Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями
консультация по логопедии

Филатова Антонина Владимировна

лексические темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Журнал взаимодействия26.27 КБ

Предварительный просмотр:

ЖУРНАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

учителя-логопеда

с воспитателями

Тема: «Осень»

1. Развитие общей моторики

        Движения                                                    Текст

Ветер дует нам в лицо,                        Дети машут руками перед собой.

Закачалось деревцо.                                Покачиваются .

Деревцо все ниже, ниже.                        Приседают.

Ну а ветер выше, выше.                        Встают и тянут руки вверх.

2. Развитие мелкой моторики

«Дождик капает»

Дождик капает,

Дождик капает,

Кап-кап-кап.

Кап-кап-кап.

Пальчики обеих рук постукивают по столу.

3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Подуй на листик»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

«Назови первый звук в слове (ухо, утка …)»

6. Развитие лексико-грамматических процессов

- Отметить изменения погоды но сравнению с летом (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди). Закрепить отличительные признаки всех осенних месяцев (желтые листья на березках, кучевые облака, увядание трав, листопад, заморозки …), основные цвета и их оттенки в природе.

- «Подбери признак» осень (какая?) Учить согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе.

-«Какие слова подходят?» Учить составлять словосочетания с антонимами о признаках осени. Дети выбирают и повторяют правильное высказывание.

Например: — Небо осенью ясное.

  • Небо осенью пасмурное.
  • С каждым днем становится все теплее.
  • С каждым днем становится все холоднее. И т. д.

- «Кто назовет больше признаков осени?» Вспомнить все признаки осени.

7. Развитие высших психических функций

«Сначала и потом». Развивать логическое мышление.

Воспитатель говорит: «Сначала бывает лето, а потом наступает...». Ребенок должен продолжить: «Осень». И т. д.

8. Развитие связной речи (предварительная работа)

Составить предложения и объединить их в рассказ по опорной схеме:

  • Солнце.
  • Небо.
  • Деревья.
  • Листья.
  • Люди.
  • Животные.
  • Птицы.

Чтение художественной литературы:

Ерикеев А. «Наступила осень» (Пер. с татарского Л. Гинзбурга).

 Пушкин А. «За весной, красой природы, лето знойное пройдет...»

Маршак С. «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Тема: «Домашние животные, их детеныши»

1. Развитие общей моторики

        Движения                                                    Текст

Скачет конь мой                                        Руки вытянуты вперед.

Чок-чок-чок.                                               Легкий бег.

Слышен топот

Быстрых ног.

2. Развитие мелкой моторики

Дай молока, Буренушка,                      Показывают, как доят корову.

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котятки,                              Делают «мордочки» из пальцев.

 Малые ребятки.

3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Подуй на травку и найди котёнка»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

«Назови первый звук в слове»

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  • Показать и назвать домашних животных и их детенышей, части тела животных: корова, бык, теленок; коза, козел, козленок; овца, баран, ягненок; кошка, кот, котенок; лошадь, конь, жеребенок.
  • Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, приносимая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных.
  • Образовать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных (игра «Назови ласково»): лошадь — лошадка, теленок — теленочек, … .
  • Образование существительных с помощью суффиксов –онок, -ёнок( игра «У кого кто?»)—        У кого щенята? — Щенята у собаки.        У кого верблюжонок? — Верблюжонок у верблюда.
  • Образовать мн.ч. им. существительных (игра «Один-много»): корова – коровы, собака – собаки, жеребенок – жеребята, … .
  • Согласование прилагательного с существительным в единственном и множественном числах. Например: У кошки шерсть какая? У кошки шерсть мягкая. —        У коровы рога какие?
  • Игра с мячом «Не ошибись».Например: — На чем люди ездят? (на собаках, верблюдах и т. д.).

—        На чем люди возят грузы? (на быках, лошадях и т. д.).

7. Развитие высших психических функций

 «Отгадай загадку». Дети отгадывают загадки про домашних животных и находят соответствующие картинки. Например:

Голодная мычит,

Сытая жует,

Всем молоко дает. (Корова)

 «Путаница» («Кто где живет?»). Дети должны найти ошибку в высказывании логопеда и составить предложение.        

Например: — Кошка живет в конуре.

  • Кошка живет в доме.
  • Лошадь живет в свинарнике.

—        Лошадь живет в конюшне.

8. Развитие связной речи (предварительная работа)

Составить предложения с предлогами. У коровы теленок. Около лошади жеребенок.

