Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с нарушением речи с использованием игровых технологий
учебно-методический материал по логопедии

Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза  у детей с нарушением речи с использованием игровых технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза  у детей с нарушением речи с использованием игровых технологий

     Анализ   ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.

     Таким образом, решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе.

    Коррекционная работа по формированию фонематических процессов складывается из двух частей:

а) формирование фонематического восприятия;

б) формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Формирование фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится  с использованием игровых технологий на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

     Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

     Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы условно делят на шесть этапов:

I этап — узнавание неречевых звуков.

     На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Далее проводятся игры и упражнения на развитие слухового внимания:

Где будильник?

Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.

Процедура: все дети выходят из комнаты. Ведущий прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.

 

Шумящие коробочки

Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.

Материал: 10—12 коробочек от «Киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами, например горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др.

Процедура: участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек — материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.

 

Что за шум?

Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.

Процедура: ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы «озвучиваются» голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их произведет и угадает.

 

Ну-ка, прислушайся!

Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.

Процедура: один из игроков (ведущий) заходит за ширму и с помощью находящихся там предметов производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой, трёт один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов ведущий произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший занимает его место за ширмой.

 

Чем играем?

Цель: развитие слухового внимания, развитие навыка воспринимать и различать неречевые звуки.

Материал: для игры потребуется набор предметов, способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки, ксилофон и др.

 

Правильно — неправильно

Цель: развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь; формирование фонематического восприятия.

Игровое задание — заметить смысловые неточности в звучащих предложениях и, услышав их, подать определенный знак (поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.). По утрам я сначала надеваю куртку, а потом — рубашку.

  • Утром я сначала чищу зубы, а потом сажусь завтракать.
  • Ночью я часто хожу гулять в лес.
  • Вечером я очень плотно завтракаю и иду гулять и т.д.

 

Сосчитай удары

Цель: развитие чувства ритма; развитие слухового внимания.

 

Ритмические рисунки

Цель: развитие чувства ритма; развитие слухового внимания.

Процедура: перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков «записывать» тот или иной ритмический рисунок.

 

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса                                                                  на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

    На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит ряд игр.

Быстро — медленно

 Цель: развитие слухового внимания, формирование умения различать темповые характеристики звучания неречевых звуков.

 

Тихо — громко

     Цель: развитие слухового внимания, формирование умения различать усиление-ослабление громкости звучания сигнала.

 

Так бывает или нет?

     Цель: развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь; формирование фонематического восприятия.

     Процедура: в игре принимает участие вся группа детей. Их задача — слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), подать знак — хлопнуть в ладоши.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

 

Три медведя

     Цель : развитие слухового внимания, формирование навыка различения речевых звуков по высоте, силе, тембру.

     Процедура: взрослый, меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

 

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

 

     На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Мы - поэты

     Цель: развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь; формирование фонематического восприятия.

Процедура: игровая задача участников этой игры — придумать как можно больше слов, рифмующихся со словом-стимулом, заданным ведущим.

 

Правильно – неправильно

     Цель: развитие слухового внимания, умения вслушиваться в обращенную речь; формирование фонематического восприятия.

      Процедура: взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: БАМАН – БАВАН – БАНАН

 

Другое слово

     Цель:  развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.

     Процедура: из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

ком—ком—кот—ком

будка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт

 

Похожие слова

     Цель: развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.

совок—вагон—гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

 

Заколдованный язык

     Цель: развитие фонематического восприятия.

     Процедура: ребенку предлагается поговорить на «заколдованном языке»

та—то—ту                ну—ны—на                бо—ба—бы

ты—та—то                но—на—ну                бу—бо—ба

 

Все расставим по местам

     Цель: развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может всё, хоть ростом мал?..

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

 

Эхо

     Цель: развитие фонематического восприятия на материале близких по звуковому составу слов.

      Процедура: ребенку предлагается точно, словно эхо,  повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак—бак—так

моток—каток—поток

ток—тук—так

 

IV этап — дифференциация слогов.

     На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.

 

 

Поймай звук

     Цель: формирование и развитие навыка выделения заданного звука (А, О, У, И, Ы, Э) в ряду слов.

 

Первый звук

     Цель: формирование фонематических представлений, навыков фонематического анализа.

 

Подбери картинки

     Цель: формирование фонематических представлений; закрепление умения определять первый ударный гласный звук в словах.

