Консультация для педагогов; "Вы заметили странного ребенка ?"
консультация по логопедии (старшая группа)

Золотова Наталья Александровна

Вы заметили странного ребенка. Он резко отличается от других детей своей речью и своим поведением. Как правило эти дети моторно неловки. При ответах они с трудом подбирают нужные слова, долго думают прежде чем ответить. Некоторые из них хорошо маскируют свой дефект под маской стеснения. Обращает на себя особенность детей повторять за педагогом вопрос, точнее отдельные его слова или даже обрывки (окончания) слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alaliya_pedagogam.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Вы заметили странного ребенка ?

Вы заметили странного ребенка. Он резко отличается от других детей своей речью и своим поведением. Как правило эти дети моторно неловки. При ответах они с трудом подбирают нужные слова, долго думают прежде чем ответить. Некоторые из них хорошо маскируют свой дефект под маской стеснения. Обращает на себя особенность детей повторять за педагогом вопрос, точнее отдельные его слова или даже обрывки (окончания) слов. При попытке педагога дать образец ответа, он слышит эхолаличное повторение слов учителя. Такие дети часто не могут проговорить слова сложной слоговой структуры, переставляют  или пропускают в них слоги: учительница – «чучительница», барабан – «бабаран»… Часто при объяснении нового материала, при объяснении задания, которое нужно выполнить, эти дети преданно смотрят в глаза учителю. Создается впечатление, что они очень внимательны и «ловят» каждое слово. Тем непонятнее становится реакция детей, когда их в этот момент спрашивают, просят повторить задание, данное учителем. Часто дети не в состоянии этого сделать и начинают беспомощно озираться по сторонам в поисках помощи у других детей.

При заучивании стихов обращает на себя внимание постоянная перестановка слов. Для таких детей звучит одинаково верно:

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…»

И

«Мишку уронили на пол.

Ему оторвали лапу.»

Смысл сохранился, а рифмы нет. Но ребенок этого не замечает и искренне недоумевает – чего вам еще надо?! «Я ведь все выучил и рассказал».

Если вы видите такого ребенка – знайте, у него последствия тяжелого речевого заболевания – алалии.

В группе такие дети требуют особого внимания. Нужно просить их повторить задание, при необходимости еще раз медленно проговорить, объясняя, что нужно делать.

При изучении нового материала с незнакомой терминологией нужно заставить ребенка произнести незнакомое слово не менее 50 раз в различных ситуациях, тогда он его запомнит.

Бесполезно спрашивать ребенка повторить сложный речевой материал без специальной подготовки.

Стихи такие дети учат, как правило, очень долго. Если при заучивании встречаются перестановки слов, нужно мягко указать на недопустимость этого и попросить еще поучить стихотворение.

При написании изложений и сочинений детям с моторной алалией нужна постоянная помощь и поддержка со стороны педагога. Она может заключаться в том, что во время творческой работы учитель даст ребенку дополнительный речевой материал (развернутый план или список основных слов, которые необходимо использовать в тексте или список слов по данной теме. Не думайте, что это сильно облегчит работу ребенка. Даже с такой помощью он будет испытывать значительные трудности в подборе слов и употреблении их в нужной грамматической форме.

При устных ответах необходимо добиваться полного развернутого ответа. Особое внимание уделяя при этом использованию в речи предлогов, наречий, а так же прилагательных и существительных с четким проговариванием.

Советы педагогам.

Если вы заметили в своем классе ребенка с вышеперечисленными симптомами, срочно вызывайте на консультацию родителей, направляйте их к врачу-психоневрологу и логопеду. Эти специалисты совместно с родителями ребенка станут первыми вашими помощниками.

При изучении программного материала обратите внимание на вышеперечисленные особенности таких детей. Наметьте план коррекционной помощи ребенку и постепенно, ваши труды увенчаются успехом. А главное, вы должны понимать, что ребенок не выполняет ваши требования не в силу своего нежелания, лени, а из-за особенностей развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"

В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.  Указаны поведенческие реакции ...

Консультация для педагогов «Игрушка в жизни ребенка».

Данная работа направленна на расширение представлений педагогов и психологов об игрушке, как источнике развития и обучения детей. Она решает следующие задачи:- знакомство педагогов с особенностями, ви...

Консультация для педагогов «Основы природного закаливания ребенка в детском дошкольном учреждении».

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...

Консультация для педагогов по теме: "Адаптация ребенка к детскому саду".

В данной консультации раскрываются аспекты понятия "адаптация", рассматриваются фазы адаптационного процесса, степени тяжести адаптационного периода и т.д. Также представлен перечень игр, направленных...

Консультация для педагогов: "Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха"

Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха....

Консультация для педагогов "Формы общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"", от рождения до 7 лет

Развитие форм общения "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок" от рождения до 7 лет (по М.И. Лисиной)Подробнее: http://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl12....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей "Вы заметили странного ребенка ?"

Вы заметили странного ребенка. Он резко отличается от других детей своей речью и своим поведением. Как правило эти дети моторно неловки. При ответах они с трудом подбирают нужные слова, долго ду...