Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
статья по коррекционной педагогике

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и  учителей – дефектологов Южного Округа на тему:

«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenienovoe.doc60 КБ
Office presentation icon sadykova.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №13

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и  учителей – дефектологов Южного Округа на тему:

«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Подготовила: учитель-дефектолог

с выс. кв. категорией

Садыкова Э.М.

г.  Оренбург

2019 г.

Работая учителем – дефектологом в дошкольном образовательном учреждении №13 на разновозрастной группе компенсирующей направленности, опираясь на свой практический опыт и опыт коллег – наставников, я согласна, что всю документацию можно разделить на блоки:

  1. Нормативный блок
  2. Блок планирования
  3. Диагностический блок
  4. Блок рабочей документации
  5. Методический блок

Ведение документации логопункта не отличается от ведения документации специалистов групп компенсирующей направленности. Изменения касаются лишь блока планирования и нормативной документации.

В нормативной документации добавляются документы, регламентирующие деятельность специалистов на группах компенсирующей направленности, с которыми вы можете ознакомиться на слайде, а именно:

  • письмо о порядке комплектования коррекционных (логопедических) групп и выпуска детей из коррекционных (логопедических).
  • приложение к письму о порядке комплектования коррекционных групп.
  • Положение о ведении коррекционно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «МБДОУ Детский сад комбинированного вида №13». (слайд 4)

В блок планирования добавляются адаптированная образовательная программа дошкольного образования и адаптированная образовательная программа дошкольного образования,  разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации  или абилитации ребёнка – инвалида.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») утверждается содержание образования, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и условия организации воспитания. Они определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.

Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья- дети с ЗПРР, которые нуждаются в создании специальных условий: по рекомендациям в заключении ТПМК одним из них является обучение ребенка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования.

Учитывая индивидуальные потребности детей с ОВЗ, образовательная организация самостоятельно разрабатывает АОП, основываясь на приказ 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,  ФГОС образования детей с ОВЗ,  примерной адаптированной основной  программой дошкольного образования детей с задержкой психического развитии, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17. 

В 2018 году Федеральным учебно-методическим объединением одобрены семь примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования (ПАООП ДО)  и размещены на портале fgosreestr.ru. Сайт «Реестр примерных основных общеобразовательных  программ Министерство Образования и Науки Российской Федерации» http://fgosreestr.ru/. содержит примерные адаптированные   образовательные программы для детей с тем или иным нарушением развития.

Структура адаптированной образовательной программы ДО не отличается от образовательной программы ДО, лишь добавляются изменения:

Целевой, состоящий из пояснительной записки (содержит психолого-педагогическую характеристику особенностей психофизиологического развития дошкольника с ОВЗ, определение приоритетных целей и задач) и системы планирующих результатов освоения программного содержания, которые следует представить в виде целевых ориентиров по основным направлениям развития, в том числе и в вопросах осуществления коррекционной работы.

Содержательный, определяющий содержание коррекционо- педагогической работы по пяти образовательным областям и коррекционной деятельности, проводимой с детьми с ОВЗ согласно ФГОС дошкольного образования, а также описание условий организации учебно-воспитательного процесса, порядка психолого-педагогического сопровождения.

Организационный, в котором представлено описание специфики вышеперечисленных условий с учетом психофизических возможностей дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Адаптированную образовательную программу ДО усваивают все дети группы компенсирующей направленности, а дети, которым присвоен статус ребенок – инвалид, помимо нее, должны усвоить адаптированную образовательную программу разработанную в соответствии с   индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

Следует отметить, что ребенок – инвалид может посещать группу общеразвивающей направленности, следовательно, он будет осваивать ОПДО, и дополнительно адаптированную в соответствии с ИПРА. Но если у ребенка отсутствует статус ребенок – инвалид, но имеется заключение ТМППК о нарушениях в развитии (ЗПР,ОНР и пр.), то на него разрабатывается только индивидуальный образовательный маршрут имеющимися специалистами ДОО.

В нашем учреждении порядок разработки и корректировки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения. Образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами ОУ и утверждается заведующим ДОУ. Срок реализации постоянный, в течение всего времени делаются корректировки в программе.

В нашей группе компенсирующей направленности присутствуют дети, которые имеют справку об инвалидности и ИПРА. Чтобы обучать детей –инвалидов образовательная организация разрабатывает адаптированную образовательную программу ДО разработанную в   соответствии с ИПРА, создает специальные условия обучения.  

Адаптированная программа разработанная в соответствии индивидуальной программой реабилитации и абилитации  пишется индивидуально на каждого ребенка-инвалида, учитывает степени ограничения, определенные в его ИПРА. Срок реализации АОП соответствует сроку действия ИПРА ребенка-инвалида.

На основании выделенных степеней ограничения в адаптированной программе ставятся цель и задачи, пишется перспективный план работы воспитателей и специалистов с ребенком, определяется учебно-методическое обеспечение  адаптированной программы. Также, на каждого ребенка-инвалида пишется индивидуальный календарный учебный график (на весь период реализации адаптированной программы) и индивидуальный учебный план (на учебный год). В календарном учебном графике отражены: регламентирование образовательного процесса, начало и окончание учебного года, продолжительность каникул, сроки летне-оздоровительной работы, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня и во второй половине дня. Учебный план содержит расписание индивидуальной работы педагогов – специалистов по реализации перспективных планов, разработанных по степени ограничения в соответствии с ИПРА ребенка – инвалида.  

Таким образом, адаптированная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ призвана реализовать все принципы ФГОС и обеспечить широкие возможности для особенных ребят в области получения ими образования на всех уровнях. АОП помогает организовать работу педагога, его взаимодействие с семьей ребенка и профильными специалистами для достижения планируемых образовательных результатов.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили: учитель-дефектолог Садыкова Э.М., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 13» г.Оренбург «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Слайд 2

Блоки: Нормативный блок Блок планирования Диагностический блок Блок рабочей документации Методический блок

Слайд 3

Нормативный блок Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию коррекционно-педагогического процесса в ДОУ (группах). Должностная инструкция учителя-дефектолога/учителя- логопеда; Инструкция по охране труда учителя-дефектолога/учителя-логопеда; Паспорт кабинета учителя-дефектолога/ учителя-логопеда; Положение о Ппк ДОО; Трудовой договор.

Слайд 4

Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию коррекционно-педагогического процесса в ДОУ Конвенция о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» «Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 »О введении ФГОС ОВЗ» Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, оговариваемых в трудовом договоре" (ред. от 29.06.2016)

Слайд 5

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.1998г. №20-58-07 ин.20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образования учреждений образования»; Уставом образовательного учреждения. Письмо о порядке комплектования коррекционных (логопедических) групп и выпуска детей из коррекционных (логопедических); приложение к письму о порядке комплектования коррекционных групп. Положение о ведении коррекционно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности.

Слайд 6

Блок планирования Годовой план работы учителя-дефектолога/учителя-логопеда; Перспективно-таматический план учителя-дефектолога/учителя-логопеда; Календарный план коррекционно- образовательной работы; План индивидуального образовательного маршрута; Адаптированная образовательная программа дошкольного образования; Адаптированные образовательные программы дошкольного образования разработанные в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.

Слайд 7

<…> Содержание образования и условия обучения и воспитания согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются: для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками; для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации.<…>

Слайд 8

<…> Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).<…> Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95). Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной. <…> Для обучающихся с ОВЗ образовательную программу определяет только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). <…>

Слайд 9

Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат : нормативные требования; заключение ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082); индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов (приложение 3 к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).<…>

Слайд 10

Адаптированная образовательная программа- это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развитий и социальную адаптацию лиц указанных лиц (№273, ФЗ .гл.1,ст.28) разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая: в соответствии приказом №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; ФГОС образования детей с ОВЗ; примерной адаптированной основной программой дошкольного образования детей с задержкой психического развитии (fgosreestr.ru).

Слайд 11

http://fgosreestr.ru/

Слайд 12

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее − ИПРА) ребенка-инвалида — это комплекс оптимальных для ребенка реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей ребенка-инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Для ребенка-инвалида разрабатывается АОП ДО в соответствии с его ИПРА: индивидуально на каждого ребенка; учитываются степени ограничения. 2. Индивидуальный календарный учебный график (на весь период реализации адаптированной программы); 3. Индивидуальный учебный план (на один учебный год).

Слайд 13

Диагностический блок Карты психолого- педагогического обследования детей/речевая карта; протоколы диагностического обследования; мониторинг, анализ работы за прошедший учебный год; материалы диагностического обследования (методики, диагностический инструментарий); согласие родителей на обследование ребенка.

Слайд 14

Блок рабочей документации Общий список детей; Список детей по подгруппам; Расписание занятий; График и циклограмма деятельности учителя-дефектолога; График индивидуальной работы с детьми; Табель учета посещаемости детей; Журнал консультаций с родителями и педагогами; Тетрадь для записи рекомендаций родителям; Тетрадь взаимодействия воспитателями группы компенсирующей направленности; Журнал индивидуальной коррекционно-развивающей работы. учителя-дефектолога; Отчетная документация учителя-дефектолога по форме; Папка ПМПк.

Слайд 15

Методический блок Портфолио учителя-дефектолога; Папка по самообразованию. Собственный педагогический опыт: Рабочие программы, Публикации, Исследования, Презентации, конспекты занятий. Игры, пособия. Инновационная деятельность .

Слайд 16

Документация психолого-педагогического консилиума ДОУ Приказ о создании ПП консилиума. Положение о ППк образовательного учреждения «Договор о взаимодействии ТПМПК и ППк образовательного учреждения». «Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя ОУ) и родителями (законными представителями) воспитанника ОУ о его психолого-педагогическом сопровождении». План взаимодействия ОУ и ПМПК на 200__ - 200_ учебный год. Карты индивидуального развития детей. График плановых заседаний ПМПконсилиума. Журнал записи детей на ППк. Протоколы ППк. Журнал или бланки регистрации заключений и рекомендаций специалистов (прилагаются к протоколам ПМПк). Лист учета динамики развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Перспективное  планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...

«Формы работы по взаимодействию учителя – логопеда с воспитателями и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных групп детского сада и родители не сразу понимают ...

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя , работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В данном пособии находит свое о...

Требования к ведению документации учителя-логопеда в соответствии с ФГОС

Материал для систематизации документации учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО...