Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Зимняя сказка"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Елисеева Татьяна Владимировна

 

  1. Данная непосредственно-образовательная деятельность является структурным элементом основного направления логопедической работы по предупреждению нарушения чтения и письма у детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи, т.е. обучению детей грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zimnyaya_skazka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елисеева Т.А., учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР – д/с «Кристаллик»

Тема: «Зимняя сказка. Дифференциация звуков и букв [с]-[ш]»

Цель: обучение грамоте детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

 - активизировать умение характеризовать звуки [с], [ш] по акустико-артикуляционному признаку, различать буквы С, Ш;

коррекционно-развивающие:

- дифференцировать звуки  [с],[ш] в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонематическое восприятие;

- закрепить умение составлять графическую схему предложения;

- развивать навык постановки цели, отбора способов её достижения, прогнозирования, самоконтроля и коррекции;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навык сотрудничества, взаимопомощи, культуру поведения на занятии, бережное отношение к дидактическому материалу.

Предварительная работа с детьми: индивидуальные занятия.

Оборудование:  мультимедийная установка, символы для обозначения звуков, снежинки, 8 напечатанных букв, схема характеристики звуков, презентация «Сказочная история потери имён».

Раздаточный материал по количеству детей: схемы слоговых рядов, карандаши, предметные картинки, «Схема предложения».

Ход:

  1. Организационный момент. Психогимнастика «Приветствие»

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

(Дети встают вместе с логопедом в круг.)

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

Логопед предлагает детям присесть на пол, удобно расположиться и послушать одну историю.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Презентация темы занятия. Слайд 1.

Логопед: эта история произошла в одном сказочном городе, в котором, жили такие же дети, как и вы. Они всё хотели знать, и прилежно учились (на экране появляется образ мальчика и девочки). Но в соседнем городе жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она, и заколдовала их, забрав имена. Но оставила такой наказ: (появляется образ злой волшебницы на экране, звучит голос за кадром) «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания.  За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите имена детей. Найти задания помогут снежинки с цифрами, которые я у вас рассыпала».

Логопед: кроме того, волшебница будет за нами наблюдать. Давайте покажем, какие мы умные, воспитанные и дружные.

Поисковый этап

Логопед: что сделала злая волшебница?

 Дети: заколдовала имена.

Логопед: что нам надо сделать?

Дети: вернуть имена.

Логопед: А зачем человеку нужно имя?

Дети: версии ответов.(Чтобы можно было к нему обратиться, попросить о чем-то).

Логопед: что оставила злая волшебница нам в помощь?

Дети: снежинки.

Логопед: оглянитесь, найдите их глазками. К какой снежинке мы пойдем в начале нашего пути?

Дети: к первой.

Логопед:  потом…Что мы получим, если правильно выполним задания?

Дети: буквы.

Логопед: Я правильно поняла, что мы будем ходить от одной снежинке к другой и выполнять задания?

Дети: да.

Логопед: а как правильно и красиво это сделать? Мы будем прыгать и кричать?

Дети: версии ответов.

  1. Практический этап

Логопед: итак, начинаем наш путь. Катя, веди нас к первой снежинке. Что за задание оставила нам злодейка? (Показывает схему характеристики звуков, символы звуков [с], [ш]). Что нам предстоит сделать?

Дети: дать характеристику звукам.

Логопед: каким  звукам?

Дети:  звукам [с], [ш].

Акустико-артикуляционная характеристика звуков [с], [ш]. (За выполнение задания дети получают буквы ш, С.)

Логопед: Дима, веди нас к следующему заданию. (Показывает схемы слоговых рядов) что нам предстоит сделать?

Дети: прочитать слоговые ряды. Игровое упражнение «Шифровальщики». 

Дифференциация звуков в произношении на уровне слога. Расшифровка слоговых рядов. (За выполнение задания дети получают буквы а, ш)

Логопед: Показывайте, куда же мы идем за следующим заданием.

Дети:  к снежинке с цифрой «три».

Логопед: посмотрите на схему, какое задание здесь спрятала волшебница-злодейка?

Дети: нам нужно картинки, в названии которых есть звук [с] обвести, а картинки, в названии которых есть звук [ш] зачеркнуть.

Дифференциация звуков на уровне слова. Игровое упражнение «Зачеркни, обведи», дети выполняют задание за столами. (За выполнение задания дети получают буквы а, ш)

Пальчиковая гимнастика «Дружба» (с помощью су-джок).

«Шарик держим мы в ладошках,

Покатаем так немножко,

Посильней его сожмем,

И опять катать начнем.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать

Покатаем по порядку

1, 2, 3, 4, 5…….»

Логопед: (предлагает принести снежинку с последним заданием). Что нам здесь зашифровала злая волшебница?

Дети: нам нужно по картинкам придумать предложение и выложить его схему.

Закрепление произношения звуков в предложениях. Упражнение «Придумай предложение, составь его схему» (дети выполняют задание за столами). (За выполнение задания дети получают буквы а, а).

Логопед: ребята, все задания мы с вами выполнили? Есть еще снежинки с цифрами?

Дети: нет, мы все задания выполнили.

Логопед: А теперь пройдём к буквам, которые мы получили и будем разбираться, какие имена зашифровала злая волшебница. Как вы думаете, почему одни буквы на голубом фоне, а другие на розовом?

Дети: потому что злая волшебница заколдовала имя мальчика и девочки; на голубом фоне имя мальчика, на розовом – девочки.

Логопед: сколько имен спряталось в этих буквах?

Дети: два.

Логопед: возьмите каждый по букве и разделитесь на  команды. Каждая команда выложит имя. (Дети выкладывают два имени).

Буквенный синтез имён детей (Маша, Саша). Игровое упражнение «Дружные буквы».

Логопед: команды справились с заданием? Проверьте друг друга. Какое имя забрала злая волшебница у девочки?

Дети: Маша.

Логопед: а у мальчика?

Дети: Саша.

Логопед: Чтобы злая волшебница больше не смогла забрать имена детей, я предлагаю вам самим их заколдовать.  Можем мы это сделать с помощью звуковых символов?

Дети: да.

Дети выполняют звуковой анализ слов Маша и Саша.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Этап самоанализа деятельности детей.

Логопед: ну что? Колдовство сняли? Вернули имена?

Дети: да.

Логопед: Какое задание было для вас трудным? Почему?  Что нам помогло в выполнении этих заданий?

Дети: сплоченность, дружба, знания, смелость и т.д.

Логопед: Я желаю вам, друзья,

                Делать добрые дела.

                И дружить и дорожить,

                И добро друзьям дарить!

Молодцы ребята, хорошо поработали, спасибо, вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Нарисуй сказку"

В данном материале содержится конспект занятия по художественному творчеству для подготовительной группы по сказкам А. С. Пушкина....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ Путешествие в сказку «Как гусь всем завидовал»

Задачи. Развитие связной речи. Совершенство¬вание навыков фонематического анализа. Совершенствование навыков чтения и печатания. Развитие речевого слуха. Развитие общей моторики, ловкости. Развити...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по речевому развитию на тему: «Зимние забавы»

Занятие по развитию речи по лексической теме «Зимние забавы» с применением метода моделирования. Пересказ сказки Сутеева «Ёлка» в подготовительной группе ДОУАннотация: Дан...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Путешествие в сказку «Как олененку маму искали» Моделирование сказки Учитель – логопед: Шипилова Л.М.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  Путешествие в сказку «Как олененку маму искали»Моделирование сказки...