Выступление учителя-логопеда на методическом объединении групп компенсирующей направленности ДОУ
материал по логопедии
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в компенсирующей группе для детей с ТНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА» г.Тарко-Сале
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в компенсирующей группе для детей с ТНР
2023 г.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе заключается в успешном взаимодействии логопеда с воспитателями и другими специалистами ДОУ.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а так же связанных с ними внеречевых психических процессов.
Совместная коррекционная работа в группе предусматривает решение следующих задачь: логопед формирует первичные речевые навыки у детей, воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Остановлюсь подробнее на основных направлениях коррекционной работы воспитателя, осуществляемой под руководством логопеда:
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Она осуществляется с самого начала обучения, когда логопед подбирает индивидуально для каждого ребенка артикуляционные упражнения в зависимости от сложности дефекта. Каждодневные упражнения выполняются и со всей группой в течении 3-5 минут. Их можно проводить перед дневным сном, перед завтраком, обедом, полдником. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
- Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
Во время НОД логопед и воспитатель для этой цели могут использовать физкультминутки, сочетая пальцевые движения с речевым сопровождением в стихотворной форме.
Вне НОД воспитатель может предложить детям составить фигурки из палочек, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы и т.п.
- Вечерняя индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда, закрепляющая звукопроизношение.
Логопед ежедневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми сразу же после дневного сна. Эти задания записываются в специальную тетрадь, где воспитатель в конце выполнения задания заполняет графу учета. Такая тетрадь заполняется ежедневно.
- НОД проводится в соответствии с календарным планом логопедической работы.
Отличительной особенностью НОД воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и специальные коррекционно-логопедические задачи, непосредственно связанные с темой НОД.
5. Активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов.
Работая с детьми в продолжении всего дня, в отличии от логопеда, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
6. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только во время НОД, но и на протяжении всех режимных моментов. Манеры исправления ошибок в речи детей вне НОД и во время НОД отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности лучше исправить ошибку незаметно для остальных. В ходе НОД ошибки должны фиксироваться и исправляться воспитателем по ходу ответа ребенком.
7. Работа с родителями.
Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме. Поэтому помимо работы, выполняемой в массовой группе детского сада, воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.
Одной из форм работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), названия некоторых звуков, принцип выполнения задания (например, составить схему). Особенно тщательная такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове: и тетради, и необходимость дома выполнять задания, и масса специальных терминов и понятий.
Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, т.к. без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.
Таким образом только тесное взаимодействие логопеда и воспитателя – единственный путь к успеху коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год
Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)
Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателем в старшей группе компенсирующей направленности
В данной методической разработке представлен систематизированный опыт совместной работы учителя - логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности. Понедельные задания соответст...

Годовой план учителя -логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
в годовом плане освещена организационная работа, коррекционная работа, диагностическая работа, работа с родителями, информационно-просветительская работа, мероприятия направленные на повышен...
Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...

выступление учителя-логопеда на родительском собрании в группе компенсирующей направленности 6-7 лет с ТНР
Для успешного обучения детей старшего возраста в шк должны быть сформированы следующие компоненты речи: звуковая сторона речи, грамматический строй речи, словарный запас, фонематический слух и с...
