Конспект непосредственной образовательной деятельности художественная литература в подготовительной к школе группе Тема Рассказывание ненецкой народной сказки "Кукушка"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Кальченко Галина Петровна

Этот материал поможет воспитателю более эмоционально передать детям свое отношение к поступкам героев сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_marta_podsnezhn.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область:речевое развитие

Конспект непосредственной образовательной деятельности  художественная литература Тема Рассказывание ненецкой народной сказки «Кукушка»        

Программные задачи: формировать умение слушать и анализировать литературное произведение разного жанра, эмоционально переживая услышанное. Обратить внимание детей на средства художественной выразительности жанра. Помочь через вопросы выделить главную идею сказки. Высказывать свое отношение к поступкам героев, осознавать их, сравнивать с поступками героев других произведений. Расширять знания детей о добре и зле

Воспитывать у детей внимательное и заботливое отношение к матери, чувство сострадания, желание помочь.

Словарная работа: объяснить значение слов «чум, пимы. малица--- (до занятия).

Материал к занятию: волшебный сундучок, волшебные яблочко и блюдечко

 двух вариантов: серо-черные и цветные. книжка со стихотворением Е. Благининой

 «Посидим в тишине» и книжка со сказкой «Кукушка».

Предварительная работа: рассказывание сказок с помощью сундучка; объяснение

значения слов «чум, пимы, малица»; рассматривание картинок н беседа

 «Поможем маме». 110

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на ярко раскрашенный сказочными  цветами

 и птицами сундучок.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда вы пришли в группу, многие

 из вас заметили, (что в уголке книги у нас по явился... правильно, волшебный

сундучок сказок. Значит наступило время сказки. Давайте посмотрим,

что же сегодня лежит в сундучке. Сундучок сс сказками, откройся’

 (Сундучок открывается, звучит музыка).

Воспитатель достает из сундучка яблочко и блюдечко (серые, ненастные).

На фоне тихо звучащей музыки воспитатель читает стихотворение що

Г. Виеру «Мамин день»:

Вот подснежник на поляне,

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.        ,        1

Воспитатель:Вы, дети,.догадались, о ком сегодня пойдет разговор у нас? Конечно, о маме.

Произнесите фразу «мама, мамочка» с разными интонациями так, чтобы мы

догадались: вы любите свою маму, заботитесь о ней. Л. Н. Толстой написал

рассказ «Лучше всех», послушайте его. «В толпе, на улице, заблудилась

маленькая девочка. Плачет, ищет свою маму. Прохожие спрашивают:

«Кто твоя мама?» Девочка отвечает: «Ну разве вы не знаете, моя мама та, что лучше всех».

Почему девочка сказала такие прекрасные, теплые слова? Посмотрите, Какое

светлое блюдечко и яблочко. Как вы думаeте, чем это вызвано, может быть догадаетесь?

 (Среди ответов выделить тот, который отражает идею  рассказа).

На блюдечке появилась книжка со сказкой «Кукушка».

Воспитатель:сундучок хочет,чтобы ребята услышали ненецкую народную сказку «Кукушка» (Незаметно меняет цвет предметов.) Ой, ребята. Что же это? Разве это наливное яблочко и серебряное, блюдечко? Что с ними случилось? (Они потемнели. Они серые, нецветные). Вы не догадались? Давайте послушаем сказку, может быть, она объяснит.

Рассказывание ненецкой  народной  сказки «Кукушка».

 (Воспитатель рассказывает сказку).

Воспитатель; Ребята, закройте глаза, положите голову на руки и попытаетесь представить себе: тундра, летит птица- кукушка, а за ней бегут дети, плачут, кричат: «Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!» А кукушка в ответ: «Поздно, не вернусь я». Улетает кукушка. И лишь красный след остается на земле, там, где пробегали дети.

Какое настроение у вас от этой картины? Как вы думаете, ребята, любили ли дети свою маму? Из чего это было видно? Какие слова показались вам самыми грустными?

Посмотрите на яблочко и блюдечко. Теперь вы догадались, почему они потемнели, погрустнели?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, опечалились они потому, что сказка наша рассказывает о беде. Вот так ненецкий народ показал, что непослушание, отсутствие, любви к близким людям, невнимание к ним и отсутствие заботы,могут обернуться непоправимой бедой,

А вы, ребята, любите свою маму?. Как вы заботитесь о ней? Какие слова вы скажете маме при встрече  вечером? Перед сном?

В это время воспитатель меняет яблочко и блюдечко.

Ребята, посмотрите на яблочко и блюдечко. . Изменились они?. Как вы думаете, почему они изменились, что порадовало их? Да, вы знаете как можно помочь маме, позаботиться о ней. Вы любите своих мам.

Посмотрите, а на блюдечке появилась книжка. Мне кажется, что она вам знакома. Кто самый внимательный, кто смог догадаться как называется эта книжка, кто ее автор? («Посидим в тишине» Е. Благининой). Почему поэт предложила посидеть в тишине? О ком эта книжка? Любит ли девочка маму? Как она заботится о ней?

Кто из вас, ребята, хочет прочитать стихотворение? Давайте послушаем, с каким настроением будет прочитано стихотворение.

После чтения звучит .мелодия.

Закрывается наш сундучок. Спасибо тебе, сундучок, помог ты нам вспомнить, как можно проявить свою любовь и заботу к маме. Сегодня вы придете после детского сада домой, понаблюдайте, какое настроение у вашей мамы, грустное или радостное? Может быть, она устала? Подумайте, как можно позаботиться о маме? Что вы можете для этого сделать? А завтра каждый из вас попробует рассказать о том, что он заметил и что сделал, чтобы маме стало веселее и радостнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".

Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспек...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".

Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Откуда приходят звуки?".

Дать детям элементарное понятие об органе слуха; способствовать развитию слухового внимания; дать понятие о звуке; учить различать звуки....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Этот загадочный космос».

Данный  конспект представлен в виде игры- путешествия , где дети продолжают знакомиться  с нашей планетой Земля, с космосом, его освоением , о том , что в нем находится, о солнце,о спу...

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...