Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: « Зимнее путешествие». ( с использованием мнемотаблиц и ИКТ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Казачкова Галина Владимировна

Цель:  Обобщить знания детей о зиме,  приспособлении диких животных к зимним условиям обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnee_puteshestvie_konspekt.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      ГБОУ  СОШ пос.Ленинский  м.р. Красноармейский

                                       Самарской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

тема: « Зимнее путешествие».

( с использованием мнемотаблиц и ИКТ)

                                                                     

                                      Подготовила:

                                       Казачкова Галина  Владимировна

                   воспитатель первой

                                     квалификационной категории

                                                              2016г.

 

Тема: «Зимнее путешествие»

Цель:

  • Обобщить знания детей о зиме,  приспособлении диких животных к зимним условиям обитания.

Задачи: 

Познавательное развитие:

  • Конкретизировать представления о зиме: состояниях погоды, типичные осадки, явления природы.
  • Уточнить представления о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни животных в природе. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери, которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года.
  • Воспитывать доброе отношение к природе; проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость.

Речевое развитие:

  • Развивать логическое мышление, память, связную речь, умение говорить    правильно, используя эпитеты, сравнения.
  • Упражнять в употреблении простых сложносочинённых предложений, совершенствовать диалогическую форму речи; активизировать и обогатить словарный запас.

Словарь: 

русак, добывают, ныряла в снег, сугроб, логово, берлога, нора,   приспособились,  линька (линяют), серебристая, лютая, искристая, надёжный.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать у детей познавательные интересы, умение использовать в беседе накопленные знания;
  • Формировать умение работать сообща.

 

Художественно-эстетическое развитие:

  • Создание положительного эмоционального состояния у детей во время музыкального сопровождения.

Физическое развитие

  • Поддерживать двигательную активность детей. 

Оборудование и материалы:

Письмо Незнайки, фотографии: медведя и ежа; иллюстрации зимней природы, картинки для игры, ( мультимедийная презентация), мнемотаблица  к стихотворению «Дикие животные»,   ноутбук, интерактивная доска, материал  для  макета   «Звери в лесу» ( деревья и дикие животные).

Предварительная работа с воспитанниками:

 Чтение произведений и заучивание стихотворений, пословиц о зиме,      рассматривание иллюстраций, картин, дидактические игры: «Времена года», «Кто  где живёт», «Отгадай, чей детёныш?», «Какое время года?», «Зоологическое домино», «Кто где зимует?», «Дикие животные».

Изготовление деревьев и  животных для создания макета: « Звери в лесу».

Беседы: «Дикие животные в разное время года», « Зимушка- зима»,     «Мы – друзья природы», «Кто как зимует?».

Рассматривание картины  «Русская зима», И. Грабаря «Февральская лазурь».

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание мотива для деятельности детей (сюрпризный момент письмо от Незнайки)

Определение цели, выводы.

 

2. Основная часть:

         Беседа о разнообразии зимней погоды.

         Игровое упражнение «Какой, какая?»

        Игра: « Назови лесных обитателей»

         Игра-упражнение: « Подбери определение»

         Презентация «Отгадай загадку»

        Динамическая  пауза: « Мишка вылез из берлоги».

        Игра на развитие смекалки: « Две белочки», «Кто где   живёт»

       Чтение стихотворения с использованием мнемотаблицы.

       

3.Заключительная часть: 

Итоговая работа:  создание макета « Звери в лесу».

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД

4 мин

25мин

6 мин.

35мин.

                                                         

Ход НОД: 

Дети заходят в группу.

Воспитатель: «Доброе утро! Солнцу и   птицам.

                             Доброе утро Улыбчивым лицам,

                             Пусть каждый становится добрым,                                                                                    доверчивым,

                             Пусть доброе утро продлится до                                                                                         вечера.

                               Доброе утро всем мы желаем.  

                               И дарим свои улыбки.

                                С улыбкой мы утро встречаем

                                И занятие начинаем.

Теперь проходим на свои места и садимся».

Сюрпризный момент: «Письмо от Незнайки». Воспитатель вносит конверт.

Воспитатель:  Ребята, это письмо я нашла сегодня около нашей группы. Давайте откроем его и прочтем, что там написано.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, ребята! В январе я был в лесу, хотел сфотографировать животных и узнать, как они живут, но встретил только ежа и медведя. Посылаю вам их фотографии. С приветом, Незнайка».

