советы логопеда
консультация по логопедии

Хрипач Мария Геннадьевна

Советы логопеда:

      · Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

      · При общении с ребенком следите за своей речью. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, непременно объясните.

      · Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие.

      · Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка, указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить.

      · Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»

      · Помните, обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от Вас, вашего терпения, доброжелательности.

 

Рекомендации логопеда:

     · Испытывайте уважение к ребенку как к личности, сохраняйте доброжелательную атмосферу в семье.

      · Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

      · Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

      · Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

      · Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Необходимо обратить особое внимание на состояние звукопроизношения:

      · Ребенок школьного возраста должен четко и правильно произносить все звуки. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Состояние фонематических процессов;

      · Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков. Состояние грамматического строя;

      · Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисенка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая (лента), голубой (шарф); образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.) Состояние слоговой структуры слова;

      · Ученик первого класса умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...

Состояние словарного запаса:

      · Следует обратить внимание на такие разделы, как: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать, молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака; лошадь, конь, и т. д.), слова - действия, слова - признаки. Состояние связной речи;

      · Основные акценты должны быть расставлены на умении школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

      · Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы);

      · Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях);

      · Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции);

      · Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила);

      · Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое);

      · Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

«ПОЧЕМУ У РЕБЁНКА ВСЕ ЗВУКИ ПОСТАВЛЕНЫ, В СЛОВАХ ПРОИЗНОСЯТСЯ ЧИСТО, А В СВОБОДНОЙ РЕЧИ КАК БУДТО «КАША ВО РТУ»? Звуки автоматизируются с трудом по трем причинам, НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ ЛОГОПЕДА:

      Первая причина, по которой может быть нарушено звукопроизношение - дизартрия – НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ нарушение, возникающее при поражении нервной системы. Диагностирует и лечит заболевания, связанные с деятельностью нервной системы врач - невролог. Логопед не врач и не «волшебник», поэтому важно понимать, что коррекционная работа при дизартрии обязательно должна включать и лечебное воздействие. Посещали ли Вы невропатолога или остеопата? Какие процедуры, курсы, массажи вы сделали ребенку, чтобы речь стала лучше? (занятия, проводимые в детском саду, при тяжелых нарушениях могут быть малоэффективными, если не будет системного воздействия всех необходимых специалистов). Если Ваш ребенок на учѐте у невролога, и вы реализуете все его рекомендации, значит рано или поздно результат будет, нужно только время.

      Вторая причина трудности автоматизации звуков в свободной речи: если звуки дома не проговариваются (не автоматизируются), задания не выполняются, часто пропускаются занятия…Таким образом, нарушается непрерывность и системность коррекции. Это так же, как принимать лекарства через день-два, а не курсом, как прописал врач. Будет ли такое лечение эффективным? Нет. Третья причина: НИЗКИЙ САМОКОНТРОЛЬ РЕБЁНКА. И это нормально. Ребенок 6 лет не в состоянии контролировать свою речь в быту. Поэтому, когда он видит логопеда или заходит в кабинет, этот самый самоконтроль включается. А дома – «каша во рту». Все выше сказанное, конечно, не снижает ответственности логопеда за речь ваших детей. Задача логопеда - сформировать правильное произношение звуков ребенком. Если у ребёнка заключение «дизартрия» и низкий самоконтроль, то автоматизация звуков требует более длительной и кропотливой

СОВМЕСТНОЙ работы медицинских специалистов, логопеда и, конечно, родителей. Уважаемые родители! Мы достаточно долгое время плодотворно работаем и вместе помогаем вашему ребенку. Наконец ребенок научился произносить звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком. Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки? Кому как не вам приучить ребенка следить за своим произношением? Помните! Навык закрепляется только тогда, когда он востребован. Ребенок должен осознать необходимость правильного, четкого произношения всех звуков, чувствовать вашу заинтересованность и поддержку. Только в этом случае мы добьемся устойчивых результатов. Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого:

* Заученные чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук повторяйте с ребенком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.

* Старайтесь чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даѐт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое).

* Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.

* Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребенок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.) Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными. Если родители не остаются безучастными, интересуются успехами своих детей, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.

      Желаю успехов! Не жалейте времени и внимания своему ребенку, и он будет постоянно радовать Вас все новыми и новыми успехами. Ведь от вас он знает, как это важно: правильно и красиво говорить. Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребенок уже может не допускать Хвалите ребенка за его скромные успехи Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности стимулировать речевую активность детей, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребенок уже может не допускать Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда:

      * Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.;

      * Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов;

      * Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер;

      * Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку;

      * При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом;

      * Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком;

      * Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

      Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности. Как работать со звуком:

      · Проговорите звук совместно с ребенком;

      · Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука;

      · Используете ли вы голос при произнесении этого звука;

      · Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце;

      · Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек;

      · Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук;

      · В тетради напишите по образцу букву по клеточкам;

      · Придумайте игры со звуком, над которым работали;

      · Проговорите речевой материал на этот звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда:

       Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

       При общении с ребенком следите за своей речью. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, непременно объясните.

       Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие.

       Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка, указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, не смейтесь над ребенком, самое лучшее - тактично поправить.

       Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»

       Помните, обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от Вас, вашего терпения, доброжелательности.

Рекомендации логопеда:

      Испытывайте уважение к ребенку как к личности, сохраняйте доброжелательную атмосферу в семье.

       Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

       Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

       Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

       Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Необходимо обратить особое внимание на состояние звукопроизношения:

       Ребенок школьного возраста должен четко и правильно произносить все звуки. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Состояние фонематических процессов;

       Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков. Состояние грамматического строя;

       Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисенка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая (лента), голубой (шарф); образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.) Состояние слоговой структуры слова;

       Ученик первого класса умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...

Состояние словарного запаса:

       Следует обратить внимание на такие разделы, как: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать, молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака; лошадь, конь, и т. д.), слова - действия, слова - признаки. Состояние связной речи;

       Основные акценты должны быть расставлены на умении школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание: 

       Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы);

       Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях);

       Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции);

       Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила);

       Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое);

       Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

«ПОЧЕМУ У РЕБЁНКА ВСЕ ЗВУКИ ПОСТАВЛЕНЫ, В СЛОВАХ ПРОИЗНОСЯТСЯ ЧИСТО, А В СВОБОДНОЙ РЕЧИ КАК БУДТО «КАША ВО РТУ»? Звуки автоматизируются с трудом по трем причинам, НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ ЛОГОПЕДА:

      Первая причина, по которой может быть нарушено звукопроизношение - дизартрия – НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ нарушение, возникающее при поражении нервной системы. Диагностирует и лечит заболевания, связанные с деятельностью нервной системы врач - невролог. Логопед не врач и не «волшебник», поэтому важно понимать, что коррекционная работа при дизартрии обязательно должна включать и лечебное воздействие. Посещали ли Вы невропатолога или остеопата? Какие процедуры, курсы, массажи вы сделали ребенку, чтобы речь стала лучше? (занятия, проводимые в детском саду, при тяжелых нарушениях могут быть малоэффективными, если не будет системного воздействия всех необходимых специалистов). Если Ваш ребенок на учѐте у невролога, и вы реализуете все его рекомендации, значит рано или поздно результат будет, нужно только время.

      Вторая причина трудности автоматизации звуков в свободной речи: если звуки дома не проговариваются (не автоматизируются), задания не выполняются, часто пропускаются занятия…Таким образом, нарушается непрерывность и системность коррекции. Это так же, как принимать лекарства через день-два, а не курсом, как прописал врач. Будет ли такое лечение эффективным? Нет. Третья причина: НИЗКИЙ САМОКОНТРОЛЬ РЕБЁНКА. И это нормально. Ребенок 6 лет не в состоянии контролировать свою речь в быту. Поэтому, когда он видит логопеда или заходит в кабинет, этот самый самоконтроль включается. А дома – «каша во рту». Все выше сказанное, конечно, не снижает ответственности логопеда за речь ваших детей. Задача логопеда - сформировать правильное произношение звуков ребенком. Если у ребёнка заключение «дизартрия» и низкий самоконтроль, то автоматизация звуков требует более длительной и кропотливой

СОВМЕСТНОЙ работы медицинских специалистов, логопеда и, конечно, родителей. Уважаемые родители! Мы достаточно долгое время плодотворно работаем и вместе помогаем вашему ребенку. Наконец ребенок научился произносить звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком. Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки? Кому как не вам приучить ребенка следить за своим произношением? Помните! Навык закрепляется только тогда, когда он востребован. Ребенок должен осознать необходимость правильного, четкого произношения всех звуков, чувствовать вашу заинтересованность и поддержку. Только в этом случае мы добьемся устойчивых результатов. Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого:

* Заученные чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук повторяйте с ребенком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.

* Старайтесь чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даѐт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое).

* Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.

* Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребенок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.) Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными. Если родители не остаются безучастными, интересуются успехами своих детей, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.

      Желаю успехов! Не жалейте времени и внимания своему ребенку, и он будет постоянно радовать Вас все новыми и новыми успехами. Ведь от вас он знает, как это важно: правильно и красиво говорить. Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребенок уже может не допускать Хвалите ребенка за его скромные успехи Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности стимулировать речевую активность детей, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребенок уже может не допускать Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда:

      * Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.;

      * Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов;

      * Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер;

      * Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку;

      * При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом;

      * Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком;

      * Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

      Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности. Как работать со звуком:

       Проговорите звук совместно с ребенком;

       Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука;

       Используете ли вы голос при произнесении этого звука;

       Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце;

       Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек;

       Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук;

       В тетради напишите по образцу букву по клеточкам;

       Придумайте игры со звуком, над которым работали;

       Проговорите речевой материал на этот звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда "7 советов логопеда"

7  советов, как можно помочь ребенку в развитии речи...

Консультация для родителей (советы логопеда) "11 Советов как заниматься с ребенком с 2-3 лет"

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.Как вызвать у малыша желание заниматься.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16323785","attributes":{"alt":"","class":"...

Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда

В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Советы логопеда. Зачем нужен логопед

В статье рассказывается о направлениях работы учителя-логопеда в процессе коррекции речи....

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....