Тема выступления: «Творческие игры для детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
статья по развитию речи (старшая группа)

Жарова Ольга Петровна

«Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» писал В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._igra_tvorcheskie_igry_dlya_detey.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Жарова О.П., воспитатель

ГБДОУ детский сад №65 Приморского района

                                   Санкт-Петербурга

Тема выступления: «Творческие игры для детей дошкольного возраста

 с нарушениями речи».

«Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» писал В.А. Сухомлинский.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия являются непременным условием большинства игр. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Богат и разнообразен мир игр. Игра – не только метод обучения, развития, но и метод коррекции нарушений, активно используемый в логопедической практике. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционное воздействие на речь. С детьми, имеющими нарушения  речи, работает логопед, а воспитатели – это первые его помощники. Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку в игровой форме.

Я предлагаю как один вариант из множества вариантов игр игры на словотворчество.

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

  1. «Доскажи словечко»

Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое восприятия.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает ее до конца. Дети должны закончить это предложение.

Ра-ра-ра – начинается (игра).

Ры-ры-ры – у меня в руках (шары)

Ша-ша-ша – шли мы с Сашей (не спеша)

  1. «Волшебные очки».

Цель: развивать творческие умения детей, творческое воображение.

Ход игры: Ведущий надевает «волшебные очки», которые могут предсказать будущее и рассказывает, что когда наступит (зима, весна, лето, осень) то произойдет…..

  1. «Волшебный бинокль».

Задачи:  Развивать словарный запас детей, воображение, познавательный интерес, освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.

Ход игры: Ведущий показывает «волшебный бинокль», и говорит, что если посмотреть в него, то он может изменить характер героя на противоположный. Ребенок смотрит в бинокль на сказочного героя и рассказывает о его поступках, об изменениях в характере.

  1. «Чудо - дерево».

Задачи:  Расширять объем словарного запаса детей, развивать творческие умения, умения отгадывать загадки.

Ход игры:  Перед игрой необходимо прочитать сказку К.И. Чуковского «Чудо - дерево», и объяснить, что на нашем «чудо – дереве» будут расти не только сапожки, но и другие волшебные предметы. Необходимо разложить картинки, и ведущий загадывает загадки. Если ребенок правильно отгадал, то вешает картинку на «чудо дерево» и рассказывает каким волшебным свойством может обладать данный предмет.

  1. «Складки – загадки».

Задачи: Формировать умение внимательно слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и по смыслу.

Ход игры:  Педагог читает отрывки из стихотворений, дети подбирают концовку «ходит по лесу хорек, хитрый маленький….)

  1. «Бывает – не бывает»

Задачи: Формирование семантических полей, расширять словарь антонимов, развивать творческие способности детей.

Ход игры:  Взрослый произносит предложения, в которых есть ошибки. Необходимо определить какое слово в предложении звучит и используется неправильно, и заменить его словом с противоположным значением.

  1. «Слово заблудилось»

Задачи: Формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Ход игры:  Взрослый читает слова – небылицы, задачи ребенка заметить смысловые не сообразности и подобрать нужное слово.

  1. «Новые загадки»

Задачи:  Развивать творческое мышление, умение составлять описательные рассказы.

Ход игры:  Каждый игрок берет себе по четыре предметных картинки животных. Взрослый задает вопросы, помогающие описать загадочное животное.

  1. «Шкатулка со сказками».

Задачи:  Развивать связную речь ребенка, творческое мышление.

Ход игры:  Ведущий из «волшебной шкатулки» достает произвольные фигурки. Игроки придумывают чем или кем будут эти фигурки в сказке. После того, как первый игрок сказал два, три предложения, следующий ребенок достает другой предмет и продолжает сказку. Важно, чтобы дети каждый раз заканчивали свою историю.

  1. «Четвертый лишний».

Задачи:  Развивать речевой слух, слуховую память.

Ход игры:  Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать то, которое не рифмуется с тремя остальными (мимоза, заноза, лужа, береза).

  1. «Чьи хвосты»

Задачи: Закреплять умения детей образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры:  Воспитатель рассказывает историю о том, что однажды животные в лесу ,проснулись и увидели, что куда-то исчезли их хвосты, нужно им помочь. Но для этого необходимо правильно назвать и отвечать на вопрос «чей хвост».

В игре сложные упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, анализировать и делать выводы, фантазировать.

Литература.

Алексеева М.М. , Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.- М. 2000 г.

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». –М. 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Выступление на семинаре для педагогов на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития....

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация для родителейна тему:«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игру»...

Конспект квест – игры для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Цель квест – игры: обобщение знаний об изученных звуках и буквах; формирование у детей старшего дошкольного возраста логического мышления, творческой активности....

Выступление на педагогическом семинаре "Новые технологии и методики в работе воспитателя детского сада" на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Поиск наиболее эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является объективной необходимостью, которая не находит своего воплощения в условиях малой научно-иссл...