Отчет о деятельности учителя-логопеда в 2023-2024 уч. году
календарно-тематическое планирование по логопедии

Азанова Анастасия Алексеевна

Отчет о деятельности учителя-логопеда в 2023-2024 уч. году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_deyatelnosti_uchitelya-logopeda_2023-2024.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о деятельности учителя-логопеда Азановой А.А.

на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка»

(корпус № 3) за 2023-2024 учебный год

  1. Коррекционная работа с детьми

В течение учебного года были обследованы 64 воспитанника (подготовительная комбинированная группа – 24, старшая комбинированная группа – 18, средняя комбинированная группа – 12, младшая комбинированная группа – 10).

Выявлено 34 детей с нарушениями речи (26 человек зачислены на логопункт, остальные занесены в «Журнал движения воспитанников на логопункте» с пометкой «Поставлен на очередь»). Оформлены протоколы обследования речи детей, заполнены речевые карты, составлены планы работы на каждого ребенка, разработаны адаптированные программы для детей с ЗПР, ТНР, индивидуальные маршруты для детей с низкими результатами диагностики.

В течение 2023- 2024 учебного года на занятия на логопедический  пункт было зачислено 26 детей для коррекции речевых недостатков со следующими  логопедическими заключениями:

ЗПР – 1 ребенок (подготовительная комбинированная группа, дизартрия);

ОНР II уровня – 1 ребенок (старшая комбинированная группа, дизартрия);

ОНР III уровня – 4 ребенка (2 – старшая комбинированная группа, 2 – подготовительная комбинированная группа, дислалия);

ОНР (НВОНР) – 5 детей (средняя комбинированная группа, дислалия);

ФФНР – 8 детей (5 – подготовительная комбинированная группа, дислалия, 3 – старшая комбинированная группа).

Дети, зачисленные на занятия, посещали подгрупповые и индивидуальные занятия согласно календарно-тематическому плану и расписанию занятий. Комплектование групп осуществлялось на основе педагогической классификации и возраста детей. Дефекты звукопроизношения исправлялись на индивидуальных (постановка звуков) и подгрупповых (автоматизация звуков) занятиях. Коррекционная работа планировалась в соответствии с рабочей Программой логопеда, которая составлена на основе Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по преодолению ФФНР и ОНР.

Итоги работы за 2022 – 2023 учебный год

Выпущено – 15 воспитанников

Из них с нормой речи – 11 воспитанников.

Со значительным улучшением – 4 детей.

Оставлено для продолжения занятий – 12 детей:

ОНР II уровня – 1 ребенок;

ОНР III уровня – 4 детей;

ОНР (НВОНР) – 4 детей.

Выбыло – 2.

По решению ППк МБДОУ, 2 воспитанника (1 – старшая комбинированная группа, 1 – средняя комбинированная группа) были выведены на индивидуальное сопровождение по коррекции речевых недостатков. Для детей были разработаны индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). Работа по индивидуальным маршрутам велась во взаимодействии с воспитателями и родителями. У детей наблюдается положительная динамика речевого развития.

  1. Профилактическая работа

В целях предупреждения речевых нарушений у детей младших групп для родителей и педагогов в папке «Советы логопеда» размещались консультации, содержащие информацию по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, обогащению словаря, грамматического строя, нормативы развития речи детей разного возраста и другие:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Учим предлоги играя.
  3. Учим буквы дома.
  4. Восемь игр для развития грамматического строя речи.
  5. Критерии готовности к школьному обучению.

Регулярно осуществлялся выход во II младшую комбинированную группу с целью проведения работы по развитию речи детей (разучивание артикуляционной гимнастики, игры на развитие слухового внимания, мелкой моторики, дыхательные упражнения).

В подготовительной и старшей группах разучивались игры, способствующие совершенствованию грамматического строя речи.

В средней группе разучивалась артикуляционная гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики, а так же проводились игры, способствующие обогащению словаря.

Проводились индивидуальные консультации для родителей, вручались буклеты с рекомендациями:

  1. «Рекомендации родителям по коррекции пространственных представлений».
  2. «Практические рекомендации на лето»

На стенде «Советы специалистов» были размещены консультации по следующим темам:

  1. Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
  2. Формирование грамматического строя речи.
  3. Помощь родителей в преодолении дисграфии.
  4. Формирование лексикого-грамматического строя речи у детей в процессе онтогенеза.
  5. Советы логопеда на лето.

Проводилось обследование звукопроизношения, уровня понимания обращенной речи, уровня развития лексико-грамматического строя речи, навыков самостоятельной речи детей II младшей комбинированной группы.

Проводилось обследование звукопроизношения, уровня сформированности фонематических процессов, уровня развития лексико-грамматического строя речи, навыков связной речи детей средней, старшей и подготовительной групп.

