Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Любовь Владимировна Городилова

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ребенка с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal_iom.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Принято на заседании ПМПк

МБДОУ «Ефимовский д.с. к.в»

Протокол от______________ № ___

Согласовано с родителями (законными представителями)

________________ /__________________

УТВЕЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ

«Ефимовский д.с.к.в.»

_____________ О.С. Прокопьева

Приказ № ____ от ___________________

Индивидуальный образовательный маршрут

воспитанника

Фамилия, имя, отчество ребёнка:

Дата рождения:

Возрастная группа:

Учебный год:

Срок реализации:

пгт Ефимовский

  1. Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ребенка с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ефимовский детский сад комбинированного вида» (далее – ИОМ) разработан в соответствии с:

  • Федеральным законом от №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования",
  • Приказом Министерства просвещения РФ от №1022 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования";
  • СанПиН от "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях;

ИОМ разработан с учетом рекомендаций Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее ТПМПК).

2. Заключение ТПМПК, результаты диагностики

ФИО ребенка: ________________

Результаты ТПМПК: является ребенком с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями в развитии), нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации для детей с ОВЗ от_________________

Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР

Уровень образования: дошкольный

Направления коррекционной работы: Коррекция и развитие всех компонентов речи

Заключение учителя - логопеда ДОУ: ТНР, ОНР 2, дизартрия.

3. Цели и задачи ИОМ

Цель ИОМ: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

Задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;

- оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) воспитанника ребенка с ОВЗ по педагогическим, социальным и другим вопросам.

4. Организация коррекционно-развивающей работы

Обучение воспитанника осуществляется по Адаптированной образовательной программе для детей с ТНР ДОУ. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога строится на основании настоящего ИОМ.

Организация коррекционной работы учителя-логопеда включает в себя взаимосвязанные направления:

- диагностическая работы обеспечивает своевременное выявление нарушений в речевом развитии ребенка проведение обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения.

- коррекционно-развивающая работы обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребенка в условиях детского сада, способствует формировании коммуникативных, личностных, познавательных навыков. Использование специальных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой обучения;

-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.

Форма организации обучения – индивидуальная продолжительность не более 10 минут, 2-3 раза в неделю.

5. Содержание индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

п/п

Направление

коррекционной работы

задачи

1.

Развитие общей моторики

-Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

-Совершенствовать ритмическое чувство.

-Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).

-Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений

-Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку

-Статические упражнения с функциональными нагрузками

-Совершенствование пространственной организации движений

2.

Развитие мелкой моторики

-Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

-Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

-Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

-Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

-Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

-Формирование графомоторных навыков.

-Формирование различного вида захвата.

3.

Развитие артикуляционной моторики

-Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

-Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

-Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

-Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

-Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.

-Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений.

-Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.

-Развивать мышечную силу и подвижность губ.

-Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

-Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

-Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

-Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами).

-Учить удерживать язык распластанным, широким.

-Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

4.

Просодика:

голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание

-Воспитание длительного ротового выдоха.

- Отработка слитности нескольких гласных.

- Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса)

- Воспитание правильного темпа и ритма речи.

- Воспитание интонационной выразительности речи.

- Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

- Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.

5.

Мимика

Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).

6.

Фонематические процессы

- Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)

- Закрепление навыка определения последовательности и количества слов в предложении.

- Совершенствование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения

- Совершенствование навыка подбора слов на заданное количество звуков.

7.

Формирование правильного звукопроизношения.

-Постановка звука «Ц», автоматизация звука в обратных слогах, словах с ударением на слоге( цапля, цыпленок, яйцо и т.д)

8.

Лексика

-Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

-Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).

-Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

-Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

-Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

9.

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов

-Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

10.

Совершенствование грамматического строя речи

-Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Образование множественного числа существительных.

- Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.

- Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

- Образование относительных прилагательных.

11.

Формирование навыка связной речи

-Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

- Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

- Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.

- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

12.

Совершенствование психологической базы речи

-расширение объема зрительной и слуховой памяти;

-развитие вербального мышления

13.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнять у ребенка произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’], : [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [ы], [с], [с’], [з], [з’] .

6. Планируемые результаты освоения программы

Дети должны уметь:

свободно составлять рассказы, пересказы;

владеть навыками творческого рассказывания;

адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

фонематическое восприятие,

первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,

графо-моторные навыки,

элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений)

7. Мониторинг развития ребенка

Диагностика индивидуального развития детей 5-6 лет с ТНР (Н.В. Верещагина)

Специалист

Уровень развития на начало реализации ИОМ (октябрь)

Уровень развития на конец учебного года (май)

Динамика

1.

Учитель-логопед

Динамика коррекционного обучения

За прошедший период с ____________________ по __________________

Произошли следующие изменения: ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Результаты реализации ИОМ

Заключение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: _________________________________________________________________________________

Учитель-логопед

Л.В. Городилова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы .

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника  МДОУ  Двуреченский детский сад  общеразвивающего видаВозраст ребенка: 6 летПол: мужскойПроблема:  недостаточно развитый, ...

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника

МБДОУ детского сада комбинированного вида «Солнышко» Возраст ребенка: 4лет 2 месяца ...

Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника...

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника младшей группы

Индивидуальный образовательный маршрут на период с декабря 2015 г. по февраль 2016г. ...

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанникаДата рождения ребенка: 20 ноября 2010 г.р.Возраст ребенка: 5 летПол: женскийПроблема: грамматически неправильная речь ребенка.Цель индивидуальног...

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника младшей группы

Индивидуальный образовательный маршрут на период с декабря 2015 г. по февраль 2016г....