Воспитатель достает из конверта фотографии медведя и ежа и показывает детям.

Ребята, скажите, мог Незнайка в январе увидеть в лесу этих зверей?

(Ответы детей)

Правильно, конечно, не мог. А почему? Чем они занимаются зимой?

(Медведь и ёж спят  до самой весны). Незнайка просто все перепутал. Давайте отправимся в лес, и сами узнаем, как звери зимуют.

(Звучит музыкальный отрывок из «Времена года») .

Воспитатель: Давайте вспомним, какие явления бывают зимой, какая погода?   Подумайте, какая она зима?

Игра “Какой, какая?”

Педагог называет слова, а дети подбирают признаки к предметам и явлениям.

Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная…

Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий…

Мороз (какой?) – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий.

(показ слайдов)

Воспитатель:  Как вы думаете,   какое время года изображено на доске?( ответы детей). 

Воспитатель: Давайте вспомним, какие явления бывают зимой?  Подумайте? ( показ слайда).

Воспитатель: Назовите зимние явления!

Дети: Мороз, вьюга, пурга,  метель, пороша, позёмка, снегопад, оттепель, северное сияние, иней, гололёд, капель.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, животные в лесу рады были проказам матушки – зимы?  Почему? Как они  перезимовали в лютые морозы?   Где зимуют дикие животные, как они приспособились к жизни зимой.  

Дети: Потому что им всё сложнее было доставать корм, прокормить себя и своих детёнышей, особенно в снежную и морозную зиму.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных, о том, как им живётся зимой. Воспитатель: Давайте назовём лесных обитателей.

Дети: Лиса, кабан, лось, медведь, белка, ёж, заяц  и др.

Игровое упражнение:  «Подбери определение».

Прежде чем начать нашу прогулку по  лесу, давайте вспомним, какие же они - лесные обитатели.

• волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …

• медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …

• лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …

• ёж (какой) – колючий, маленький, …

• заяц (какой) – длинноухий, серый, трусливый…

• белка (какая) – рыжая, маленькая, быстрая…

Игра: «Отгадай загадку – увидишь отгадку».

Сейчас я загадаю вам загадки, если отгадаете на экране появится изображение, слушайте внимательно.( показ слайдов)

.Воспитатель:         Пусть я слишком длинноух,

Но зато и слух за двух.

Дашь капусты,

- Я грызун,

Погрозишься

Я – бегун

Кто это?

Дети: Заяц!

Воспитатель: Расскажите, как заяц приспособился к жизни зимой?

Дети: Заяц линяет (меняет шубку). Зайчик поменял цвет шерсти: она стала гуще и теплее Своего дома у зайца нет. Дом у него там, где он спать лёг: любой кустик. Питается корой деревьев.

Воспитатель: А вы знаете, есть зайцы, которые не линяют, а всю жизнь ходят в серой шубке, называют такого зайца – русак.

Ходит летом косолапо,

А зимой сосёт он лапу.

Дети: Медведь!

Воспитатель: А как медведь приспособился к зиме?

Дети: Медведь зимой спит в берлоге, он  её строит из снега, сверху дырочка для воздуха. Осенью нагуливает жир и заваливается спать. Всю зиму сосёт лапу. У медведицы зимой в берлоге появляются медвежата. Не страшны им не мороз, ни вьюга, в берлоге тепло.

 Динамическая  пауза: « Мишка вылез из берлоги».

       Мишка вылез из берлоги,
      Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
      Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
      К нам опять пришла весна.
      Чтоб скорей набраться сил,
      Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
      Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
      Вот он по лесу идёт.
        Ищет мишка корешки
         И трухлявые пеньки.
        В них съедобные личинки —
        Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой                  ступни, потом наоборот.)
        Наконец медведь наелся
        И  на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

Воспитатель:

Рыжая, хитрая,

Кур таскает.

Дети: Лиса!

Лиса живёт в норе. Это хищница, питается животными: зайцами, мышами. Когда она выгоняет из норок мышей – говорят, лиса мышкует. В голодные зимы она может и в курятник забраться, очень уж она  любит курятину. И уточку может съесть и гуся.

Воспитатель:

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

Дети: Волк!

Волк тоже хищник. Жилище его называется – логово. Охотиться за зайцами, мелкими грызунами, не прочь тоже полакомиться домашними животными.

Воспитатель:

Ползун ползёт,

Иголки возит.

Дети: Ёж!

Ёж зимой спит под корягой в норке, свернётся клубочком и до весны. Ёж делает запасы на зиму: грибы, ягоды, разные плоды. Поспит – поест, поспит – поест. Не страшны ему ни морозы, ни вьюги.

Воспитатель:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Дети: Белка!

Белка красивое, нежное животное и начинает готовиться к зиме уже летом. Белка  делает запасы в дуплах, на деревьях, в траве. В сильные морозы и метели спит. Ныряет в снег и находит запасы. Линяет – меняет рыжую шкурку на серую, чтобы зимой  не так было её видно, легче спасаться от хищников. 

- Молодцы, очень интересный получился рассказ.

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).

Ход игры:

Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.

Воспитатель: Молодцы, замечательно справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, у животных есть своё жилище» ( показ слайдов)

 У волка – логово, у медведя – берлога, у лисы – нора, у белки – дупло, у ежа – норка.

Игра: «Кто, где живет? »

Цель: закрепить знания о том, кто где живет (у каждого ребенка карточки с лесными животными, надо показать картинку – ответ.)

- «Кто юркнул в дупло? » (белка, бельчонок)

- «Кто залез в берлогу? » (медведь, медведица)

- «Кто спрятался в нору? » (лиса, лис)

- «Кто забрался под листья? » (ёж, ежиха)

- «Кто укрылся под кустом? » (заяц, зайчиха)

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое называется «Дикие животные». Следите за таблицей. (Чтение стихотворения по мнемотаблице).

Воспитатель: Какой у лисы дом?

Дети: Надёжный!

Воспитатель: Как ещё можно сказать надёжный, значит: крепкий. А что делает ёж? Чем он занимается? Как назван медведь в стихотворении?

Дети: Косолапый!

Воспитатель: Что он делает в берлоге?

Дети: Спит и до весны сосёт там лапу!

Воспитатель: Почему он сосёт лапу?

(Предполагаемые ответы детей).

Повторение чтения стихотворения.

Воспитатель:  Почему нарисовано солнышко?

Дети: Потому что солнышко даёт тепло, свет, уют.

(Чтение стихотворения детьми).

Итоговая работа:  создание макета « Звери в лесу».

Воспитатель: Вот, ребята, мы с вами и узнали, как живут звери зимой в лесу и теперь сможем рассказать Незнайке и послать ему фотографии. А наша прогулка подходит к концу.

Что вам больше всего запомнилось?  Замечательно!  Повторили и закрепили свои знания о зиме, о животных, о том, как проводят они  холодную снежную зиму.

 Список используемой литературы:

1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-2

2.Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».

3.Зотов В. Лесная мозаика. 

4.О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»- М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192с. 

5..Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС

6.Т. А. Шорыгина  « Какие звери в лесу»? Москва, 2006 г.

7.А. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Москва, 1991 г.

8.Л. Толстой « Белка и волк».

9.К. Ушинский  «Ёж и заяц».

10.Е. Чарушин  «Медвежонок».

11.М. Пришвин  «Рассказы о животных малышам».

12.Электронные          образовательные ресурсы для дошкольников:  http://pochemu4ka.ru/ Детский портал "Почемучка"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Зимняя сказка"

Данная непосредственно-образовательная деятельность является структурным элементом основного направления логопедической работы по предупреждению нарушения чтения и письма у детей подготовительно...

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Транспорт. Приставочные глаголы"

Комплексное занятие, включающее различные игровые упражнения на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (с использованием мнемотаблиц)....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе. Тема: В гостях у телепередачи "Поле Чудес"

Уважаемые коллеги! Данная методическая разработка позволяет:-Формировать мыслительную деятельность детей во взаимосвязи с развитием речи; совершенствовать умение правильно строить предложения, использ...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Зимнее волшебство».

Интеграция образовательных  областей:  познавательное развитие, речевое развитие,   художественно-эстетическое развитие.Цель: Закреплять знания детей о временах года и их отличител...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: Путешествие в волшебный город «Сапсан» Номинация: «Учебное занятие»

В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. Поэтому одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду – воспитание п...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в сказку двенадцать месяцев»

Конспект  интегрированного  занятия  для  детей  подготовительной  группы. Интегрируемые  области: "Речевое  развитие", "Познавательное  раз...