ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ
консультация по логопедии (старшая группа)

Одна  из важных задач дошкольного образования является подготовка ребенка к овладению грамотой.

Оптико-пространственные представления является необходимым условием для усвоения образов букв, и особенно, для дифференциации близких по начертанию букв.

В дошкольный период главным видом деятельности ребенка является игра, именно в игре дошкольник легче усваивает знания, умения и навыки.

Для того, чтобы ребенок не испытывал трудности в овладение чтение и письма предлагаю  игровые приемы по предупреждению оптико-пространственных нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-igry_preduprezhdenie_opdizleksii.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ

Одна  из важных задач дошкольного образования является подготовка ребенка к овладению грамотой.

Оптико-пространственные представления является необходимым условием для усвоения образов букв, и особенно, для дифференциации близких по начертанию букв.

В дошкольный период главным видом деятельности ребенка является игра, именно в игре дошкольник легче усваивает знания, умения и навыки.

Для того, чтобы ребенок не испытывал трудности в овладение чтение и письма предлагаю  игровые приемы по предупреждению оптико-пространственных нарушений.

Игры для формирования умений определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе.

Игра «На лугу»

Цель: закрепить понятия «справа» и «слева» и их речевые обозначения.

Задание: педагог читает стихотворение и показывает ребенку «лужок» с цветами и жука:

Жук летает над лужком.

Он устал ходить пешком. (Г. Виеру)

Сначала ребенку предлагается посадить жука отдохнуть на цветок справа от себя, потом — на цветок слева. Затем педагог сам садит жука на цветок справа или слева от ребенка и просит ответить, где сидит жук (справа или слева).

Игра «Рыбки»

Цель: учить определять пространственное направление движения объекта, закреплять понятия «направо», «налево», «слева направо», «справа налево».

Задание: педагог показывает рисунок аквариума: «Посмотри внимательно на картинку. Теперь положи рыбку в аквариуме так, чтобы она плыла направо, а теперь

налево». После этого педагог размещает рыбок в аквариуме (часть рыбок плывет направо, а часть  налево) и задает вопрос: «Скажи, сколько рыбок плывет в аквариуме справа, налево? А сколько слева направо?»

Игра «Медвежата и ежата»

Цель: учить понимать схематичные изображения направлений движения и обозначать их в речи.

Задание: педагог        читает стихотворение и показывает картинки с изображениями ежат и медвежат:

Не знали медвежата, что колются ежата,

и давай с ежатами

играть как с медвежатами. (Э. Котляр)

Педагог говорит: «Укололись медвежата, испугались ежата и разбежались все в разные стороны. А кто куда побежал, ты узнай сам». Педагог выкладывает под картинками схемы направлений движения («направо», «налево») и просит ребенка ответить, в какую сторону убежал этот медвежонок или этот ежонок.

Игры для  формирования  умений анализировать пространственные отношения и понимать связь между определенным местоположением предмета в пространстве и речевым обозначением этого места в пространстве.

Игра «Помоги кукле Маше»

Цель: учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по образцу.

Задание: педагог сообщает ребенку, что кукла Маша ждет гостей, и предлагает ему помочь накрыть на стол. Ребенок должен расставить посуду на столе в соответствии с образцом.

Игра « Что это?»

Цель: учить понимать описание пространственного местоположения предмета.

Задание: педагог размещает вокруг одного ребенка 3-4 игрушки и загадывает одну из них, сообщая второму ребенку, сидящему рядом с первым, только ее местоположение:

  • Игрушка лежит перед мальчиком. Что это?
  • Игрушка лежит сзади мальчика. Что это?
  • Игрушка лежит справа от мальчика. Что это?
  • Игрушка лежит слева от мальчика. Что это?

  Игра «Где находится?»

Цель: учить словесно определять пространственные отношения между изображениями предметов на картинке.

