«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»
материал по логопедии (подготовительная группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobr_ikt.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

          МБДОУ Детский сад «Колокольчик»

     

Отчет по теме самообразования

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»

 

Учитель-логопед Ширяева Н.Г.

п. Усть-Уда

2023 - 2024 учебный год

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видео - средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Целью применения компьютерных технологий в ДОУ является расширение возможностей, способствующих развитию речи, повышению качества подготовки детей к обучению в школе, содействию освоения детьми элементарной компьютерной грамотности, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у дошкольников самостоятельности, целеустремленности, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий,

отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство

детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии

восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную

степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных

представлений, особенности приема и переработки информации. У таких

ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать

дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать

их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы,

индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи

материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более

индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью

компьютерных технологий.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в

образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности

стала актуальна в наши дни. В связи с этим 2 года назад я определила в своей

методической работе следующее направление – это «Использование ИКТ в

коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда».

Работа по изучению темы велась по следующему плану.

1 Основы компьютерной грамотности.

2 Психолого - педагогические основы использования компьютерной техники

в ДОУ.

3 Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых

информационных технологий в дошкольном детстве.

4 Технические и программные средства обеспечения педагогического

процесса.

5 Занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.

6 Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.

7 Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр

В начале учебного года  был составлен годовой план работы на 2023-2024 учебный год

по теме самообразования.

Тема

Результат/форма отчётности/ дата

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи

План самообразования

Изучение новинок информационно – педагогической литературы

Апробирование инновационной технологии серии «Учимся и оздоравливаемся» А.Сметанкина «Здоровая азбука» (компьютерная программа «БОС – Здоровье»

октябрь

Сообщения для родителей: «Плюсы и минусы в «общении» с компьютером», «Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения»

ноябрь

Сообщения для родителей: «Речь ребенка расцветает. А компьютер помогает»

декабрь

Игровое занятие «Путешествие по компьютерной стране»

январь

Систематизация практического материала по теме

- Интернет-ресурсы (детские презентации)

-Развивающие компьютерные игры

февраль

Составление памятки для родителей по использованию компьютера ребенком

март

Изучение опыта работы логопедов через интернет - ресурсы

апрель

 «Эффективность развития ИКТ – технологий в образовательном процессе»

май

В течение всего учебного года придерживалась составленного плана.

ИКТ  применяются в моей работе повсеместно.

Для логопедической диагностики дошкольников в работе использую программно-дидактический комплекс «Логоблиц» (флешкарта) ООО «Мерсибо», который позволяет провести комплексное обследование не только всех сторон речи ребенка, но и развитие его моторики: общей, мелкой, артикуляционной. «Логоблиц» включает в себя электронную речевую карту и красочные тестовые задания для ребенка. При данной диагностике существует запись звуковых файлов, позволяющих услышать речь ребенка в начале и в конце учебного года (раздел «Знакомство», где дети по аналогии с героем рассказывают о себе).

Компьютерная программа «ЛогоЁжка» для диагностики речи детей 3-7 лет также включает в себя  электронную речевую карту с указанием анамнестических данных ребенка.  Выбирается возраст, можно выбрать частичное или полное обследование. Существует электронный помощник логопеда, который может помочь определить даже вид неправильного прИкуса. При обследовании звукопроизношения  в специальной таблице выбирается тот звук, который необходимо проверить, результаты диагностики фиксируются в этой же речевой карте. В последнем окне «Выбор комментария – заключения специалиста» галочкой отмечается нужное речевое заключение с возможностью добавить информацию вручную.

Икт широко применяются на всех этапах работы над звуком.

Подготовительный этап.

Артикуляционная гимнастика.

На данном этапе используются готовые презентации в зависимости от нарушенного звука.

Свистящие звуки  -  «Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, з, ц)»

Шипящие звуки  -  «Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)»

Соноры  - «Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков Р, РЬ»

Логопедический массаж

Видео  «Домашний логопед. Массаж. Артикуляционная гимнастика».

Самомассаж органов артикуляции  - Презентация «Приемы самомассажа в логопедической работе»

Пальчиковая гимнастика – видеоматериал «Пальчиковая гимнастика с енотом Еней», презентация «Упражнения с карандашом»

Дыхательная гимнастика – Презентации: «Упражнения для формирования воздушной струи у детей», «Развитие речевого дыхания», «Игры для Тигры»

Фонематическое восприятие – видеоматериалы:

- «Простые игры для развития фонематического восприятия малышей»

-  Копилка логопедических игр «Фонематическое восприятие»

Этап автоматизации звука. Здесь существует огромное количество разнообразных презентаций, электронных и видео игр, видео материалов  по автоматизации, дифференциации звуков. Это подобранный иллюстративный материал на определенный звук, стишки, песенки, чистоговорки.

Звук С

  • Презентация «Веселый щенок. Звук С. Артикуляционная гимнастика и автоматизация в слогах»
  • Видеоигра Звук С «День рождения лисички»

Очень любят дети пропевать короткие песенки и чистоговорки, которые мною подобраны по звукам.

В качестве физминуток  используются Музыкальные игры:

- «У оленя дом большой» / Клип для малышей/

- «У жирафа пятна»

- «Ручки – ручки»

На фронтальных логопедических занятиях использую серии видеоматериалов «Умный ребенок», «Весёлые карандаши». Например, тема «Водный транспорт». Презентация из серии «Умный ребенок» используется на начало занятия с целью познакомить детей с видами водного транспорта. А вот презентация из серии «Веселые карандаши» на итоговом занятии в качестве  закрепления, так как содержит загадки.

Использование  ИКТ  на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста позволяет логопеду повысить интерес детей к занятиям, дошкольники лучше усваивают лексический материал, с удовольствием включаются в логопедический массаж, активно выполняют артикуляционную гимнастику, автоматизируют и дифференцируют изучаемые звуки речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...