Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях в детском саду
консультация по логопедии (старшая группа)

Собесская Анна Юрьевна

Предлагаемый мною опыт работы, способствует оказанию помощи в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях»

Предлагаемый мною опыт работы, способствует оказанию помощи в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Для профилактики нарушений речи в старшем возрасте проводятся интегрированные занятия (музыка – логоритмика). В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

В планировании интегрированных занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры.

Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Каждое музыкальное занятие включает в себя артикуляционные упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, упражнения на произношение. В каждое занятие включены пальчиковые игры.

В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:

  • движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
  • танец (хоровод);
  • разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
  • песня, сопровождаемая жестами;
  • логопедическая гимнастика;
  • мимические упражнения;

  • пальчиковая игра;
  • подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Музыкальные занятия в детском саду для детей с незначительными нарушениями речи тесно связаны с деятельностью логопеда, речевой материал является своеобразным дополнением к его работе по коррекции речи.

На музыкальных занятиях речь, музыка и движение тесно связаны. В результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но и выразительности в пении.

Основным принципом в работе является принцип “от простого к сложному”. Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением. При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах - тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.

Например: песня – хоровод «У калинушки»

Музыкально - ритмические игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Логопедической задачей является выработка темпа и ритма движений, точное сочетание речи и движения. Музыкальной задачей является выполнение движений в ритме музыки.

Например: музыкально – ритмическая игра «Ворон» (русская народная прибаутка) обработка Е. Тиличеевой

Работа музыкального руководителя в разделе “Пение “ делится на несколько этапов.

Первый этап - пропевание гласных. Уделяется особое внимание на дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. Задачей данного этапа является развитие мышц речевого аппарата, выделение гласных на слух.

Второй этап - чистоговорки с пением на закрепление свистящих и шипящих звуков, третий - на закрепление сонорных звуков, четвертый - закрепление всех звуков в свободной речи.

Работа по пению не ограничивается чисто звуковой работой. Она должна отличаться таким важным аспектом, как развитие эмоциональной сферы ребенка. Для достижения положительного эффекта песни подбираются разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своими движениями.

Например: песня “Окунь” на звук «О», “Антошка” – на звук «А», “Резиновая Зина” - на звук «З».

Значение музыкальных занятий в преодолении речевого нарушения у детей дошкольного возраста путем сочетания слова и движений.

Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов МБДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам – представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются также этические задачи, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса. Музыкальные занятия включают следующие элементы:

логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук;

упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития речевого дыхания;

песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Структура занятий может не всегда включать все перечисленные элементы. Последовательность работы над звуками можно варьировать в соответствии с характером нарушения у детей и целями занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Использование театрализованных игр на музыкальных занятиях в детском саду.

Использование театрализованных игр на музыкальных занятиях  в детском саду. Приведены примеры речевых игр и хоровод "Кошка- мышка"...

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду.

В нашем детском саду мною проводится  музыкально-оздоровительная работа, направленная на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)...

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в детском саду

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка....

Проект: «Использование кинезиологических упражнений на физкультурном занятии в детском саду».

Проект: "использование кинезеологических упражнений на физкультурном занятии в детском саду"...