        

Разложи картинки

     Цель: формирование фонематических представлений; закрепление умения определять первый ударный гласный звук в словах.

 

Собери и разбросай

      Цель: формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

      Процедура: ведущий предлагает детям «разбросать» звуки из сочетаний, назвать их не вместе, а отдельно друг от друга, по порядку; чтобы «собрать» звуки нужно из названных по отдельности гласных составить сочетание и произнести его слитно АУО, ИУА, ОАУ.

 

Сколько слогов?

     Ход игры. Каждый ребенок получает картинку и задание подсчитать количество слогов в слове любым известным ему способом (прохлопав, подсчитав гласные и т.п) и показать цифру, соответствующую количеству слогов в лове.

Слог сбежал

     Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".

 

V этап — дифференциация фонем.

     На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры.

Живые звуки

       Цель: формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

       Процедура: ведущий назначает детям роли определенных (ранее изученных или изучаемых в данный момент) звуков. Например – Оля будет звуком О, Коля – звуком И, Ваня – звуком А. Ведущий называет звукосочетание, а дети встают в том же порядке, что и звуки (ИАО – встают по порядку Коля, Ваня, Оля.

 

Найди звук М

        Цель: развитие навыков фонематического анализа, закрепление умения определять первый звук в словах.

 

Последний звук

Цель: развитие навыков звукового анализа, закрепление умения определять последний гласный звук в словах.

 

Первый и последний

        Цель: развитие навыков фонематического анализа, закрепление умения определять первый и последний гласный звук в словах.

     

 Что посередине?

Цель: развитие навыков фонематического анализа.

      

Парочки

Цель: развитие навыков фонематического анализа, закрепление умения определять наличие/отсутствие заданного звука в слове.

Процедура: дети должны определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

Кошка — кофта, фантик — бантик.

 

Есть или нет?

Цель: формирование и развитие фонематических представлений, навыков выделения заданного звука на фоне слова.

Процедура: ведущий  просит детей определить, есть в слове звук К или нет.

Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук

Мы - поэты

Цель: закрепление фонематических представлений.

Процедура: ведущий предлагает детям подобрать в рифму названия овощей со звуком К.

Поздним летом в огород собирается народ. Зрел всё лето урожай. Что собрали — отгадай!

Где весною было пусто,

летом выросла... (капуста)

Солнышко светило, чтоб

ярче зеленел... (укроп)

Собираем мы в лукошко

очень крупную... (картошку)

 

 

Добавь звук К

Цель: формирование и развитие фонематических представлений, развитие грамматического строя речи.

Процедура: взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты — маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К».

Рама — рамка, яма —... репа —... вата —... лапа — ... пена —... панама —... лопата —...

 

Внимательные ушки

Цель: развитие навыков фонематического анализа

Процедура: взрослый просит детей определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, AT, ОТ, УТ, ИТ, AM, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП,

Разбросай слово.

         Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А

Рыболов

         Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый  (последний)  звук в слове.

 

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа,                            фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов.

      Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Угадай слово по гласным

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и предлагает найти среди них слово, в котором гласные расположены в заданной им последовательности. Он произносит только гласные, выделяя ударный, например, а - у' (паук), а - а' (глаза), ы- а (рыба) и т. д.

Сначала ребенку предлагаются слова из двух прямых, обратных или закрытых слогов, а по мере тренировки трех-четырех-пятисложные слова: а - ы - а (мар-тыш'-ка), а - ы~- а (ма-ши'-на), э -а - а" - о (экс-ка-ва'-тор) и т. д.

 

Переставь слоги или звуки

     Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово: лок - кол, мод - дом, зако - коза, бары -рыба.

Банка - кабан. Мышка - камыш. Волос – слово

 

Прохлопай слово

      Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.

 

Придумай слово с определенным количеством слогов

     Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам.

 

Назови заданный слог в слове

     Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.

По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

 

Наоборот

Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ – бе.

 

Выложи слог, который услышишь                                                                                            (к звуку добавляется его графическое изображение – буква)

     Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.

 

Повтори за мной слоги, выделяя ударение

     Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старайся повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ - са; са – са’; ла’ - ла – ла’; ла – ла - ла’

 

Найди ударный слог в слове

     Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе предлагаются слова из двух, затем трех и более слогов.

 

Распутай слова

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги – сапоги.

 

Какой новый слог появился в слове?

     Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове.

Например: рука - ру-баш-ка; корка - кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - кор-мушка; ребенок - же-ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр

Формирование  фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игрЧисло дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую ...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...

Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий

Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...