. 

- моющие движения ладонями рук.

- руки на пояс, повороты вправо-влево. 

- показывают, поочередно выставляя ногу на пятку.

- дети поворачиваются вокруг себя.

- Мороз и заяц

- Да

- Мороз встретил в лесу зайца.

- Что он в лесу самый сильный.

- Заяц Мороза не испугался.

- Заяц храбрый, ловкий, ничего не боится.

- Сначала злой, а потом стал добрым.

- Белую шубку.

- Потому что она теплая.

- бегал, прыгал, кувыркался.

- мороз был крепкий

- не смог его одолеть.

- заяц был ловкий, хитрый.

- она теплая

- дети выполняют пересказ сказки после повторного прочтения, используя иллюстрации.

Рефлексия

- Ребята вам понравилось наше путешествие?

- Я предлагаю заглянуть ещё раз в сундучок, и посмотреть может в нем еще что-то лежит? Ребята, посмотрите. Что это?

- Выберите раскраску, которая вам понравилась, и вы сможете её раскрасить в свободное время.

- ответы детей

- это раскраски из сказки «Мороз и заяц»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Конспект НОД по связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»Задачи:1. Учит...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе Тема: «Бабочки» с использованием ИКТ

Конспект НОД в первой младшей группе на тему «Бабочки» с использованием ИКТ Образовательные  области:«Познание» «Коммуникация» «Социализация&ra...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Не боимся мороза»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Не боимся мороза»...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились»

Цель: Помочь детям запомнить стихотворение.Задачи:• Обучающие: способствовать формированию умения понимать смысл художественного произведения,  совершенствовать выразительность речи, д...

конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе, тема "Поможем колобку"

Цель: Активизация и обогащение словарного запаса детей.Образовательные задачи: 1. Закрепить знания детей о сказочных героях в сказке. 2. Упражнять детей в четком и правильном произношении зв...