Конспект итогового занятия для детей с ТНР по теме «Семейные и народные традиции».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Макарова Елена Викторовна

Конспект итогового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Семейные и народные традиции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vyp.zan-ya.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

по теме «Семейные и народные традиции».

Выполнила:

Учитель-логопед Макарова Е.В.

г. Нижний Новгород

2024г.

Коррекционно-образовательные цели. Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте, звукопроизношению, связной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие эмоциональной, выразительной монологической и диалогической речи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей моторики. Развитие словесно-логического мышления у детей.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям. Воспитание у детей чувства важности сохранения семейных традиций.

Цель: Формировать у детей духовно-нравственное отношение к семье и традициям своего народа.

Задачи: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

  • Систематизировать представления о семейных традициях, активизировать и актуализировать словарь по теме.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).
  • Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.
  • Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин, иллюстраций с изображением семьи и семейных традиций.
  • Чтение сказок и рассказов про семью и традиции
  • Разучивание и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
  • Знакомство с народными праздниками и традициями.
  • Разучивание стихов.
  • Составление коротких рассказов о народных праздниках и традициях
  • Просмотр презентаций и фильмов о семейных традициях и праздниках.

Оборудование и материалы:

Интерактивная доска, ноутбук, мольберт, ребусы, набор букв, символы звуков, магниты, мяч.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте уважаемые гости, позвольте представить вашему вниманию итоговое занятие по теме «Семейные и народные традиции». (Слайд №1)

В качестве эпиграфа к занятию я взяла высказывание Л.Н. Толстого «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, обречена на вымирание», мы полностью согласны с этим. Наша страна богата народными традициями и праздниками и очень радостно, что многие из них возрождаются.

Дети заходят в зал (звучит музыка) и обращают внимание на педагога, сидящего с книгой.

Ребенок: Елена Викторовна, а что это вы рассматриваете?

Логопед: Рассматриваю альбом с семейными фото. У каждой семьи сложились свои традиции. Проходите, присаживайтесь на стульчики, поговорим об этом подробнее.

- Ребята, а как вы понимаете слово «Традиция?»

Дети:

Традицияэто когда из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи и обычаи.

- например, традиция встречать Новый год всей семьёй, дни Рождения

- летом вместе ездить на море,

- вместе проводить выходные, выезжать всей семьей на природу,

- Сегодня мы расскажем про Масленицу- любимый семейный праздник, который отмечается весной (Слайд №2).

В этот праздник все стремятся,

Долго дома не сидеть,

А на ярмарку все мчатся,

Представления смотреть.

Выступают скоморохи,

Пекут вкусные блины,

Раз в году бывает праздник,

В завершении зимы!

Масленица, Масленица!
Словно солнце катится.
Мы весну так долго ждали
И от холодов устали.

Значит, будем наедаться,
Будем силы набираться!
Словно теплые блины,
Все румяны, веселы!
В эту праздничную пору
На год запасем задору!

Масленицу привечайте,
Всех блинами угощайте.
Смейся, веселись, гуляй —
Щедрым будет урожай!

Солнце по небу катилось
Да в тарелки к нам свалилось:
Круглое, блестящее,
Прям, как настоящее!

Масленица шумная, праздник удалой! В этот день прощаемся, зимушка, с тобой.

Солнце, круглое, как блин,

Улыбаясь светит.

Рады теплой встречи с ним

взрослые и дети.

Солнце: (голосом Солнце говорит на слайде №3)

Дорогие дети, верно вы рассказали- Масленица это конец зимним холодам и стуже, начало весны и тепла. Я так радо, что вы про меня вспомнили, стихи рассказали. За это я вам приготовило сюрприз, но, чтобы его получить, вам придется выполнить все задания и разгадать Волшебное слово-Пожелание.

Логопед: Ну что же, поможем солнышку отгадать Волшебное слово?

За каждое выполненное задание мы сможем открыть одну букву нашего слова. Итак, первое задание «Думай-отвечай» (Слайд №4), только помните, ребята, перебивать друг друга нельзя и отвечать нужно полным предложением.

Игра «Думай-отвечай»

  1. Мы видим буквы или звуки?
  2. Из чего состоит написанное слово?
  3. Назовите мягкий согласный звук в слове почка.
  4. Назовите слово парк без звука к.
  5. Какой согласный звук два раза встречается в слове сосулька!
  6. Кто "папа" ягнёнка?
  7. Назовите четвёртое слово: птица – гнездо, человек – ...
  8. Как называется время суток после дня?
  9. Какой месяц находится между мартом и маем?

***********************************

  1. Мы слышим звуки или буквы?
  2. Из чего состоит сказанное слово?
  3. Какой твёрдый согласный звук есть в слове дерево!
  4. Назовите слово коса без звука к.
  5. Какой звук дважды встречается в слове планета!
  6. Кто "мама" жеребёнка?
  7. Назовите четвёртое слово: ботинок шнурок, пальто – ...
  8. Какой месяц следует за февралем?
  9. Как называется время суток между утром и вечером?

Логопед: Умнички, молодцы. Итак, мы с вами рассказали про одну семейную традицию – Отмечать масленицу всей семьей и можем открыть первую букву нашего Волшебного слова. - (З)

Логопед: Весной мы празднуем с вами празднуем Великий Светлый праздник, название которого нам придется расшифровать. (Слайд №5)

Логопед: Все верно отгадали, а теперь предлагаю вам выложить схему этого слова. (Дети выкладывают звуковую схему слова на магнитной доске).

Логопед: Молодцы, можем смело открыть следующую букву нашего слова. - (Д).

Логопед: Дети, подскажите, пожалуйста, какой семейный праздник празднуется летом? («День любви, семьи и верности!») (Слайд №6). Верно, мы с вами много говорили про этот праздник, смотрели презентацию и фильм.

Логопед: Ребята, расскажите, что же такое семья?

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы. Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

Логопед: Какие замечательные стихи, спасибо вам. Ребята, а я предлагаю вам выполнить следующее задание - разгадать ребусы (Слайд №7):

1. (ЛЮБОВЬ) 2. (ДОБРОТА)

3. (ДРУЖБА) 4. (СОВЕСТЬ)

Логопед: Какие замечательные слова мы с вами отгадали, все эти слова обозначают душевные качества человека, без которых невозможно построить и сохранить семью и мы с вами всегда должны об этом помнить!

А теперь можем смело открывать еще одну букву нашего Волшебного слова. (О)

Логопед: Ребята, предлагаю вам собрать и прочесть пословицу про семью (Слайд №8).

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

«Дерево держится корнями, а человек семьей»

Логопед: Молодцы, отлично справились с заданием. Открываем 4 букву нашего слова. (Р).

Логопед: Дети, а вы знали, что и слова могут между собой дружить? Давайте поиграем в игру «Слова-приятели» (Слайд №9).

СЛОВА-ПРИЯТЕЛИ»

  • судно – волна – корабль;
  • дрова – пламя – огонь;
  • страх – смех – ужас;
  • танцевать – плясать – петь;
  • стараться – пытаться – трудиться;
  • стучать – звонить – барабанить;
  • приятель - друг - враг;
  • грусть - радость - печаль;
  • труд - завод - работа;
  • бежать - мчаться - идти;
  • думать - хотеть - размышлять;
  • шагать - сидеть - ступать;
  • слушать - глядеть - смотреть;
  • трусливый - тихий - пугливый;

Логопед: Отлично поиграли, Все слова верно подружили! Кстати, как по- другому называются слова-приятели? (Дети называют слова-синонимы). Открываем 5 букву (О).

Игра с мячом «Звуковая чехарда» (Слайд №10)

Логопед: Я буду называть словосочетания. А вы преобразуете эти слова в цветную геометрическую фигуру, по первым звукам слов в словосочетании. Например: «Солнечная погода- Синий прямоугольник».

  • Железнодорожные пути
  • Грецкий орех
  • Черничный торт
  • Генеральная репетиция
  • Кулинарная книга
  • Жесткий ответ
  • Золотая оправа
  • Солнечная погода
  • Забывчивый товарищ
  • Космическая ракета
  • Чудесное Рождество
  • Серебряное кольцо

Логопед: Отлично поиграли, продолжаем дальше отгадывать наше волшебное слово.

Логопед: Осенью в каждой семье, отмечают ДЕНЬ ЗНАНИЙ (Слайд №11), этот праздник стал нашей традицией. Сейчас мы с вами заглянем в одну семью….(Слайд №12)

Сценка « ОПЯТЬ ДВОЙКА»
Расставляются атрибуты, выходят все герои по своим местам: Папа в халате, сидя в кресле, читает газету, Мама стирает в тазике белье. Ученик стоит в стороне, на спине ранец. Оператор с камерой " снимает".
Режиссер : Дубль первый!
Под грустную музыку Сын подходит к Маме и говорит грустно, медленно нараспев: Мама, я получил двойку...
Мама с места медленно нараспев кричит Отцу: Отец, наш сын получил двойку!
Отец( так же нараспев): Как?! Наш сын получил двойку?! Где мой ремень?
Вдруг Режиссер кричит и машет руками: Стоп! Стоп! Стоп! Что- то здесь не то.
( чешет затылок, думает): Точно! Нужно что- нибудь повеселее!
-- Дубль второй!
Музыка меняется на Рок-н-ролл. Сын пританцовывая, подбегает к Маме и кричит весело и задорно: Мама! Я получил двойку!!
Мама под музыку крутит полотенцем над головой и так же кричит:
Отец! Наш сын получил двойку!
Отец встает с кресла и, танцуя твист, так же весело кричит:
Как?! Наш сын получил двойку?! Где мой ремень? (и продолжает танцевать).

