Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза в подготовительной к школе группе "Звуки Д-Дь. Буква Д"
план-конспект занятия по логопедии

Анохина Юлия Валерьевна
Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза "Звуки Д-Дь. Буква Д". Обучение чтению с помощью пособия Е. Косиновой "Пишем вместе с логопедом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Буква Д. Звуки Д-Дь»

Цель: обучение чтению.

Задачи: 

  1. Дифференциация звуков [Д] –[Д'].
  2. Знакомство с буквой Д.
  3. Звуковой анализ слова.
  4. Развитие графических навыков, профилактика оптической дисграфии.
  5. Развитие грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных форм им. существительных)
  6. Чтение слогов, слов с буквой Д.
  7. Закрепление правил написания предложения.

Оборудование: доска, цветные и простые карандаши, тетради «Пишем вместе с логопедом», предметные картинки (дом, духи, дым, дыня, дети, диван, деньги, десять, дерево, дуб), наборы для составления звуковых схем, слоговые таблицы.

Ход занятия.

  1. Припоминание изученных гласных звуков и согласных звуков (по командам, дети стоят за стульчиками). Дети делятся на две команды, «гласные» и «согласные», называют звуки.
  2. Знакомство с буквой Д. Педагог произносит звук [Д].

- Ребята, послушайте, какой звук я произнесу. Повторите его, что делает наш язычок? Правильно, ударяется в верхние зубы, есть преграда для воздуха, значит, это согласный звук.

  • Звонкий или глухой согласный звук [Д]? Давайте его ещё раз произнесём.
  • Это звонкий согласный.
  • Послушайте слоги :да, до, ду, ды, дэ.Звук  [Д] в этих слогах звучит твердо. А тепрь послушайте, как звучит его младший брат: дя, ди, дю, де, дё. Звук [Д’]звучит мягко, это мягкий звук.
  • Буква Д обозначает два согласных звука, [Д] и [Д’]
  • Какими цветами вы раскрасите букву Д в тетради?

        Упражнение в тетради «Раскрась букву правильно» (дети раскрашивают букву синим и зелёным карандашом)

-Ребята, жук-буквоед опять съел наши буквы, давайте допишем нужные элементы, чтобы наши буквы Д стали опять красивыми.

Упражнение тетради «Почини букву» (профилактика дисграфии).

  1. Развитие звукового анализа и синтеза. (Работа в тетради, за столами)

- Ребята, на наших картинках спрятались слова со звуками [Д] и [Д’]. Давайте их найдем.

Упражнение в тетради с сюжетными картинками «Найди слова со звуками [Д], [Д’]», слова: дождь, дыня, дудка, дворник, дома, доски, дверь, десять, дедушка, девочка, динозавр, дерево, дятел.

  1. Дифференциация звуков [Д] –[Д’] в слогах, словах.

Упражнение  «Будь внимательным!». Дети повторяют слоги и слова за педагогом : да-дя, ды-ди, де-дэ, дю-ду, до-дё, да-да-дя, ди-ды-ди, дэ-де-дэ, дя-да-дя, дым-Дима, дам –дядя, Даша- дятел, дыня- десять .

  1. Динамическая пауза. Речь с движением.

«Поймай слог в ладошку».

 Работа над слоговой структурой слова.

Формирование умения делить слова на слоги (дети  становятся в круг.  Идут по кругу, «прохлопывая» слова, хлопок на каждом слоге слова в такт шагам)

-Давайте вспомним слова в тетради со звуками [Д] и [Д’]и посчитаем, сколько слогов в каждом слове.

Уражнение для рзвития координации речи с движениями рук «Пирожки».

Дети стоят в кругу. Повторяют за педагогом серии слогов со сменой ударения на слоге, руки вытянуты перед собой, на каждый слог «лепят» пирожки, меняя очерёдность правой и левой ладони:

  • да-да-да’, да’-да-да, да-да’-да
  • ды’-ды-ды, ды-ды-ды’,ды-ды’-ды
  • дэ’-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ’, дэ-дэ’-дэ
  • до’-до-до, до-до-до’,до-до’-до и т.д.

6.Чтение слогов с буквой Д (слоговые таблицы). Дети садятся за стол.        На столах слоговые таблицы.По очереди читают слоги.

7.Упражнение «Найди слова». Работа в тетради (профилактика дисграфии).

Чтение слов в ряду букв опдомбн, хибдыму, овыдубп.

8. Упражнение «Назови ласково». Работа в тетради.

- Измените слова так, чтобы они звучали ласково, дом-домик, дым-дымок, бант-бантик, кот-котик, дуб-дубок,бинт-бинтик.  Запишите их в тетрадь.

9.Упражнение «Распутай ниточки». Работа в тетради.                                                            

  • Распутайте ниточки, расставьте буквы по порядку, запишите слово, и вы узнаете, кого дети видели в зоопарке.
  • Какое слово у вас получилось? Кого дети увидели в зоопарке?
  • Правильно, удава. Какой звук в этом слове [Д] и [Д’]?

10. Упражнение «Расставь слова по порядку». Работа в тетради с предложением.

- Прочитайте слова: дудка, Димы, у

  • Расставьте слова по порядку так, чтобы получилось предложение, и запишите его. У Димы дудка.
  • Давайте вспомним правила написания предложения: предложения всегда начинаются с заглавной буквы, слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, в конце предложения ставится точка.

         

11. Итог. Оценка деятельности детей.

Литература:

Косинова Е.М. « Пишем вместе с логопедом», М.: Махаон, 2018г.

Косинова Е.М.«Логопедический букварь» М.: Махаон, 2015г.

Нищева Н. В. Парциальная  программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект занятия по звуко - буквенному анализу и синтезу, в подготовительной группе.

Звуко-буквенный  анализ и синтез, в подготовительной группе. "Путешествие  в страну Азбуки"....

Конспект занятия по формированию звукового анализа в старшей группе у детей с ТНР "Дифференциация звуков М-Н"

Занятие по формированию фонематического восприятия и звукового анализа у детей с ТНР...

Конспект занятия по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Программное содержание:Образователные задачи:1.Познакомить детей с гласными  звуками А, О, У, показать их артикуляцию. Учить произносить звуки  изолированно, в слогах, в слова...

Конспект занятия по профилактике дисграфий и дислексий у дошкольников подготовительной к школе группы "На помощь буквам"

Данный конспект раскрывает разнообразие игровых приемов по профилактике различного вида дисграфий и дислексий у дошкольников...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Путешествие в страну Звуков и Букв»

Цель: формирование устной речи для выражения своих мыслей и желаний, совершенствовать умение детей строить речевые высказывания в ситуации общения. Задачи:образовательные: формировать фонетико-фо...