  1. Работа с педагогами

Логопедическая работа в 2023-2024 учебном году осуществлялась в тесном контакте с воспитателями и специалистами детского сада.

Велись тетради взаимодействия с воспитателями, в которых давались рекомендации для комплексного, всестороннего воздействия на речевой дефект.

Посещались занятия педагогов и мероприятия с целью ознакомления с методами и приемами педагогической работы, а также с целью наблюдения за детьми, посещающими логопедические занятия.

Педагоги были познакомлены с результатами диагностики речи детей, с комплектованием логопункта и расписанием занятий на логопункте.

Для воспитателей была проведена консультация об особенностях формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня (апрель 2024 г.). Воспитателям были продемонстрированы основные направления коррекции лексики и грамматики, показаны игры по формированию лексики и грамматики, вручены буклеты «онтогенез речевой деятельности».

Выступала на МО учителей-дефектологов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Тема выступления: «предлоги в речи детей » (февраль 2024 г.).

  1. Работа с родителями

Все родители были ознакомлены с результатами диагностики детей. В течение года велись индивидуальные тетради домашних заданий логопеда для взаимодействия с родителями. Родители регулярно получали задания и рекомендации по закреплению сформированных навыков на логопедических занятиях, совершенствованию речи детей.

В папке «Советы логопеда» размещался материал для родителей, который можно использовать для развития и коррекции речи детей (характеристика речи детей, развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие мелкой моторики рук и другие).

Размещались консультации, запланированные годовым планом работы на стенде «Советы специалистов».

В течение года проведено 8 индивидуальных консультаций для родителей с объяснениями и показом приемов работы по автоматизации звуков, правилами выполнения артикуляционной гимнастики, как по запросу родителей, так и по приглашению логопеда.

Составлены консультации-рекомендации на лето в тетрадях детей, родители проконсультированы в устной форме.

Составлены и распечатаны памятки для родителей по развитию различных сторон речи детей, которые расширяют логопедические знания и помогают родителям выполнять рекомендации логопеда.

Выступления, сообщения на родительских собраниях

Сообщение на родительском собрании в подготовительной комбинированной группе и старшей комбинированной группе (сентябрь 2023 г.)

Тема «Особенности усвоения предлогов». Презентация программы дополнительного образования «Читай-ка».

  1. Мероприятия по созданию РППС кабинета логопеда

Методическая копилка логопункта пополнилась новыми буклетами:

  • «Учим предлоги вместе»,
  • «Скоро в школу».

Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда кабинета логопеда: «Найди в комнате», «Украшаем комнату», «Что больше, что меньше», «Что дальше, что ближе», «Что в машинке».

Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда кабинета логопеда:

  1. Картотека игр по теме самообразования пополнилась играми «Барьер», «Найди животное», «Вкусные пироженые», лото «Мой, моя, мое».
  2. Пополнилась картотека игр для закрепления предлогов и предложно-падежных конструкций.
  3. Приобретены игры «Собери город», «Что к чему», «Животные и их детеныши», обучающий набор с прищепками «Мой, моя, мое», «любимый огород».
  4. Распечатаны алгоритмы для составления рассказов «Времена года», игра «Найди пару» (на согласование существительного прилагательного).
  5. Пополнена картотека по лексическим темам.
  6. Пополнена картотека по автоматизации и дифференциации звуков.
  7. Пополнена картотека игр на развитие фонематического слуха.

Копилка домашних заданий логопеда пополнена новыми карточками на автоматизацию, дифференциацию свистящих – шипящих звуков, сонорных звуков.

В течение года регулярно велась документация, которая предусмотрена Положением о логопункте МБДОУ «Детский сад № 14 «Звездочка».

В течение учебного года работала по теме самообразования «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством метода наглядного моделирования».

Сотрудничество с педагогами

В рамках конкурса «Современные образовательные технологии» среди педагогов ДОУ представлен метод наглядного моделирования как эффективное средство в работе учителя-логопеда (ноябрь, 2024).

В рамках конкурса «Педагогический дебют-2024» было проведено открытое занятие в средней группе на тему «Транспорт» по развитию лексико-грамматического строя речи посредством метода наглядного моделирования (апрель, 2024).

В апреле 2024 для педагогов ДОУ была проведена консультация по теме «Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня».

В течение года реализовывался проект «Влево, вправо, вверх и вниз» по формированию представления о значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании и предложении у детей с нарушением зрения и речи.

Сотрудничество с родителями

В сентябре 2023 г. проведено родительское собрание в старшей группе по результатам диагностики из-за низких результатов развития грамматического строя речи. Дети допускают ошибки при употреблении предлогов: замены, искажения предлогов и окончаний существительных в устной речи, пропуски предлогов и падежных форм, неправильный выбор падежных окончаний, слитное написание предлога с последующим словом на письме; ошибки в понимании пространственных предлогов-антонимов: «из-за – из-под», «над – под», «от – к», «за – перед»; отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.

Разработаны консультаций по теме самообразования «Советы специалистов» «Практические рекомендации на летний период».

Работа с детьми

Обследован уровень сформированности лексико-грамматического строя речи у детей подготовительных, старших, средней группы.

Разработаны конспекты занятий по развитию лексико-грамматического строя речи у детей посредством метода наглядного моделирования.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи включались во все виды занятий (индивидуальные, подгрупповые) как этап занятия для детей с различной речевой патологией.

Проводился мониторинг уровня речевого развития детей (в сентябре, январе, мае).

В результате проделанной работы:

  • Изучила методическую литературу по теме и повысила свой профессиональный уровень.
  • Обогатила развивающую предметно-пространственную среду кабинета логопеда.
  • Проведен самоанализ коррекционной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи детей (в рамка мониторинга), который показал положительные результаты (увеличение числа старших дошкольников с ОНР 3 уровня, выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи или со значительным улучшением).
  • Составлен отчет для итогового Педсовета по теме самообразования.

По результатам работы по теме самообразования опубликовала научную статью о использовании метода наглядного моделирования в работе логопеда в материалах национальной (Всероссийской) научно-практической конференции «Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации» (Нижний Тагил).

Также выступала с докладом на педчтениях в Шадринском педагогическом университете.

Неодократно выступала на городском методическом объединении учителей-дефектологов по теме самообразования.

Выводы

В течение года работа на логопункте проводилась согласно перспективного плана на 2023–2024 учебный год. Использовались разнообразные формы работы: сообщения, консультации, представление собственного теоретического и практического опыта, разработка памяток, консультации в папке «Советы логопеда», на стенде «Советы специалистов».

Взаимодействие с родителями осуществлялось через тетради домашних заданий, индивидуальное консультирование в кабинете логопеда с показом приемов работы дома.

Взаимодействие с воспитателями осуществлялось через тетради взаимодействия, семинары-практикумы.

Индивидуальные коррекционные занятия с детьми по постановке и автоматизации звуков. Развитию всех компонентов речи велась регулярно по расписанию логопедических занятий.

Систематичность и творческий подход позволили добиться повышения интереса к проблеме недоразвития речи детей и заинтересованности педагогов и родителей в исправлении недостатков речи у воспитанников, расширению теоретических знаний по логопедии, пониманию причин возникновения дефектов речи у детей, активизации работы педагогов и родителей с детьми.

Положительные тенденции:

  1. Учитель-логопед и педагоги работали во взаимодействии.
  2. Систематические консультации родителей помогли преодолеть речевые нарушения детей.
  3. Ответственное отношение педагогов, родителей и детей к выполнению логопедических рекомендаций.

Отрицательные тенденции

  1. Увеличение количества детей с нарушениями речи, (в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи).
  2. Незаинтересованности некоторых родителей к речевым проблемам детей, несистематическое закрепление дома скорректированного звукопроизношения затрудняют коррекционный процесс.
  3. Недостаточная просвещенность родителей о речевых нарушениях и их профилактике.
  4. Пропуски занятий детьми по причинам болезни и др. затрудняют коррекционный процесс.

Перспективы работы:

  1. Поиск оптимальных форм работы со всеми участниками образовательного процесса (родители, педагоги, дети).
  2. Тесное взаимодействие с логопедом детской поликлиники.
  3. Раннее выявление тяжелых нарушений речи у детей.

20.05.2024 г.

Учитель-логопед _____________________ (Азанова А.А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма деятельности учителя – логопеда на 2023-2024 учебный год

Предлагаю коллегам вариант графика и  циклограммы деятельности учителя – логопеда на 2023-2024 учебный год....

Планирование деятельности учителя-логопеда Пожидаевой В.В. на 2023-2024 учебный год

В данной публикации представлен годовой план учителя-логопеда ДОУ на 2023-2024 уч. год по таким направлениям, как организация логопедической работы, оформление необходимой документации, оборудование, ...

отчет по методической работе 2023-2024 на воспитатель года

Отчет по методической работе "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с РАС на 2023-2024 уч год

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с РАС 4-5 лет на 2023-24 учебный год...

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда для детей с ТНР на 2023-2024 уч.год

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет...

«Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ». 2023-2024 учебный год

Выросло поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне – как пространство обитания. Современный ребенок родился в то время, когда Интернет уже был. Он воспринимает е...

Отчет о результатах деятельности учителя-логопеда за 2023-2024

Материал содержит информацию о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда...