"Виды нарушений речевого развития в дошкольном возрасте"
консультация по логопедии
Консультация для воспитателей " Виды нарушений речевого развития в дошкольном возрасте "
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
1слайд
Виды нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
2 слайд
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речевой системы — фонетической, лексической, грамматической.
От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие, которое оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер
В дошкольном учреждении формирование речи начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями, в результате имеющихся нарушений в развитии речи.
За последние годы значительно возрос процент детей, имеющих сложные речевые нарушения. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Такие показатели требуют самого серьезного внимания родителей и работников ДОУ к состоянию речи детей, начиная с раннего возраста. Это крайне важно еще и потому, что речевые дефекты нередко затрудняют овладение грамотой и приводят к появлению специфических нарушений письма (а сейчас у нас более половины детей приходят в школу с такими дефектами)
3 слайд
Причины возникновения нарушения речи – Существует множество внешних или внутренних вредоносных факторов , или их совокупности, или их взаимодействия, которые оказывают повреждающее воздействие на организм, а точнее на клетки речевых зон головного мозга и определяют специфику речевой патологии.
осложнения беременности: Внутриутробная гипоксия,вирусные, инфекционные, эндокринные заболевания матери, заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкогОля или наркотиков, прием лекарственных препаратов, работа на вредном производстве
особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы, кесарево сечение или вакуум и пр.приведшие к травмам мозга, асфиксии плода, стимуляция в родах.
заболевания ребенка впервые два года жизни: дизентерия и другие желудочные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения или ушибы мозга.
влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание отчуждение, депривация и даже двуязычие в семье.
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ органические (отклонения в строении речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба));
4 слайд
В настоящее время в отечественной логопедии используются две классификации речевых нарушений, одна — клинико-педагогическая, вторая — психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р. Е. Левиной).
Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.
Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. ( что повреждено)
Психолого-педагогическая классификация разработана Р. Е. Левиной. Она учитывает, какие компоненты речи нарушены, в какой степени и служит основой для направления детей в логопедические группы соответствующего типа.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Это бывает при расщеплении твердого и мягкого нёба, травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого нёба. При этой форме ринолалии искажено произношение всех звуков речи. Речь невнятна, монотонна.
Брадилалия-патологически замедленный темп речи. Присущая замедленная реализация артикуляторного — речевой программы в связи с патологическим усилением тормозных процессов, начинают доминировать над процессами возбуждения.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Речевая симптоматика
характеризуется ненормально быстрым темпом речи (20-30 звуков в секунду замес 10-12
Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
В КПК термины «дисфония» и «афония» отражают лишь степень проявления расстройства: афония – полное отсутствие голоса, а дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра.
Заикание (логоневроз) является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции, обусловлено судорожными сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и дыхания Заикание — это сложное психофизиологическое нарушения
Алалия – отсутствие или выраженная дефицитарность (недоразвитие) продуцирования, то есть говорения или восприятия речи ( понимания) вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при первично сохранных интеллекте и периферическом слухе. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в МКБ-10 соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) и рецептивной речи
Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга (лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга - центр Брока) во внутриутробном или раннем периоде развития речи.
В МКБ-10 моторная алалия кодируется как F80.1. Расстройство экспрессивной речи. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. По преобладающим симптомам выделяют группу детей преимущественно с фонетико-фонематическим недоразвитием и более распространенную группу с выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. Важным диагностическим критерием является наличие сохранного периферического слуха и артикуляционного аппарата, а также наличие у ребенка достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей. В результате нарушения операций отбора и программирования на всех этапах порождения речевого высказывания несформированной оказывается речевая деятельность как таковая, в том числе управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слова.
Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.
5 слайд
Основные виды нарушений речи
Дислалия, дизартрия, ОНР, ФФНР, ЗРР.
6 слайд
Дислалия – это нарушение звукопроизношения с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата
Основные симптомы:
-отсутствие звука в речи ( напр., ук вместо лук, уки вместо руки);
- замена звука другим (напр., колова вместо корова, сапка вместо шапка);
- искажение звука (напр., двугубное произношение Л, горловое произношение Р).
Причины:
-Отклонение в строении речевого аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подьязычная связка, особенности строения неба);
- Неблагоприятное социальное окружение , общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, задержка психического развития, двуязычие в семье, избирательное( частичное) нарушение фонематического восприятия).
7 слайд
Дизартрия нарушение произносительной стороны речи , обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, в результате поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.или проводящих нервных путей , двигательных нервов и передача нервных импульсов становится невозможной и в самих мышцах развиваются явления паралича и или пареза. В мышцах губ, языка, мягкого неба, голосовых связок, и органов дыхания, поэтому нарушается не только артикуляция звуков, но и голосообразования, речевое дыхание.
Точечные, органические поражения коры головного мозга приводят к стертой форме дизартрии.
- Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры по типу спастичности, гипотонии или дистонии.
- нарушение подвижности артикуляционных мышц.
- Специфические нарушения звукопроизношения. (смягчение согласных, межзубное произношение звуков, горл.)
- Нарушение речевого дыхания.
- Нарушения голоса.
- Нарушения просодики.
- Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
- Нарушение акта приема пищи.
- Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.
- Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.
Речь теряет свою членораздельность, малопонятна для окружающих, «каша во рту».
- При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и невропатолога, логопеда и родителей, при явных двигательных нарушениях – логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
8 слайд
Общее недоразвитие речи – системное нарушение речи которое при нормальном слухе и сохранном интеллекте задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются:
-нарушение звукопроизношения;
-недоразвитие фонематического слуха;
- плохо усваиваются навыки словоизменения, словобразования;
- словарный запас отстает по количественным и качественным показателям, страдает связная речь.
Условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.
I уровень – отсутствие общеупотребительной речи; II – начатки общеупотребительной речи; IIIуровень – развернутая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. IV уровень – незначительные нарушения всех компонентов речи.
Основной контингент дошкольников в группах с онр составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития. 2 уровень – начатки речи , используют простые и искаженные фразы. Возможно употребление в речи местоимений, союзов. некоторых предлогов. Пример: Сек а улити, Севавик. Де лепи сек, Дели гази, Нось макова, мета.( Снег на улице. Снеговик. Сделали глаза, нос – морковка . метла) видим все нарушения компонентов речи.
Более высокий 3 уровень – недифиринцированное произнесение свистящих, шипящих, соноров, . причем один и тот же может заменятся двумя или несколькими звуками: например, звук сь заменяет с -сяпоги. Сюба ( шуба)., сяйник ( чайник) сетка ( щетка): замена зв- уков на более простые по артикуляции – тотна ( сосна)
Недостаточное озвончение согласных: бочка-почка , нарушение звукослоговой структуры – животик – тавотик. Саф – шкаф
Словарь беднее, чем у сверстников с нормой., особенно словарь признаков . глагольный словарь. Редко используют антонимы , синонимы замена частей предмета названием всего предмета : ствол, корни- дерево
Наблюдаются аграмматизмы – довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательногос существительными в роде падеже Я иглаю синей мяти – я играю синим мячем У меня нет синей мяти
Согласовании числительного с существительным : де веды.( два ведра)
Пат мидедь ( пять медведей); ошибки в употреблении предлогов – паток лезит тумке. Кубик упай и тая ( кубик упал со стола)
Соответственно, отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики и звукопроизношения тормозят процесс развития связной речи ( составление рассказа по серии картин и по одной, рассказа-описания, пересказ)
9 слайд
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие недоразвития фонематических процессов ( фонем.слуха и фонем. восприятия) и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным интеллектом и биологическим слухом.
Характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
Низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в следующем: -- неразличении отдельных звуков в рядах звуков, слогов, слов; -- неразличении на слух фонем по акустическим особенностям (глухих-звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких, шипящих-свистящих-аффрикат и т.п.); -- незапоминании и неумении воспроизводить слоговые ряды из двух – четырех элементов (па – ба, са – ша – са, ма – мо – му, па – та – ка – ва); -- неузнавании, неразличении слов в простых фразах («Накоси травы коса, будет сытая коза»); -- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза слова; -- несформированности умения слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их.
Также, как и ОНР , ФФН- серьезное препятствие овладения навыками письма и чтения. Риск-фактор развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.
10 слайд Задержка речевого развития( ЗРР) - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 3 лет
Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка.
Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.
Вывод Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей.
Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
В статье раскрываются наиболее частые причины отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....

Консультация «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей...

Консультация "Нормы и нарушения речевого развития детей дошкольного возраста"
Информационный материал для родителей и педагогов ДОУ....

Семинар-практикум: "Логопедический массаж как эффективный способ коррекции нарушения речевого развития детей дошкольного возраста".
Приемы и описание логопедического массажа при дизартрии....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.
В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...

Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста.
Речь - один из самых сложных видов деятельности человека. Онкомбинирует в себе такие процессы как: слушание, говорение, жестикуляция, мимика, контроль речи (в том числе и зрительный контрольречи собес...