Чтение художественной литературы:

«Теремок» Русская сказка:, Чуковский К. «Айболит», «Путаница».

Тема: «Домашние птицы»

1. Развитие общей моторики

        Движения                                                    Текст

Ходит важно петушок                          Ходьба с высоким подниманием

По двору гуляет.                                                     колена.

И любимую свою                                              Хлопки руками по бокам.

Песню распевает: «Ку-ка-ре-ку!».

2. Развитие мелкой моторики

Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

Пальчики обеих рук «идут» по столу

3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Помоги петушку взлететь на забор?»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

«Назови последний звук в слове»

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  • Рассмотреть иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей,: курица — петух — цыплята, утка — селезень — утята, гусыня — гусь — гусята, индюшка — индюк — индюшата; уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек.
  • Упражнять в словообразовании (игра «Кто как разговаривает»): утка (кря-кря) — крякает; гусь (га-га) — гогочет, петух (...) — ..., курица (...) — ...; (игра «У кого кто»): у утки — утенок, у гусыни — ..., у индюшки — ....
  • Закрепить образование мн.ч. им. существительных (игра «Один — много»): цыпленок — цыплята, курица — курицы, индюк — ..., гусь — ..., утка — ... .

7. Развитие связной речи (предварительная работа)

  • Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану: Кто это? Каков внешний вид? Какие повадки? Кто у этой птицы детеныши? Чем питается? Какую пользу приносит?

Чтение художественной литературы:

«Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен, «Путаница» К.И.Чуковский,

Тема: «Одежда»

1. Развитие общей моторики

На прогулку собирайся

Да скорее одевайся.

Куртки, шапочки, пальто.

Мы оденемся тепло.

На ножки-сапожки.

На руки  - рукавички.

Будем весело гулять

Свежим воздухом дышать.

2. Развитие мелкой моторики

«Обновки»

Танечка, бери иголку,

Сошьём рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю.

Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

3. Развитие артикуляционной моторики

Общеукрепляющий комплекс

4. Развитие дыхания

Упражнение «Покатать карандаш»

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

«Придумай слова со звуком А или У в начале слова»

«Поймай звук»

6. Развитие лексико-грамматических процессов

  • Учить правильно называть предметы верхней одежды. Сформировать представление о видах одежды в соответствии со временем года (зимняя, летняя, осенняя, весенняя). Умение правильно отнести четыре-пять видов конкретных предметов к обобщающему понятию одежда.
  • Образовать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных (игра «Назови ласково»): юбка-юбочка …
  • Формирование навыка образования притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои:

Моя — шуба, куртка, блузка, юбка, рубашка и т.д.;
Мой — сарафан, костюм, свитер, пиджак, плащ и т.д.;
Мои — брюки, шорты, носки, колготки, варежки и т.д.;
Мое — платье, пальто, белье.

  • Развитие слов-признаков «Какая одежда?» Логопед просит детей подобрать слова – признаки к слову одежда: детская, взрослая, женская, мужская, спортивная, осенняя, зимняя, летняя, весенняя, чистая, грязная, нарядная, верхняя, нижняя, теплая.
  • Формирование навыка образования притяжательных прилагательных «Послушай предложение и ответь на вопрос»

- У Лизы есть платье. Чьё это платье?  (Лизино платье)

           - У мамы есть шуба. Чья это шуба?....

           - У папы есть галстук. Чей это галстук? …..

           - У Сережи есть брюки. Чьи это брюки? ….

7. Развитие связной речи (предварительная работа)

Составление описательного рассказа по опорной схеме «Мой любимый наряд».

  • Сезонность (летняя, осенняя, зимняя).
  • Цвет.
  • Материал (мех, ситец, сатин, шерсть, шелк, вельвет).
  • Детали (воротник, карманы, рукава, пояс, манжеты и т. д.).

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Носов Н. «Заплатка». Перро Ш. «Красная шапочка».  Зощенко М. «Глупая история».  Витез Г. «Сороконожка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе комбинированной направленности.

В журнале предусмотрена как фронтальная, так и индивидуальная работа по заданию логопеда и включает в себя следующие разделы: * Тема на неделю * Упражнения на развитие артикуляционной моторики и ды...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

     Работа воспитателей с детьми по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Для этог...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Журнал разработан для педагогов, строящих свою работу на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)&ra...

журнал взаимодействия учителя - логопеда с воспитателем

журнал взаимодействия учителя - логопеда с воспитателем...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе...

Журнал взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями подготовительной группы к школе компенсирующей направленности

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осушествляет в ра...