Вдруг Режиссер снова кричит и машет:
Стоп! Стоп! Стоп! Что- то здесь не то.. Точно! Нужно что- нибудь.. ..поспортивней!
-- Дубль третий!
Музыка Дунаевский " Веселый ветер". Сын шагает спортивным шагом, делает зарядку и подходит к Маме. Продолжая шагать , говорит под музыку:
Мама! Я получил двойку!
Мама (стирает под музыку и шагает на месте):
Отец! Наш сын получил двойку!
Отец ( шагает , приседает и тд и говорит под музыку) :
Как!? Наш сын получил двойку?! Где мой ремень?
Вновь Режиссер кричит и машет:
Стоп! Стоп! Стоп! Что- то здесь не то... Точно! Нужно что- нибудь потрагичней !
-- Дубль четвертый!
Звучит трагическая музыка. Сын , опустив голову, еле передвигая ноги, идет с Маме:
Мама... Я ... Получил.... Двойку....
Мама( протягивая руки к Отцу, говорит нараспев трагично):
Отец!! Наш сын!!! Получил!!! Двойку!!
Отец так же медленно и нараспев :
Как!? Наш сын!! Получил! Двойку??! Где мой.. Валидол?( и падает в обморок)
Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! Что- то здесь не то!

Режиссер поворачивается к артистам, а те падают в обморок. Он берется за голову. Артисты выходят на поклон под музыку «Кинопанорамы».

Логопед: Замечательная сценка, но я так думаю, что с вами такая ситуация не произойдет. Ведь мы с вами многому научились и вряд ли вы будете получать двойки, верно?

Чтобы открыть следующую букву, нам с вами придется выполнить задание «Скажи наоборот» (Слайд №13).

«Скажи наоборот»

толстый – (….) высокий – (….)

широкий – (….) длинный – (….)

мокрый – (….) твёрдый – (….)

начало – (….) ночь – (…)

чистый – (….) трусливый – (….)

быстрый – (….) горячий – (….)

тихо – (….) хорошо – (….)

подниматься – (….) давать – (….)

добро – (….) друг – (…)

молодой – (….) грустный – (….)

Логопед: Умнички, все слова назвали верно, открываем букву (В).

Логопед: Продолжаем дальше. Зимой, по сложившейся традиции, мы с вами отмечаем праздник Новый год (Слайд №14) и Рождество (Слайд №15) - волшебный праздник, такой же чистый и лучистый, как снег.

Кстати, давайте поиграем со словом СНЕГ (Слайд №16). Дети придумывают слова (снегопад, снежинка, подснежник, Снегурочка и т.д)

Молодцы, мы может открыть последнюю букву нашего Волшебного слова (Е).

Логопед: Одна буква осталась неоткрытой, и не спроста. Давайте откроем и посмотрим, что там.

Дети: Это мягкий знак, он не имеет звука и служит для смягчения согласных.

Логопед: Правильно. Молодцы. Какое отличное, волшебное слово Пожелание загадало нам Солнышко.

Логопед: И я тоже хочу пожелать вам, ребята и вам, дорогие гости – крепкого здоровья, мира, благополучия и удачи во всех начинаниях!!!

Солнышко: (Слайд №17). Дети, огромное вам спасибо за работу, вы все большие молодцы, отлично справились со всеми заданиями, обещанный приз от меня ждет вас в группе. Всего вам доброго!

(Слайд №18)- МОЛОДЦЫ!

Логопед: По русской народной традиции гостей принято провожать с подарками, позвольте, дорогие гости, угостить вас конфетами!

Конец занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»

Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»...

Конспект совместного мероприятия детей и родителей на тему: «Семья и семейные традиции»

Конспект совместного мероприятия детей и родителей на тему: "Семья и семейные традиции"...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Детско-родительский проект для детей старшей группы на тему: «Семейные традиции». 2021 год

Цель:Формирование представления у детей о семейных традициях.Задачи:развивать интерес к семейным традициям, реликвиям;обогащать словарный запас детей новыми терминами; развивать связную речь, тво...

Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Семейные традиции»

Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности ксвоей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности....