Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Этот загадочный космос».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Котенева Людмила Николаевна

 Данный  конспект представлен в виде игры- путешествия , где дети продолжают знакомиться  с нашей планетой Земля, с космосом, его освоением , о том , что в нем находится, о солнце,о спутниках,о звездах. 

Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: глобус, карта звездного неба, иллюстрации, фотографии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_luntik.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности  для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Этот загадочный космос».

Цель: уточнить и систематизировать представления детей о космосе, об истории его освоения, о том, что в нем находится, о Земле, о солнце, о спутниках, о звездах.
Задачи: создать условия для развития у детей логического мышления, наблюдательности и воображения; развивать умения делать умозаключения по наблюдениям; расширять и углублять представления об окружающем мире Земли и о роли человека в экосистеме; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а также чувства гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
Используемые методы и приемы.
Методы: наглядные (иллюстрации и рисунки детей по теме «Космос»); словесные (беседа, обсуждение); практические (конструктивная деятельность); игровые (имитация действий и движений); проблемные ситуации.
Приемы: введение персонажа (Лунтик); художественное слово (стихи, загадки); музыкальное сопровождение; развивающие упражнения (построй ракету).
Используемые формы организации познавательной деятельности детей: игра – путешествие.
Демонстрационный материал: костюм Звездочета (синяя накидка, расшитая звездами), музыкальные композиции, звездочки с заданиями, фото космонавтов, геометрические фигуры для складывания ракеты.
Прогнозируемый результат.
1. Интеллектуальная компетентность: дети способны самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений, способны обобщать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта, понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос».
2. Эстетическая компетентность: дети способны выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира.
3. Речевая компетентность: способны составлять рассказ, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного материала.
Предварительная работа.
До проведения НОД , дети ознакомлены со следующими темами: «Наша голубая планета», «Спутники нашей планеты», «Роль солнца в жизни планеты и человека», «Планеты в семье Солнца», «Звезды и созвездия». Чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир». Вся НОД  проведена  в виде путешествия по космическому царству.
Список литературы:
Ход занятия:
Дети слушают заставку. Однажды на Луне родился необычайный малыш.
Голос Лунтика: «Я родился»
И случилось так, что он попал на Землю, где нашел много новых друзей.
Голос Лунтика: «Привет…»
Воспитатель надевает на руку куклу Лунтика.
Лунтик: «Дорогие друзья, моей родной планете исполняется 1000 лет. Я очень хочу устроить в честь этого события праздник – парад звезд. Но для большого звездопада их не хватает, часть звезд рассыпалась по другим планетам Вселенной, их необходимо собрать. Только тогда состоится праздник. Пожалуйста, помогите мне».
Воспитатель: «Ребята, вы хотите помочь Лунтику устроить парад звезд?» (ответы детей).
Воспитатель: «Но чтобы собрать звезды, необходимо выполнить задания, которые скрыты на обратной стороне звезд, а звезды находятся на планетах. Как вы думаете на чем туда можно отправиться?» (ответы детей).
Воспитатель: «Давайте сконструируем нашу ракету из геометрических фигур, проявляя фантазию» (дети выполняют задание).
Воспитатель: «Кто летает в космос?».
Дети: «Космонавты».
Воспитатель: «А кто такие космонавты?»  
Дети: «Смелые, умные, отважные, здоровые».
Воспитатель: «Космонавтом, чтобы стать надо многое узнать, быть проворным  и умелым, очень ловким, очень смелым.
Кто были самыми первыми испытателями, покорившими космос?»
Дети: «Самыми первыми полетели в космос собаки Белка и Стрелка».
Воспитатель: «А кто был первым человеком, полетевшим в космос?»
Дети: « Юрий Гагарин».
Воспитатель: «Прекрасно знает с детства мальчик каждый

                         Гагарин Юрий космоса герой                        

                         Ведь космонавтом не рождаются однажды,

                         Он может рядом быть  с тобой, со мной»,

Воспитатель: «Ребята, ракета готова к полету?»
Дети:  «Да».
Воспитатель: «Я думаю, что нет, каждый космический корабль имеет свое название, если мы отгадаем ребус, то узнаем название нашей ракеты».
Отгадывание ребуса.
ВО 100 К (Восток)
Воспитатель: «Перед тем, как отправиться в полет, мы должны определить маршрут (обращает внимание детей на карту схему, на схеме – название планет). Мы должны соблюдать последовательность посещения этих планет. Давайте вспомним по порядку все планеты».
Физкультминутка

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть- Сатурн,
Семь – Уран, за ним Нептун,
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом, и девятая планета,
Под названием Плутон.                      (Аркадий Хайт)
Лунтик: «Я предлагаю начать путешествие, вы готовы?
Тогда полетели».
Звучит негромкая песня А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был».
На столах лежат макеты планет и звезды с заданиями.
Первая остановка на планете Меркурий.
Проводится игра для  «астронавтов».
Задание: распределить по группам небесные тела. Мальчики – планеты, девочки  - звезды. Поднять руки, когда услышите название небесного тела своей группы: Земля, Полярная, Кассиопея, Плутон, Солнце.
Лунтик вместе с детьми радуется первой звезде.
Воспитатель: «Продолжаем полет – нас ждут другие планеты. А летим мы к планете Венера.
Задание: составить слова из букв, написанных на отдельных листочках (спутник, метеорит, орбита, галактика), с последующим объяснением, что это?
Лунтик с детьми забирает вторую звезду и отправляется дальше в полет.
Следующая планета Земля. Из корабля дети наблюдают за нашей планетой.
Воспитатель: «Наш дом родной, наш общий дом –

                          Земля, где мы с вами  живем!

                          Вы только посмотрите вокруг:

                          Тут речка, там зеленый луг!

                          В лесу дремучем не пройдешь!

                          А где-то снег лежит горой,

                          А где- то жарко и зимой…

                          Чудес нам всех не перечесть,

                          Одно у них названье есть.

                          Леса и горы, и моря –

                          Все называется Земля.
Читая стихотворение, воспитатель показывает на глобусе пустыни, горы, леса, реки, северный и южный полюса. Воспитатель с детьми рассматривают материки, называют их. Материки заселены животными, на них растут различные деревья, живут разные народы.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто, где живет?»
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Дети раскладывают изображения животных по материкам.
Справившись с заданием, дети и Лунтик получают звезду.
Воспитатель: «Наше путешествие продолжается, берем курс на планету Марс. Мы приближаемся, приготовьтесь к выходу из космического корабля.
Лунтик: «Почему здесь нет ничего живого, одни камни?»
Дети: «На Марсе очень холодно, нет воздуха, нельзя дышать, нет воды, поэтому нет и жизни».
Лунтик: «Почему на Марсе холодно?»
Дети: «Марс находится дальше от Солнца, чем Земля».
Воспитатель: «А во тьме горя багровым светом,
                         Смотрит Марс – безлюдная планета,
                         Хмурая военная звезда».              С. Золотцев
Задание. Выбрать правильный ответ.
1. Самая маленькая планета земной группы: Марс, Земля, Венера, Меркурий. (Меркурий).
2. Самая дальняя от Солнца и планет земной группы: Земля, Венера, Марс, Меркурий. (Марс).
3. Спутники имеет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, (Земля).
4. Самую плотную облачную атмосферу имеет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. (Венера).
Дети с Лунтиком выполняют задание и получают следующую звезду.
Воспитатель: «Мы держим курс на планету, отгадайте какую?
Эта планета гордиться собой, поскольку считается самой большой».
Дети: «Юпитер».
Воспитатель: «У каждой планеты свой собственный путь.
                         Нельзя ей поверьте с орбиты свернуть,
                         Вокруг Солнца вращаются наши планеты,
                         По-разному все они Солнцем согреты.
Проводится дидактическая игра «Расположи планеты правильно».
1. На этой планете такая жара, что там оказаться опасно друзья. (Меркурий).
2. А эту планету холод страшный сковал, теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон).
3. А эта планета нам всем дорога, нам жизнь подарила планета - Земля.
4.К планете Земле две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Марс , Венера).
5. Планета кольцами окружена, и этим гордиться она. (Сатурн).
6.А что за планета зеленого цвета? (Уран).
7. Царь морской название той планеты дал, он именем своим ее назвал. (Нептун).
Дети и Лунтик рады звезде.
Лунтик: «Ребята, возвращаться нам пора, улетаем , детвора. Куда теперь мы держим путь?»
Воспитатель: «У нас сбываются мечты:
                         Покажут в теле кадре,
                         Как по Сатурну ходим мы,
                         В космических скафандрах».
Что такое «скафандр»?
Что такое «иллюминатор»?
Задание. Разгадать кроссворд, по ключевому слову вы узнаете, что сказал Гагарин, отправившись на корабле от Земли.
1.                      
 ПУЛЬТ
2.        ТЕЛЕСК
ОП
3.      АТМОСФ
ЕРА
4.            ЛУНО
ХОД
5.                  СК
АФАНДР
6.                   БЕ
ЛЫЕ
7.                ОРБ
ИТА

