План по самообразованию
проект по логопедии

Елена Владимировна Сатомская

Использование элементов логопедической ритмики для развития детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_logoritmika.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ДеТСКИй сад № 91»

План по самообразованию на 2023/2024 учебный год на тему:

Использование элементов логопедической ритмики для развития детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

Учитель-логопед Сатомская Е.В.

г. Ярославль, 2023

Цель по самообразованию. Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально – логоритмическую деятельность.

Актуальность. С каждым  годом растет количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач и игрой с гаджетами. Также имеет значение  увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстает от ее возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико – временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Логоритмика представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно- педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной логоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач:

Оздоровительные задачи: укрепление костно – мышечного аппарата, развитие физиологического дыхания, развитие координации движений и моторных функций, воспитание правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов, развитие переключаемости, совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность, воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно – творческие способности, воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания, формирование и развитие артикуляционного аппарата, развитие общей и мелкой моторики, совершенствование лексико – грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления, развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия, развитие умения расслабиться, снять напряжение.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:

  1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
  2. Развитие речи детей и корректировка их речевых нарушений: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и выразительности речи; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Дата начала работы над темой – 01.09.2023

Предполагаемая дата завершения работ – 31.05.2024

План самообразования на 2023/2024 учебный год

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

В течение года

Изучение методической литературы и интернет – ресурсов по выбранной теме

Составить подборку литературы по теме

Сентябрь

Проведение диагностики. Подготовить информацию для родителей.

Диагностические материалы. Стендовая информация

Октябрь

Собрать материал для проведения консультации и бесед для педагогов и родителей детского сада по данной теме. Составить картотеку логоритмических упражнений с учетом лексических тем

Материал для консультаций, бесед.

Ноябрь

Проведение встречи родительского клуба в средней группе детского сада совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по изодеятельности

Фольклорная встреча  «Осенины» в рамках родительского клуба «Русские традиции», где родителям дается понятие логоритмики как одного из звеньев коррекционной педагогики. Логортмические игры с родителями.

Изготовление буклета для родителей

Декабрь

Проведение мастер – класса для педагогов на тему «Новогодние традиции в русской культуре»

Расширение  представления педагогов о логопедической ритмике, как системе музыкально – двигательных, музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции и повышения двигательной активности.

Логоритмические игры с педагогами.

Изготовление сертификатов для участников

Январь

Проведение встречи родительского клуба в средней группе детского сада совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по изодеятельности

Фольклорная встреча  «Колядки» в рамках родительского клуба «Русские традиции», где родителям дается понятие  целей и задач логоритмики. Логоритмические игры с родителями.

Изготовление буклета для родителей

Февраль

Сбор материала для написания блока советов для родителей

Разработка консультации

Март

Проведение встречи родительского клуба в средней группе детского сада совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по изодеятельности

Фольклорная встреча  «Жаворонки» в рамках родительского клуба «Русские традиции», логоритмические игры с родителями.

Изготовление буклета для родителей

Апрель

Сбор информации и определение содержания занятий по логоритмике

Разработка материала

Май

Проведение мастер – класса для педагогов на тему «Традиции встречи весны на Руси»

Проведение диагностики.

Расширение  представления педагогов о логопедической ритмике, как системе музыкально – двигательных, музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции и повышения двигательной активности.

Логоритмические игры с педагогами.

Изготовление сертификатов для участников.

Диагностические материалы

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
  1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
  2. выработка продолжительного речевого выдоха,
  3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее

управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

  • Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю
  • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
  • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Изучение методической литературы:

  1. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Фонетическая ритмика. Изд: Сфера, серия: Библиотека логопеда., с.64, 2014 г.
  2. Ирина Лопухина: Логопедия. Речь, ритм, движение. Изд: Корона-Принт, с. 128, 2018г.
  3. Любовь Татаркина: Логоритмика. Запуск речи через пение и движение для детей от двух лет. Изд: Феникс, с 76, 2021г.
  4. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. Автор: Нищева Н.В. Год издания: 2019, с. 96
  5. Интернет-ресурсы.
  6. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Издательство «Музыкальная палитра» СП-б 2009;
  7. Воронцова А. Е. Логоритмика для детей 5–7 лет. Издательство «Сфера» 2010;
  8. Железнова Е. Веселые обучалочки. СД М: Весть ТДА,2007;
  9. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Москва, 2009;
  10. Маслова М. Оздоровление детей через музыку, движение и речь. Издательство — торговый дом «Корифей», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...