Взаимодействие учителя-логопеда и родителей: "Надо ли ставить пластины и как с ними выполнять задания по звукопроизношению?"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Золотова Наталья Александровна

Речевые патологии на сегодняшний день являются широко распространенной проблемой. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nado_li_stavit_plastiny.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Надо ли ставить пластины и как с ними выполнять задания по звукопроизношению?

Речевые патологии на сегодняшний день являются широко распространенной проблемой. По данным мировой статистики число речевых расстройств неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей принимает глобальный характер.  Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно построенного алгоритма работы логопеда и его взаимодействия  с сопряженными специалистами. Воспитание чистой речи, четкой дикции в дошкольном возрасте -  одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями.  Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь только в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, если развито речевое дыхание, если дошкольник умеет ощущать и чувствовать движения  органов артикуляции. Работая с детьми-логопатами можно встретиться со следующими аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная уздечка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, язык не поднимается вверх, и не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд, не противостоит действию мышц губ и щек, и как следствие трудности правильной артикуляции и нарушение звукопроизношения. Нарушение может быть вызвано языком: либо слишком большим и неповоротливым, либо наоборот слишком маленьким и узким.

Нарушения звукопроизношения вызывают и аномалии прикуса, неправильное строение зубов, их отсутствие, или преждевременное удаление, неправильное строение зубного ряда, неба – узкое, слишком высокое, так называемое «готическое», вредные привычки детей. Наиболее распространенная из них – сосание пальца, языка или пустышки. Если сосательный рефлекс не угасает после года, это свидетельствует о задержке созревания тех или иных функциональных систем в организме. К трехлетнему возрасту у детей, постоянно сосущих палец или соску формируется открытый прикус. Привычка ребенка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и ассиметричной деформации ее во фронтальном отделе. Помимо того давление оказываемое пальцем на нижний зубной ряд вызывает смещение резцов и усугубляет недоразвитие нижней челюсти, наблюдается значительная деформация зубного ряда. Неумеренное использование бутылок с сосками тоже может навредить здоровью ребенка и привести к формированию симметрично открытого прикуса. При этом верхние зубы выглядят более короткими и недостаточно развитыми.

Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, инфантильное глотание, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и естественно с нарушением звукопроизношения.  

     Одним из весьма распространенных нарушений встречающихся в логопедической практике является межзубный сигматизм, вызванный расположением языка между зубными рядами при глотании и речи, часто сопровождаемый нарушением функции оральной мускулатуры и ослабленным тонусом круговой мышцы рта.  У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различных аномалий прикуса. Отмечается недостаточность речевой моторики: движения языка неточны, трудность удержания позы, переключения от одного движения к другому, сложна и проблема усиленного слюноотделения.

Совместная работа педагогов и врачей детской поликлиники позволяет рано выявлять отклонения от нормы в здоровье детей, выявлять врожденные и приобретенные заболевания, которые сказываются на развитии речи и способствуют возникновению речевой патологии.

Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребенка позволят   своевременно выявлять дефекты в ее строении.

На сегодняшний день при коррекции речевых нарушений учителя-логопеды используют широкий спектр технологий, методик, методов и приемов, апробируя и адаптируя их к условиям каждого образовательного учреждения. Для миофункциональной коррекции в речевой терапии детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса приоральной области. Вестибулярные пластинки или трейнеры используют в детской стоматологии и ортодонтии, они признаны эффективным средством  предупреждения деформации зубочелюстной системы и превентивного лечения в молочном и сменном прикусе. А в последнее время они нашли применение и в логопедической  практике.

Различные виды вестибулярных пластинок, разработанные немецкими специалистами,  позволяют:

*эффективно бороться с детской привычкой сосать соску и пальцы;

*перевести ротовое дыхание ребенка в носовое;

*развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;

*корректировать инфантильное глотание и недоразвитие нижней челюсти;

*осуществлять миофункциональную тренировку;

*стимулировать процесс естественной  саморегуляции растущего организма;

*эффективно корректировать дефекты речи.

Успешное применение пластинок для коррекции речевых и ортодонтических нарушений возможно и желательно с трехлетнего возраста, когда дети уже вполне осознанно воспринимают лечение и становятся участниками, сознательно старающимися избавиться от дефектов речи и вредных привычек. Мотивированное игровыми моментами  лечение с использованием пластинок заметно ускоряет и повышает эффективность лечения и делает его более привлекательным для ребенка.

Вестибулярные пластинки разработаны с применением новых технологий из экологически чистых, гипоаллергенных  прозрачных материалов, помогающих контролировать положение языка и абсолютно безопасных для здоровья ребенка. Гигиеническая упаковка пластинок разработана специально для детей и оформлена в виде яркого сундучка - футляра.

Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров: для детей с молочным прикусом  - 3-5 лет и для детей в сменном прикусе – 5-8 лет. Пластинки и того и другого размера выпускаются мягкие – из силикона и жесткие – из пластмассы. Мягкие пластинки применяются для нормализации функции, жесткие для исправления конфигурации челюстей и зубов.

Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеольных отростков, способствует сохранению инфантильного типа глотания. В данном случае рекомендуется эластичная пластинка  STOPPI (Стопи), которая  предлагается детям, начиная с двухлетнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребенка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений. Данная пластинка имеет боковые площадки для накусывания в виде прочных силиконовых перемычек, благодаря которым пластинка удобно размещается во рту и эффективно предотвращает компрессию верхнего ряда зубов при засасывании. Если у ребенка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки STOPPI (Стопи) он закроется естественным образом, т.к. резцам ничего не мешает смыкаться.

Для молочного прикуса используются: стандартная вестибулярная ортодонтическая пластинка  MUPPY – мягкая  и жесткая, которая помогает ребёнку отвыкнуть от сосания пустышки или пальца, учит правильно дышать и глотать,  и вестибулярная   пластинка MUPPY с козырьком, которая устраняет привычку сосания, инфантильное глотание, нормализует смыкание губ, устанавливает физиологически правильное носовое дыхание, стимулирует рост нижней челюсти

Существует два вида пластинок MUPPI (Муппи): с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для стимулирования языка. Если у ребенка открытый прикус – при межзубном сигматизме, и он не может придать своему языку нужное положение  на логопедических занятиях во время постановки   свистящих звуков, то используют вестибулярную пластинку с заслонкой, которая мешает ребенку располагать язык между зубами, помогая таким образом  при постановке свистящих звуков, причем  сформировать нужную артикуляционную позицию будет намного легче. К тому же правильное положение языка во рту будет способствовать исправлению открытого прикуса. Вестибулярная ортодонтическая пластинка с заслонкой свободно располагается во рту перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2 часа в день).  

При искажениях произношения шипящих звуков, которым способствует глубокий прикус, прогнатия, ограниченная подвижность языка и губ, также эффективна тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении.

 Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта – ребенку предлагается крепко удерживать пластинку губами, в то время как взрослый с усилием вытягивает ее за кольцо прерывистыми короткими движениями. Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звука Р, а также при дизартрии, при которой  характерны парезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в ротовую полость, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Применять пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.

Пластика с бусинкой эффективна при лечении функциональной ринолалии, обусловленной  ограничением подвижности мягкого неба и недостаточным его подъемом, фонацией у детей с вялой артикуляцией; врожденной ринолалии, после    операции. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Пластинка с бусинкой улучшает тонус, способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.

Применение пластинки с бусинкой эффективно помогает ребенку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты дает использование пластики с бусинкой  и при заикании – одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку применение пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение  мышц речевого аппарата.

 В логопедической практике применение пластинок возможно как в ходе групповых занятий, так и в индивидуальной работе. Начинать упражнения целесообразнее  с пластинки с коротким «носиком», так как зачастую ребенок физически не может дотянуться кончиком языка до бусинки, закрепленной на длинном «носике» в силу недостаточной подвижности мышц языка или укороченной уздечки. На первом занятии начинают с медленных движений в течении 1-2 минут, увеличивая интенсивность от занятия к занятию можно до 8-10 минут, но оптимальное время в пределах 3-5 минут, чтоб не вызвать усталость, негативную эмоциональную реакцию и потерю интереса. Позднее, при необходимости, используют пластинку с длинным носиком.

Необходимо отметить, что не всегда возможно  использование пластинок с детьми у которых сильно развит рвотный рефлекс.

Идеальным вариантом считается приобретение родителями ребенка индивидуальных вестибулярных пластинок, поскольку их применение предполагает гигиеническую обработку, однако из-за высокой стоимости это не всегда возможно. А в сети ДОУ их использование  возможно при наличии стационарного ультрафиолетового стерилизатора. После использования пластинку промывают проточной водой, замачивают в дезинфицирующем растворе (например Аламиноле), снова промывают и помещают в ультрафиолетовый стерилизатор. В домашних условиях родители промывают пластинки с детским мылом, ополаскивают горячей, но не кипящей кипяченой водой. Хранятся пластинки в футлярах, обязательно индивидуальная маркировка, которая по необходимости обновляется.

При регулярном использовании вестибулярных пластинок в работе с детьми с речевыми патологиями отмечается наличие положительной динамики, значительно повышается эффективность логопедической коррекции, а сроки коррекции звукопроизношения фактически сокращаются.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

Условия для взаимодействия*        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...

Логопедические домашние задания, как одна из форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Сборник домашних заданий логопеда, составленный с учётом лексических тем для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР....

Задания для тетради взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями детей 6-7 лет с ОВЗ (ТНР)

Представлена методическая разработка - задания по лексическим темам на весь учбный год учителя - логопеда для тетради взаимодействия с воспитателями в работе с детьми с ОВЗ 6-7 лет (ТНР)....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР Практические задания по формированию лексики, грамматики; развития артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, так как  воспитатели являются непосредственными ...

Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".

Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащ...