Про охранительный режим при заикании
материал

Рылова Анна Юрьевна

Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_ohranitelnyy_rezhim_pri_zaikanii.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРО ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПРИ ЗАИКАНИИ

Одной из задач родителей и возможным способом семейной коррекции заикания является охранительный режим. Какова же стратегия действий родителей при появлении заикания? Вот основные пункты.

🌀 Максимальное сужение круга общения ребенка.

Если ребенок посещает речевую группу в детском саду или дневной стационар в лечебном учреждении, тогда задача семьи поддерживать данный режим дома вечером и в выходные. Если нет, лучше на время забрать малыша из массового детского сада. Кружки и секции в этот период также посещать не стоит. И уж совершенно точно исключаются походы в гости (в том числе к бабушкам и дедушкам), кафе, парки и даже на детские площадки, где гуляют другие дети. К сожалению, с шумными празднованиями дней рождения тоже придется повременить. Если родители настроены на восстановление здоровья ребенка, они постараются найти правильные слова для знакомых и родственников и смогут объяснить временную перемену образа жизни.

🌀 Соблюдение режима дня.

Определенная ритуальность и ритмичность жизни ребенка дает ему чувство стабильности и защищенности, что особенно важно для детей с заиканием (впрочем, как и для всех детей). Этот пункт предполагает достаточный по времени сон, подъем и укладывание ребенка примерно в одно и то же время, здоровое питание и прогулки на свежем воздухе. Хорошо, если в семье есть традиции подъема и укладывания (я говорю про самые простые привычки, например, утром мультик и некрепкий чай, вечером ванна, книга и колыбельная песня).

🌀 Защита ребенка от травмирующей или перевозбуждающей нервную систему информации.

В этот пункт включается очень многое:

📍родителям надо подумать о том, не становится ли ребенок свидетелем ссор и споров между дорогими ему взрослыми людьми или других «взрослых» разговоров;

📍ни в коем случае нельзя обсуждать при ребенке с другими взрослыми тему заикания и другие трудности ребенка, показывать лицом или голосом, что что-то в нем Вас беспокоит;

📍необходимо проанализировать, какую информацию получает ребенок из телевизора и других устройств, какие мультфильмы он смотрит, сколько времени проводит перед экраном, не работает ли телевизор в семье «фоном», не слышит ли ребенок «взрослых» передач (даже работающий в соседней комнате телевизор может незаметно наносить малышу вред). Если не получается совсем исключить телевизор и гаджеты из жизни ребёнка, ограничьте время до 20 минут в день, выключайте телевизор в остальное время;
📍нужно пересмотреть игрушки и книги ребенка, убрать на время или насовсем книги с волнующим ребенка содержанием (грустные, страшные), игрушки, провоцирующие шумные или агрессивные игры (например, оружие, супергероев). Также не стоит в этот период покупать новые игрушки, особенно те, которые могут вызвать бурную реакцию ребенка.

🌀 Создание благоприятной речевой обстановки.

Конечно, маленькому ребенку очень трудно (я бы сказала, невозможно) просто молчать. Но родителям вполне по силам сильно ограничить его речевую активность. Что для этого можно сделать:

📍 всем членам семьи говорить с ребенком тихим голосом (а лучше шепотом), темп речи должен быть замедленным по сравнению с обычным темпом речи в семье. Постепенно малыш начнет подстраиваться под такую речь, хотя вначале это может вызвать протест;

📍 конструировать короткие конкретные фразы, задавать ребенку вопросы, предполагающие односложный ответ («Ты будешь пить воду или компот?») и только бытового плана (обсуждать прочитанные книги и философствовать в этот период не стоит), угадывать намерения ребенка (обычно родителям это несложно) и договаривать за него;

📍играть в игры-молчанки. Здесь в помощь родителям будут стишки про тишину и молчание, сигнальные рисунки, символизирующие тишину (все это сейчас легко можно найти на просторах Internet). Проявите фантазию, придумывайте разные игры. Пусть, например, любимый медвежонок малыша впадет в спячку и его нельзя будить 10 дней (можно завести календарик и отмечать на нем каждый прожитый день звездочкой, а если ребенок совсем не выдерживает
режима, продлевать «спячку» еще на один день).

🌀 Релаксация, расслабление, отдых.

В это период хорошо придумать ежедневные занятия, которые будут расслаблять ребенка. Можно проводить ежедневные купания, например, с морской солью или отварами трав (по рекомендации врача) или делать своему малышу расслабляющий массаж перед сном (для этого не обязательно быть массажистом, можно просто поглаживать спинку, ручки, ножки, при этом движения должны быть медленными, но не поверхностными).

🌀 Спокойные игры.

Занимать в этот период ребенка лучше настольными играми (оптимально – конструктивными – мозаики, лего, пазлы), лепкой, рисованием. Если вы не оставите малыша один на один с этими играми, а будете все делать вместе, ребенок скорее всего будет играть в такие игры, даже если не очень любит их.

Основная задача родителей – ввести все эти меры как можно мягче и естественнее. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он не пойдет на день рождения друга, потому что заикается. Постарайтесь все сделать плавно, постепенно и безболезненно для ребенка.

Перемена образа жизни всегда тяжело воспринимается людьми, будь то взрослый или ребенок. Главное помнить, ради чего вы пошли на такой шаг, а также что это лишь период, что он тоже пройдет. Впереди еще нелегкий путь, вам еще многое предстоит, но от того, как вы начнете, зависит успех всего задуманного. Замечательно будет, если рядом с Вашей семьей будет специалист, который поддержит Вас советами и рекомендациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия про преодолению заикания с детьми 6 – 7 лет. Режим молчания.

Конспект подгруппового логопедического занятия про преодолению заикания с детьми 6 – 7 лет. Режим молчания.Лексическая тема: «Прогулка по осеннему лесу». Логопедическая тема: «Осень». Цель: ...

Заикание у дошкольников. Режим относительного молчания.

Консультация об основных проявлениях заикания у дошкольников, включающая в себя рекомендации по проведению режима относительного молчания....

Памятка "Охранительный психологический режим при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

С целью профилактики психосоматических заболеваний необходимо создавать все условия для психологического комфорта детей в дошкольном образовательбном учреждении. В памятке описаны основные положения п...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Н.Толстого «Гуси-лебеди». Режим молчания.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Толстого «Гуси лебеди». Режим м...

Как организовать домашний режим ребенка с заиканием

Как организовать домашний режим ребенка с заиканием...

Организация охранительного режима дня в группе для детей с интеллектуальной недостаточностью

В системе коррекционного воспитания и обучения детей с умственной отсталостью должен обязательно соблюдаться так называемый охранительный педагогический режим. Охранительный режим – это реж...

Щадящий речевой режим при коррекции заикания

Щадящий речевой режим при коррекции заикания...