Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Тема: « В зимнем лесу»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Пихновская Елена Германовна

    Систематизировать знания детей о диких животных, их особенностях жизни зимой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_zimnem_lesu.docx18.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    непосредственной образовательной деятельности

    по речевому развитию

    в группе компенсирующей направленности

    для детей с ОНР

    Тема: « В зимнем лесу»

            Подготовила: воспитатель

    Е. Г. Пихновская

    Саранск

    2016

    Образовательная областьречевое  развитие.

    Тема:  «В зимнем лесу»

    Цель: систематизировать знания детей о диких животных, их особенностях жизни зимой.

    Задачи:

    Образовательные:

    1.Обобщить и систематизировать знание детей о зиме.

    2.Продолжить знакомить детей с особенностями  жизни диких животных в зимний период, закрепить знания о внешних признаках, строении, питании, повадках, условиях проживания.

    3. Расширить, уточнить и активизировать глагольный словарь и словарь признаков по темам: «Зима», «Дикие животные»;

    4.Уметь подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с  существительными в роде, числе и падеже; подбирать слова – действия; образовывать притяжательные прилагательные, приставочные глаголы, правильно употреблять в связной речи простые предлоги.

    Коррекционно - развивающие:

    1.Развивать связную речь, общие речевые навыки, речевой слух, память, внимание, мышление, общую моторику.

    Развивать умение выразительно декламировать стихи, отгадывать загадки, мелкую моторику рук, умение имитировать повадки зайца.

    Воспитательные.

    1. Учить правильно вести себя в природе, самостоятельно совершать  нравственно направленные действия и  поступки.

    Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.

    Методы и приемы педагогической деятельности: 

    1.Словесные (беседа, вопросы, д /и « Где лежит снег?»,  «Узнай по описанию», «Кто  как ходит?», «Назови членов семьи»).

    2.Наглядные (демонстрация пейзажей природы, рассматривание картинок с изображением диких животных, их мест проживания, д/и «Кто где спрятался?», «Чьи следы?»,  «Кто  о чем мечтает?», «Семья»).

    3.Практические (д /и «Собери картинку») ,физминутка, конструирование зайчика из бумаги в технике оригами.

    Используемые формы организации речевой деятельности детей: групповая, индивидуальная.

    Оборудование и материалы:

    Пейзажи природы,  предметные картинки по теме «Дикие животные» и « Детеныши диких животных»; набор разрезных картинок по теме «Дикие животные», наглядное панно с изображением мест обитания диких животных, наглядное панно с изображением диких животных и карточки с предполагаемой пищей.

    Предварительная работа: 

    1.Рассматривание: иллюстраций с изображением времени года «Зима».

    2.Беседы по теме: « Зима», «Дикие животные».

    3. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Теремок», «Синичкин календарь», А. С. Пушкин «Зимний вечер», С. Я. Маршак «12 месяцев» и др.

                                             

                                                        Ход занятия.

    Воспитатель (В): Дети, сегодня мы отправимся на прогулку в зимний лес. Сколько снега выпало за эту зиму!

    Выпал беленький снежок,

    Соберемся мы в кружок.

    Снег, снег, снег, белый снег

    Засыпает он нас всех!

    Снег засыпал все в лесу!

    А как можно сказать, где лежит снег?

    Д/и «Где лежит снег?»

    Дети: Снег лежит на земле.

    Снег лежит на ветках деревьев.

    Снег лежит на елочках.

    Снег лежит на пеньках.

    Снег лежит на кустах

    Снега много в лесу.

    Все белым ах.

    Воспитатель: Да, снега много в лесу. Всем белым-бело. А как тихо в лесу! Кажется, что здесь никого нет. Но... Посмотрите, что это виднеется на снегу?

    Дети: Это следы зверей.

    Воспитатель: Давайте рассмотрим их и попробуем угадать, чьи это следы?

    Д/и «Чьи следы?»

    Дети: это следы заячьи

    это следы лосиные

    это следы беличьи

    это следы волчьи

    это следы лисьи

    А куда же ведут эти следы?

    В лесную школу!

    Пойдем по следам и сядем на свои места. (Дети садятся за столы.)

    Давайте соберем разрезные картинки и проверим, правильно ли мы угадали, чьи это следы?

    Д/и «Собери картинку».

    Воспитатель: Правильно все собрали. А теперь расскажите о своем животном, а мы угадаем, кто это?