Задание: педагог просит ребенка внимательно посмотреть на картинку (на картинке пять предметов: звездочка, домик, шарик, кораблик, елочка) и ответить на вопросы:

  • Где нарисована звездочка (домик, шарик, кораблик, елочка)?
  • Слева или справа от звездочки нарисован шарик?
  • В каком углу нарисована елочка?

Игра «Загадочные палочки»

Цель: учить конструировать фигуры по образцу и по памяти.

Задание: педагог просит ребенка рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а в случае затруднения — по образцу.

Игры на  развитие восприятия пространственных признаков предметов (формы и величины) и параллельное развитие зрительного восприятия

Игра «Какие предметы спрятаны в рисунке?»

Цель: учить узнавать предметы среди наложенных изображений.

Задание: найди предметы, которые спрятал художник Карандаш в своей картине.

Игра «Собери урожай»

Цель:        учить        находить        предметы        одинаковой        формы,        закреплять        знание геометрических форм круга и овала.

Задание: разложи овощи по корзинкам: круглые (репа, редис, помидор) — в правую корзинку, а овальные (огурец, баклажан, горох) — в левую.

Игра «Сравни предметы»

Цель: закреплять речевые обозначения величины предметов, учить их сравнивать по признаку величины.

Задание: посмотри и покажи:

  • На каком из рисунков находится самая большая чашка?
  • Ha каком из рисунков расположена самая маленькая елка?
  • На каком из рисунков расположен забор, который ниже других?
  • Покажи кисточку, которая длиннее других.
  • Покажи самую узкую ленту.
  • Покажи картинку, где находится карандаш, который короче других.
  • На какой из картинок гриб ниже цветка?
  • На какой из картинок береза выше ели?
  • На какой из картинок линейка шире ластика?
  • На какой из картинок кисточка короче карандаша?
  • На какой из картинок мальчик выше девочки?
  • На какой из картинок ваза больше графина?
  • На какой из картинок дорога уже речки?

Игра «Назови фигуры»

Цель: учить выделять основные значимые части предмета и называть их свойства. Задание:        скажи,        из        каких        фигур        составлены        эти        рисунки        (таблички        с аппликациями кошки, ракеты, девочки, составленные из разных геометрических фигур различной величины).

Игра «Отгадай и нарисуй»

Цель:        формировать        навыки        изображения предметов,        состоящих        из        простых геометрических фигур.

Задание: отгадай загадки, нарисуй отгадки.

Сам алый, сахарный.

Кафтан зеленый, бархатный.

(арбуз)

Стоит Антошка На одной ножке.

(гриб)

Игра «Укрась шарфик узором»

Цель: учить ребенка выполнять графические диктанты самостоятельно находить свои ошибки.

Задание: педагог говорит: «Крокодилу Гене и Чебурашке старуха Шапокляк подарила два шарфа. Чебурашке достался красивый шарф с узором, а крокодилу Гене — без него. Чтобы Гена не расстраивался, Чебурашке решил сам украсить шарф для друга. Помоги Чебурашке украсить шарф». Под диктовку логопеда ребенок рисует на шарфе геометрические фигуры различной величины (формы и т.д.). После этого два шарфика сравниваются и находятся ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение оптико-пространственных нарушений у детей с ОНР

В данной статье приведены нарушения у дошкольников при поступлении в школу и причины их возникновения....

Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»

В данном материале предлагаются игры и упражнения для проведения с родителями практического семинара....

Игры для детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Игры для развития памяти и внимания, мелкой моторики рук, развития речи....

Подвижные игры для детей дошкольного возраста для профилактики нарушений осанки.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста   имеют большое значение для профилактики нарушений осанки....

Тема выступления: «Творческие игры для детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

laquo;Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий...

Методическая разработка: "Обучение сюжетно-отобразительной игре детей дошкольного возраста, имеющих легкие интеллектуальные нарушения"

Методическая разработка по теме: "Обучение сюжетно-отобразительной игре детей дошкольного возраста, имеющих  легкие интеллектуальные нарушения"...