Рекомендации для родителей на лето
консультация по логопедии (старшая группа)

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_na_leto.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

 

Если ребенок лето проводит с родителями, можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков и объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

 

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей.

  1. Следите за произношением детей. Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Иначе звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу заново. Исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов сложной слоговой структуры (например, « блатека » – библиотека, «ласипед » –велосипед).
  2. Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют: летние путешествия новые впечатления от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу экскурсии в музеи выходы в театр, в цирк.
  3. Закрепляйте в памяти детей отработанный за год лексикон. Названия времен года, месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.д.), названия растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов), названия животных, диких или домашних птиц и т.д.
  4. Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, сказки, детские журналы пересказывайте короткие сказки, рассказы сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка в вечернее время беседуйте с ребенком об увиденном и прожитом за день
  5. Следите за грамматикой. Исправляйте ошибки: в употреблении предлогов: В, ИЗ, НА, ПОД, К .(Например, «Шишка упала из ветки» – Шишка упала с ветки.); в согласовании слов (например, «Я видел на ветке две птички» – Я видел на ветке двух птичек.); неправильный порядок слов в предложении (например,«Дети играют в игры интересные». – Дети играют в интересные игры.)
  6. Не забывайте о существовании карандашей, пластилина, красок, ножниц Помните, что рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи (исследования ученых!)

Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения, как в детском саду, так и в школе!

I. Закрепление образа букв.
1. Покажи, пожалуйста, букву А (У, Ю, П, О, Д, Т и др.)
2. Выложи из спичек (палочек, фишек) букву М (В, Ы, К, Н, Г, Ш и др.)
3. Допиши букву и назови её
4. Допиши букву и прочитай слово
5. Найди правильно написанную букву
6. Найди правильно написанные буквы, выпиши их по порядку и прочитай слово
II. Развитие звукового анализа и синтеза. Определение позиции звука в слове. Дифференциация твердых и мягких звуков.
1. Придумай слово со звуком М в начале слова (молоко, мама, мука, мышка).\

2. Давай поиграем, кто знает больше слов на звук К. Одно слово называешь ты, а одно я, потом снова ты и снова я и тд. Кто назовет последнее слово, тот и победил.

3. Я буду называть слова, а ты определи, где находится звук Т: в начале, середине или конце слова. (Тумба, кот, ток, соты, вата и др.)
4. Сначала назови слова со звуком Р, а потом со звуком РЬ.
5. Игра «Поймай звук». Я буду «кидать» тебе звуки, а ты лови их и соединяй в слова:
л – у – к, п – о – л, в – о – л - к, с – т – у – л, к – о – ш – к – а и др.
6. Составь слово из букв:
о а с, с н о, р к у а , а а в з и др.
7. Напиши печатными буквами слова: лук, вода, сок, книга, ручка, паста, малина, тарелка и др.
II. Речеразвивающие словесные игры для развития процессов обобщения, классификации, согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными, подбор антонимов, синонимов, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, образование относительных и притяжательных прилагательных от существительных.
1. Игра с мячом «Я знаю пять имен (названий)…», (мальчиков: Илья, Ваня, Дима, Вова, Саша; деревьев: дуб, липа, осина, клен, береза; цветов: астра, роза, ромашка, лилия, георгин; и тд.
2. Игра «Скажи наоборот». (Легкая сумка – тяжелая сумка, плохая кошка – хорошая кошка, длинные волосы – короткие волосы, мокрая одежда – сухая одежда и тд.)
Обратите внимание, чтобы ребенок 
не употреблял частицу НЕ: легкая – не легкая.
3. Игра «Один – много». Вы говорите ребенку один предмет, а он много (одна книга – много книг, один горшок – много …, одна белка – много …, один заяц – много … и др.)
4. Игра «Один, два, пять». Вы говорите ребенку один предмет, а он два и пять этих же предметов. (Одно яблоко – два яблока, пять яблок; одна груша – две груши, пять груш, один стул – два стула, пять стульев и тд.)
5. Игра «Назови ласково». Вы называете предмет, а ребенок называет этот же предмет ласково. (Стул – стульчик, книга – книжечка, полка - …, юбка - … и тд.)
6. Игра «Кто у кого». Вы называете животное, а ребенок его детеныша. (У кошки – котенок, у свиньи – поросята, у овцы - …, у курицы - …, у лошади - … и др.)
7. Игра «Что из чего». Вы называете из чего изготовлен предмет, а ребенок называет какой он. (Стул из дерева – стул какой? – деревянный, стакан из стекла – стакан какой? – стеклянный, шапка из меха – шапка какая? - …, ложка из металла – ложка какая? - …и др.)
8. Игра «Чей? Чья? Чьё?». Вы называете часть кого-то или чего-то, а ребенок должен ответить на вопрос «чья?», «чьё?» или «чей?», образовывая прилагательное. (Хвост лисы – хвост чей? – лисий, ухо медведя – ухо чьё? – медвежье, яйцо курицы – яйцо чьё? – куриное, хобот слона – хобот чей? - …, сумка мама – сумка чья? - …, гнездо птицы – гнездо чьё? - … и др.)

Внимание!

Все слова и примеры необходимо брать из окружающей нас действительности, идете ли вы в магазин, гуляете ли или просто сидите дома. Если посмотреть вокруг, можно увидеть много интересных слов, с которыми можно манипулировать: словоизменять и словообразовывать. В летний период, немаловажным является подготовка руки ребенка к письму. Прежде, чем будущий школьник начнет красиво выписывать буквы, а затем соединять их в слоги и слова, необходимо подготовить руку к комфортному письму, чтобы он твердо, но легко держал ручку в руке, чтобы у ребенка не болели пальцы, и он испытывал наслаждение от процесса письма. Нижеприведенные упражнения помогут вашему ребенку разработать мышцы руки, добиться правильного расположения пальцев при написании букв и подготовить руку к безотрывному письму.

1. Штриховка.

2. Работа с точками. Расположить точки в таком же порядке. Соединить точки, скопировать узор.

3. Продолжи узор.

Внимание! Уважаемые родители!

Не надо заставлять вашего ребенка заниматься. Не забывайте, что детство – это самый лучший период в жизни каждого человека. Это время игры. Дайте вашим детям поиграть и насладиться игрой. Ваша задача состоит в том, чтобы сохранить интерес к школе, чтобы они стремились и хотели познать что-то новое. Все предложенные выше игры и упражнения можно включать в совместную деятельность. Не следует говорить ребенку «Давай заниматься», необходимо предложить ему поиграть с вами, например, в игру «Поймай звук» или «Я знаю пять имен…», или «Что из чего?» и др. Или можно показать ребенку то, что вы нарисовали и попросить его нарисовать так же или продолжить ваш узор.

Хвалите, поддерживайте детей, создавайте ситуации успеха («не получилось сейчас, в следующий раз обязательно получиться»), контролируйте и исправляете речевые ошибки, просите повторить за вами правильно и тогда у вас и ваших детей всё получиться.

Успеха Вам и вашим детям, дорогие родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей на лето.

Эта статья предназначена для родителей и содержит в себе примерный режим дня для детей от 3 до 7 лет на летний период года,рекомендации по организации летнего отдыха ребенка....

Рекомендации логопеда родителям на лето.

Презентация предназначена для родителей детей логопедической средней или старшей группы,  также может быть использована для проведения родительского собрания на логопункте ДОУ. Содержит основные ...

Рекомендации для родителей на лето.

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и...

Рекомендации логопеда родителям на лето

Рекомендации для родителей...

Рекомендация для родителей «Здравствуй, лето!»

Материал предназначен воспитателям для работы с родителями....

Рекомендации для родителей на лето

Памятка для родителей...

Консультация для родителей «Рекомендации для родителей на лето» (для детей 2-3 лет) июнь 2023

Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их общего развития. В это время года дети с помощью взрослых могут расширить свои представления об окружающ...