    Д/и «Узнай по описанию».

    Дети: Хитрая, ловкая, быстрая (это лиса)

    Злой, зубастый лохматый (это волк)

    Быстрая, ловкая, прыгучая, гибкая (это белка)

    Длинноногий, могучий, высокий, быстрый (это лось)

    Шустрый, длинноухий, ловкий, трусливый (это заяц)

    Воспитатель: А почему в зимнем лесу мы не встречаем медведя?

    Дети: Потому что медведь зимой спит в берлоге.

    Воспитатель: А почему он спит зимой? Он боится мороза?

    Дети: Нет, ему нечем питаться. Он любит рыбу, орехи, ягоды, мед, а зимой этого нет.

    В.: Укрылись от вьюги животные в своих домиках. А кто в каком домике живет ,мы сейчас и скажем.

    Д/и «Кто где спрятался?»

    (наглядное панно с изображением леса с местом жительства зверей — берлога, дупло, нора и т. д.).

    Дети: Медведь живет в берлоге,

    живет в норе,

    живет в дупле,

    живет в логове,

    живет чаще леса,

    живет под кустом.

    Воспитатель: Спрятались в своих домиках животные и лежат, мечтают. О чем же они мечтают?

    Медведь, наверное, мечтает о меде.

    А о чем мечтают животные, которых мы встретили в зимнем лесу?

    Д/и «Кто о чем мечтает?»

    (наглядное панно с изображением диких животных и карточки с предполагаемой пищей для них: кора деревьев, веточки, мясо, орехи и т. д.)

    Дети: Лиса мечтает о зайце (мышонке).

    Волк мечтает о зайце (лисе).

    Лось мечтает о веточках, о стоге сена.

    Белка мечтает об орехах, грибах.

    Заяц мечтает о морковке , капусте, коре).

    Воспитатель: Опять стало тихо в лесу и звери стали выбираться из своих жилищ. Разбежались по лесу звери. Весело стало вокруг. А как же звери передвигаются по лесу?

    Д/и «Кто как ходит?»

    Дети: Волк рыщет, бегает.

    Лиса заметает хвостом, крадется, бегает.

    Белка прыгает, перепрыгивает, скачет.

    Лось ходит, бегает.

    Заяц прыгает, прячется, скачет.

    Физминутка.

    Зайка серенький сидит

    И ушами шевелит.

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапочки погреть.

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать.

    Кто-то зайку напугал,

    Зайка прыг — и ускакал!

    Из-за ширмы появляется кукла - бибабо Зайчиха и сообщает детям, что ускакали ее зайчики, что все звериные семьи собрались вместе. А ее семья в разлуке. Посмотрите, дети, и скажите, кто из животных собрались все вместе, всей семьей.

    Д/и «Семья»

    (наглядный материал)

    Лось — лосиха — лосята.

    Лиса — лис — лисята.

    Волк — волчица — волчата.

    Белка — бельчиха — бельчата.

    Зайчиха просит помочь найти зайчат. Воспитатель предлагает детям помочь собрать непослушных зайчат:

    -Надо помочь!

    Дети: Мы можем помочь!

    Воспитатель раздает белые  квадратные листы бумаги.

    Дети садятся на свои места.

    Воспитатель предлагает сложить из листа бумаги зайчат в технике оригами.

    Дети складывают зайчат (самостоятельная работа) по образцу и показу воспитателя.

    Воспитатель спрашивает: «Назовите, пожалуйста , членов семьи зайчихи.»

    Дети: Заяц — зайчиха — зайчата.

    Воспитатель: Спасибо, дети. Зайчиха очень рада, что ее зайчата нашлись.

    Воспитатель предлагает посадить зайчат под елочку на полянке.

    Воспитатель: Наше путешествие по зимнему лесу закончилось. Вы очень много знаете о диких животных. Надеюсь, Вашими  знаниями вы поделитесь с родителями.

    Анализ. Итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детей с ОНР по теме: «Азбука маленького пешехода»

    Учить составлять рассказы по картинно - графическому плану. Учить синтактической стороне речи. закрепить знание детей о правилах дорожного движения....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»

    Изучение  ценностей хакасской земли и их особенностей. Развитие любви к родным местам, достопримечательностям, представление о традициях и обычаях коренного народа....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с ТНР Тема: «Осень»

    Обобщить и систематизировать знание детей об осени.Активизировать словарь детей по данной теме....