"Неговорящие детки"
консультация по логопедии (младшая группа)

Фоменко Инна Александровна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация. «Развиваем у ребёнка слуховое внимание и фонематическое восприятие»

Слуховой анализатор играет решающую роль в процессе развития устной речи у детей. У слышащего ребёнка развитие речи осуществляется путем подражания слышимой речи, т.е. с опорой на слух. Слуховой анализатор опережает в своём развитии речедвигательный и имеет решающее значение на ранних этапах речевого развития.

У ребёнка с опережением развивается неречевой слух, который осуществляет восприятие природных и музыкальных звуков.

Постепенно развивается речевой слух и фонематическое восприятие как часть речевого слуха. Благодаря фонематическому восприятию ребёнок начинает чётко воспринимать звуки в речевом потоке, отличать их друг от друга, воспринимает такие слабо-уловимые элементы языка как окончания и предлоги.

При формировании речи на ранних этапах важно учить ребёнка сосредотачиваться на неречевых и речевых звуках, запоминать и различать их. Также важно развивать слухоречевую память, ведь для правильного произнесения слова ребёнку нужно не только воспринять, но и запомнить определённую последовательность звуков и слогов.

Этапы работы:

1. Развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков.
2. Развитие речевого слуха, слухоречевой памяти, простых форм анализа.
3. Развитие фонематического восприятия.

Задачи работы на 1 этапе:

- развивать умение концентрировать и удерживать слуховое внимание;
- учить запоминать и анализировать простые ряды звуков.

Примеры игр и упражнений:

«Что звучит?», «Что упало?» и т.п.
Для игры используют сначала хорошо знакомые инструменты и звучащие предметы: колокольчик, молоток, бубен, ложка и т.д., затем можно использовать любые предметы (бумагу, ножницы, стекло и т.д.).

Уровень А. Сначала ребёнка знакомят со звучанием 3 предметов (инструментов), а затем логопед извлекает звуки из 2 предметов (ребёнок не должен видеть эти предметы) и предлагает ребёнку выбрать из 3 предметов, что звучало (кто пел песенку).

Уровень Б. Очень важно научить ребёнка не просто определить, что звучало, а определять последовательность 2 звуков: что звучало сначала, а что потом. Это приучает ребёнка активнее вслушиваться и запоминать, развивает простые формы анализа.

Такой двухуровневый принцип используем во всех аналогичных заданиях и играх.

Задачи 2 этапа: учим ребёнка анализировать простые последовательности;
- учим ребёнка выделять звук (сначала выделяем гласные, затем – согласные) в ряду других звуков, слогов разных типов (обратных и прямых);
- учим ребёнка запоминать цепочки звуков из 2, а затем и из 3 единиц;

Игра «Кто пришёл?»
Взрослый произносит 2 звукоподражания: ко-ко, му. Предлагает ребёнку сказать или показать из ряда игрушек, кто к нему пришёл. Затем – показать, кто пришёл и спел сначала, а кто – потом.
«Ловишки»: игра, которую можно проводить последовательно на материале всех звуков, сначала гласных, затем простых согласных.

«Запомни песенку». Взрослый произносит цепочки звуков из 2х, затем из 3х единиц и просит ребёнка повторить их: АУ, УА, ИА, ОИ, УИ и т.д.

Задачи 3 этапа: учим запоминать слоги и цепочки слогов разных типов из 2х, затем из 3х единиц.
1. Учим запоминать слоги с одинаковым согласным (используются простые по артикуляции и доступные для ребёнка согласные: Н,П,П и т.д.) и разными гласными: МА-МУ, МУ-МА, МУ-МИ, МУ-МО, МА-МА-МУ, МУ-МА-МУ и т.д.

2. Учим запоминать слоговые цепочки из 2х и 3х единиц с разными согласными и одинаковым гласным:
- МА-ТА, ПА-КА, МА-ПА, КА-МА, МА-НА, МА-МА-НА и т.д.

3. Учим запоминать цепочки из 2х обратных слогов: АМ-УМ, ИМ-ОМ, АМ-АК-ОК и т.д.

4. Повторение слоговых цепочек из оппозиционных звуков: ПА-БА, ДА-ТА и т.д.

5. Учим повторять слова, похожие по звуковому составу: ТОМ-ДОМ, КОТ-ГОД, ГОД-ХОД, ДОМ-КОМ, ТОМ-ДОМ-КОМ и т.д.

Источник: Косинова Е.М. Программа комплексной работы с "неговорящими"

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анимация. Детки.

Красивая анимация . доставляет удовольствие при просмотре. Фигурки новые....

Проезентация "Рекомендации для родителей неговорящих и плохоговорящих детей"

Презентация для родителей детей 1 мл.гр, " неговорящих и плохоговорящих детей" содержит рекомендации от учителя-логопеда...

Н.В. Новоторцева МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие предназначено для сту­дентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включа­ет в себя тематический план, список лит...

Мармелад яблочный. Делаем с детками. Очень вкусно! И деткам занятно!

Мармелад яблочный. Делаем с детками. Очень вкусно! И деткам занятно!Просто прелесть! ⠀Ингредиенты:-Сок яблочный - 0,5 ст-Сахар - 2 ст-Цедра лимона - 2 ст.л.-Желатин - 20 г-Вода - 100 мл⠀Приг...

Конспект занятия с неговорящими или временно неговорящими детьми дошкольного возраста на тему: «Профессии»

Конспект занятия, направленный на развитие альтернативной коммуникации с неговорящими детьми....

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...