1.Прибор для управления космическим кораблем.
2. Прибор для изучения Вселенной.
3. Газовая оболочка, окружающая Землю.
4. Комический аппарат, исследующий Луну.
5. Одежда для космонавтов.
6. Самые горячие по свету звезды.
7. Путь движения планеты вокруг Солнца.
С заслуженной звездой Лунтик и дети отправляются дальше.
Воспитатель: «Летим дальше. Впереди у нас планета Уран. А для того, чтобы получить следующую звезду надо выполнить задание.
Задание. С какой планеты житель?
По признакам жителя, угадать с какой он планеты.
На столе разложены карточки парные и складываются в пару, как пазлы при правильном ответе, если ответ не правильный, то карточка с планетой не подойдет к карточке с жителем.
Например:
1. Эта планета дальше всех удалена от Солнца. Этот житель имеет лампочки на всех частях тела, так как видеть в темноте с ними удобнее. (Это житель планеты Нептун).
2. У него за спиной крылья, так как на этой планете нет твердой поверхности, и ему все время приходится летать. (Этот житель планеты Уран).
3. Этот житель опоясан кольцами, как и планета, на которой он живет. (Этот житель с планеты Сатурн).  
4. Жители с мечами и красного цвета, так как их планета - бог войны. (Этот житель с планеты Марс).
5.Жители в пузыре из воды, так как, на их планете очень жарко. (Этот житель с планеты Меркурий).
6. У этих жителей нет носа, не дышат, или в скафандре. ( Этот житель с планеты Венера, потому, что там нет воздуха).
7. Очень, крупные жители. (Эти жители с планеты Юпитер, потому, что она самая большая планета).
Лунтик и дети получают звезду.
Воспитатель: « Все дальше и дальше летит ракета в космическом пространстве. Вот мы и приближаемся к планете Нептуп. Эта планета подготовила вот такие задания: вставить в текст, пропущенные слова на тему Луна».
Луна естественный ……. (спутник) Земли.
Она движется вокруг……. (Земли) и обходит ее кругом один раз в месяц.
Луна в несколько раз …….(меньше) Земли.
Луна сама……. (не испускает) света.
Она словно зеркало отражает свет…….(Солнца).
На Луне нет…….. (воздуха), поэтому люди там не живут.
А еще на Луне нет …….. (воды).
Звезда у детей и Лунтика. Они радуются, Лунтик благодарит за помощь.
Лунтик: «Мы подлетаем к планете Плутон».
Раздается резкий звук, Лунтик обращает внимание детей на нарисованную, раздробленную планету.
В эту планету врезалась комета, и  на ней все перепуталось, исправьте ошибки и мы сможем получить еще одну звезду.
Дети восстанавливают планету из картонных фигур.
Воспитатель: «Ребята, нам пора возвращаться домой».
Лунтик: «Какие вы молодцы, у нас все получилось. Ура! Теперь парад звезд состоится!
Дети отдают Лунтику звезды.
Гаснет свет, играет музыка, мигают цветные огни, с неба сыплются звезды,
Лунтик: «Эти звезды вы честно заработали. Я их вам дарю, и благодарю за вашу смекалку и сообразительность».
Воспитатель: « Вот мы и дома. Как вы думаете, что помогло Вам получить такие замечательные звезды?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Зимняя сказка"

Данная непосредственно-образовательная деятельность является структурным элементом основного направления логопедической работы по предупреждению нарушения чтения и письма у детей подготовительно...

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Транспорт. Приставочные глаголы"

Комплексное занятие, включающее различные игровые упражнения на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (с использованием мнемотаблиц)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Фиксики в гостях у ребят»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».Виды детской деятельности: игровая,  двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема "Вкусная профессия"

Программное содержание по образовательной  области  "Познание": - расширять и закреплять представления детей о труде взрослых, подчеркнуть значимость профессии повара; - совершенст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: "Солнце всходит, пританцовывая"

Продолжать развивать у детей способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий чувашского декоративно - прикладного искусства.Закрепить представление о назначении изделий (...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»

Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарн...