Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя – логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» Тема: «Сказочные приключения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Богданова Ольга Александровна
Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка)»

Конспект итогового

коррекционно-развивающего занятия

учителя – логопеда

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка»

Тема: «Сказочные приключения»

Составила и провела учитель-логопед

МАДОУ д/с «Алёнка» Богданова О.А.

г. Советский

май, 2021 г.

Цель: Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие.

Коррекционно-образовательные:

1. Обобщить представления детей о «Школьных принадлежностях»;

2. Обобщить и систематизировать знания детей о звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуках;

3. Закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданным словам, определять количество слов в предложении, анализировать его, составлять его схему;

4. Закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;

2. Развивать умения образовывать относительные прилагательные;

3. Развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением, воображение;

4. Совершенствование грамматического строя речи согласовывать числительные 1-5 с существительными;

5. Развивать умение образовывать сложные слова путем сложения слов.

Коррекционно-воспитательные:

1. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

2. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Виды детской деятельности:

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Познавательно – исследовательская

Игровая

Ситуативный разговор

Практический (выполнение заданий)

Обсуждение (сюрпризный момент)

Игровые упражнения «Найди, определи и собери слово», «Собери слово», «Какой лист?», «Сложные слова», «Семейка – родственные слова», «Наоборот».

Коммуникативная

Игровая

Беседа

Ситуативный разговор

Игровые упражнения «Твердые, мягкие  звуки», «Соберем портфель».

Форма организации: подгрупповое.

Количество детей: 6 – 8 детей.

Место проведения: группа.

Оборудование: мультимедийные презентация, мольберт или магнитная доска.

Материал: демонстрационный: магнитные буквы: К, Н, И, Г, А; 2 емкости с крупой; шкатулка; 5 бумажных-золотых монеток; картинки: помидор, автобус, ракета, конфета, бобр, лось, тополь; мяч; картинки: листьев и веток с деревьев; картинки: ранец, тетрадь, ручка, кисть, альбом, глобус, ластик, циркуль, азбука, цифры 2, 3 и 5.

раздаточный: фишки синие и зеленые цветом на каждого ребенка; тарелочки со схемой – предложения.

Структура занятия.

1. Организационный момент.

2. Создание мотива.

3. Совместная деятельность взрослых и детей.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Рефлексия.

Ход занятия.

(дети проходят и встают полукругом)

Психогимнастика «Давайте с вами встанем в круг».

Логопед: Давайте с вами встанем в круг,

(дети становятся в круг)

Сколько радости вокруг!

(дети поднимают руки вверх и машут ими)

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Вы готовы поиграть?

Можно встречу начинать!

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, уже скоро станете настоящими школьниками и отправитесь путешествовать по бескрайним просторам знаний – страна Знаний ждет вас. Но для того, чтобы попасть туда, нужен ключ. Я хочу вручить КЛЮЧ от этой страны (в шкатулке спрятана записка)

педагог открывает шкатулку, где должен лежать ключ.

Логопед: Ой, что это, а где же ключ? Тут есть записка, что же там написано, давайте прочитаю.

«Дети, ключ у нас, мы его вам отдадим за пять золотых монет»

Кот Базилио и Лиса Алиса.

Логопед: Ребята, хотите попасть в страну Знаний, и что нам делать?

Дети: ответы детей.

Логопед: Тогда отправляемся на поиски монет. Давайте все дружно скажем наши волшебные слова:

Все вместе: Ждут нас трудности в пути,

Не боимся, их пройти.

Выполним заданья все

И окажемся в стране.

Где ждёт нас большой успех.

Ждут нас знания друзья,

Нам скучать никак нельзя.

2. Мотив.

Логопед: Я думаю, что за помощью надо обратиться к царице Знаний. Ребята, вы не знаете кто это?

(Ответы детей: предположения).

Логопед: Сейчас давайте узнаем. Посмотрите на столе стоят емкости, в них я думаю, прячется отгадка.

Игра «Найди, определи и собери слово» (развитие сенсорных и кинестетических ощущений, для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.)

- В емкостях насыпаны разные крупы, на дне буквы из магнитной азбуки КНИГА.

Логопед: Что у вас получилось? КНИГА. Молодцы вы угадали, да, действительно в стране Знаний царствует Книга. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Логопед: Книга – это важный помощник в получении Знаний. А вы знаете, какие книги бывают?

Дети: Книга – новая, библиотечная, старинная, детская, красочная, интересная, сказочная, научная и т.д.

Логопед: Молодцы! Много вы знаете слов. Давайте откроем царицу Знаний - книгу.

(слайд 1, книга открывается)

Логопед: Посмотрите, что здесь изображено? (Книга дает нам подсказку, надо идти по этим дорогам, чтобы найти монеты.

3. Совместная деятельность взрослых и детей.

Упражнение «Собери слово» - развитие фонематического слуха, совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов.

Логопед: Давайте узнаем, куда ведет нас первая дорога. Надо найти дорогу, вдоль которой изображены картинки, названия которых состоят из 3-х слогов и по первым звукам соберите слово.

Дети определяют, что первая дорога – Картинки: (Помидор, автобус, ракета, конфета).

Логопед: Какое слово у вас получилось?

Дети: ПАРК.

Логопед: Отправляемся в путь.

Упражнение «Какой лист?» - образование относительных прилагательных, уточнение пространственной ориентировки, развитие памяти, внимания.

Логопед. В парке растут разнообразные деревья. Назовите, какие деревья вы знаете?

Дети. Осины, березы, рябины, липы, тополя, клёны и т.д.

Логопед. С какого дерева листок, ветка?

Дети: Березовый, рябиновый, кленовый лист; еловая, сосновая ветка.

Логопед: А как называется явление, когда падают листья?

Дети: Листопад.

Логопед: Это сложное слово, оно состоит из двух простых слов – лист и падает.

Игра с мячом «Сложные слова» - активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление.

Логопед: Я называю сложные слова, а вы мне отвечаете, что они означают:

- Водопад – вода падает.

- Пылесос – пыль сосёт.

- Мясорубка – мясо рубит.

Назовите сложное слово:

Кто ловит рыбу? – Рыболов

Кто разводит сады? (Садовод)

Соберите слово:

«Пешком» и «ходит» (Пешеход)

«Сам» и «летает» (Самолёт)

Логопед: Молодцы, все справились. Посмотрите, а вот и первая монетка. А когда появляется листопад?

Дети: Осенью

4. Самостоятельная деятельность детей.

Логопед: Почему вы ждете осень?

Дети: Мы пойдем в школу.

Упражнение «Семейка» - развитие грамматического строя речи, подбирать слова – родственники к заданному слову

Логопед: Ребята, назовите слова - «родственники» к слову «ШКОЛА»

Дети. Школьник, дошкольник, дошколенок, школьница, школьные принадлежности, школьная форма, школы, автошкола, пришкольный.

Логопед: Смотрите, а вот и вторая монетка. Пора отправляться дальше по второй дороге.

Логопед. Чтобы узнать, что нас ждет на второй дороге, вам нужно составить слово из первых слогов названий картинок.

Дети выделяют первые слоги в словах БОбр, ЛОсь, ТОполь.

Называют слово – БОЛОТО

Логопед: Чтобы перебраться на другой берег необходимо выполнить следующее задание. Ребята вслушайтесь в слова мальчики и девочки. Назовите первый звук в слове «мальчики».

Дети: Звук [М].

Логопед: Какой он?

Дети: Согласный твердый.

Логопед: Фишками, какого цвета мы обозначаем согласные твердые звуки?

Дети: Фишками синего цвета.

Логопед: Назовите первый звук в слове «девочки»?

Дети: Звук [Дь].

Логопед: Какой он?

Дети: Он согласный мягкий.

Логопед: Фишками, какого цвета мы обозначаем согласные мягкие звуки?

Дети: Фишками зеленого цвета.

Логопед: Я буду вам показывать картинки с изображением школьных принадлежностей. Если название предмета начинается с твердого согласного звука, значит, фишки поднимают мальчики, если с мягкого согласного – девочки.

Картинки: тетрадь, ластик, кисть, пенал, глобус, циркуль.

Логопед: Мы нашли третью монетку.

Логопед: А вы знаете, что и в лесу тоже работает лесная школа. Вот следующее задание: Придумайте предложения по картинке и выложите схему предложения (слайд № 2)

Дети выполняют задание за столами.

Логопед: Вот мы нашли и четвертую монетку.

Логопед: Чтобы попасть в страну Знаний нам надо собрать ранец. Соберем?

НАПРИМЕР: Я в ранец положу три ручки.

Дети: Я в ранец положу 3 линейки, 5 альбомов, 3 тетради, 5 учебников и т.д.

Логопед: Молодцы. А вот и пятая монетка. Надо отдать их коту Базилио и лисе Алисе, пусть они вернут нам ключ от страны Знаний.

Логопед: Как вы считаете, отдадут нам кот Базилио и лиса Алиса ключ?

Ответы детей.

5. Рефлексия.

Логопед: - А какое задание было самым лёгким?

- Какое задание вам показалось самым сложным?

- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Дети: Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.

Логопед: Вот и ключ от страны Знаний (слайд № 3)

Осенью вы отправитесь в эту страну, вам предстоят тяжелые испытания, но я знаю, вы их выдержите. В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  Сентябрь октябр...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «День Победы»

Проект по патриотическому, социально – коммуникативному, речевому, познавательному, художественно – эстетическому развитию.Патриотическое чувство не возникает само по себе, оно приобретает...