Конспект итогового занятия для детей с ТНР по теме «Семейные и народные традиции».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект итогового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Семейные и народные традиции».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
по теме «Семейные и народные традиции».
Выполнила:
Учитель-логопед Макарова Е.В.
г. Нижний Новгород
2024г.
Коррекционно-образовательные цели. Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте, звукопроизношению, связной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие эмоциональной, выразительной монологической и диалогической речи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей моторики. Развитие словесно-логического мышления у детей.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям. Воспитание у детей чувства важности сохранения семейных традиций.
Цель: Формировать у детей духовно-нравственное отношение к семье и традициям своего народа.
Задачи: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
- Систематизировать представления о семейных традициях, активизировать и актуализировать словарь по теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).
- Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.
- Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
- Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
- Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
- Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин, иллюстраций с изображением семьи и семейных традиций.
- Чтение сказок и рассказов про семью и традиции
- Разучивание и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
- Знакомство с народными праздниками и традициями.
- Разучивание стихов.
- Составление коротких рассказов о народных праздниках и традициях
- Просмотр презентаций и фильмов о семейных традициях и праздниках.
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска, ноутбук, мольберт, ребусы, набор букв, символы звуков, магниты, мяч.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте уважаемые гости, позвольте представить вашему вниманию итоговое занятие по теме «Семейные и народные традиции». (Слайд №1)
В качестве эпиграфа к занятию я взяла высказывание Л.Н. Толстого «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, обречена на вымирание», мы полностью согласны с этим. Наша страна богата народными традициями и праздниками и очень радостно, что многие из них возрождаются.
Дети заходят в зал (звучит музыка) и обращают внимание на педагога, сидящего с книгой.
Ребенок: Елена Викторовна, а что это вы рассматриваете?
Логопед: Рассматриваю альбом с семейными фото. У каждой семьи сложились свои традиции. Проходите, присаживайтесь на стульчики, поговорим об этом подробнее.
- Ребята, а как вы понимаете слово «Традиция?»
Дети:
Традиция– это когда из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи и обычаи.
- например, традиция встречать Новый год всей семьёй, дни Рождения
- летом вместе ездить на море,
- вместе проводить выходные, выезжать всей семьей на природу,
- Сегодня мы расскажем про Масленицу- любимый семейный праздник, который отмечается весной (Слайд №2).
В этот праздник все стремятся, Долго дома не сидеть, А на ярмарку все мчатся, Представления смотреть. | Выступают скоморохи, Пекут вкусные блины, Раз в году бывает праздник, В завершении зимы! |
Масленица, Масленица! | Значит, будем наедаться, |
Масленицу привечайте, | Солнце по небу катилось |
Масленица шумная, праздник удалой! В этот день прощаемся, зимушка, с тобой. | Солнце, круглое, как блин, Улыбаясь светит. Рады теплой встречи с ним взрослые и дети. |
Солнце: (голосом Солнце говорит на слайде №3)
Дорогие дети, верно вы рассказали- Масленица это конец зимним холодам и стуже, начало весны и тепла. Я так радо, что вы про меня вспомнили, стихи рассказали. За это я вам приготовило сюрприз, но, чтобы его получить, вам придется выполнить все задания и разгадать Волшебное слово-Пожелание.
Логопед: Ну что же, поможем солнышку отгадать Волшебное слово?
За каждое выполненное задание мы сможем открыть одну букву нашего слова. Итак, первое задание «Думай-отвечай» (Слайд №4), только помните, ребята, перебивать друг друга нельзя и отвечать нужно полным предложением.
Игра «Думай-отвечай»
- Мы видим буквы или звуки?
- Из чего состоит написанное слово?
- Назовите мягкий согласный звук в слове почка.
- Назовите слово парк без звука к.
- Какой согласный звук два раза встречается в слове сосулька!
- Кто "папа" ягнёнка?
- Назовите четвёртое слово: птица – гнездо, человек – ...
- Как называется время суток после дня?
- Какой месяц находится между мартом и маем?
***********************************
- Мы слышим звуки или буквы?
- Из чего состоит сказанное слово?
- Какой твёрдый согласный звук есть в слове дерево!
- Назовите слово коса без звука к.
- Какой звук дважды встречается в слове планета!
- Кто "мама" жеребёнка?
- Назовите четвёртое слово: ботинок – шнурок, пальто – ...
- Какой месяц следует за февралем?
- Как называется время суток между утром и вечером?
Логопед: Умнички, молодцы. Итак, мы с вами рассказали про одну семейную традицию – Отмечать масленицу всей семьей и можем открыть первую букву нашего Волшебного слова. - (З)
Логопед: Весной мы празднуем с вами празднуем Великий Светлый праздник, название которого нам придется расшифровать. (Слайд №5)
Логопед: Все верно отгадали, а теперь предлагаю вам выложить схему этого слова. (Дети выкладывают звуковую схему слова на магнитной доске).
Логопед: Молодцы, можем смело открыть следующую букву нашего слова. - (Д).
Логопед: Дети, подскажите, пожалуйста, какой семейный праздник празднуется летом? («День любви, семьи и верности!») (Слайд №6). Верно, мы с вами много говорили про этот праздник, смотрели презентацию и фильм.
Логопед: Ребята, расскажите, что же такое семья?
Семья – это счастье, любовь и удача, | Семья – это праздник, семейные даты, Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, |
Семья – это труд, друг о друге забота, | Но счастливо жить одному невозможно! |
Что может быть семьи дороже? | Отец и мать, и дети дружно |
Малыш для старших как любимец, | Любите! И цените счастье! |
Логопед: Какие замечательные стихи, спасибо вам. Ребята, а я предлагаю вам выполнить следующее задание - разгадать ребусы (Слайд №7):
1. (ЛЮБОВЬ) 2. (ДОБРОТА)
3. (ДРУЖБА) 4. (СОВЕСТЬ)
Логопед: Какие замечательные слова мы с вами отгадали, все эти слова обозначают душевные качества человека, без которых невозможно построить и сохранить семью и мы с вами всегда должны об этом помнить!
А теперь можем смело открывать еще одну букву нашего Волшебного слова. (О)
Логопед: Ребята, предлагаю вам собрать и прочесть пословицу про семью (Слайд №8).
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
«Дерево держится корнями, а человек семьей»
Логопед: Молодцы, отлично справились с заданием. Открываем 4 букву нашего слова. (Р).
Логопед: Дети, а вы знали, что и слова могут между собой дружить? Давайте поиграем в игру «Слова-приятели» (Слайд №9).
СЛОВА-ПРИЯТЕЛИ»
- судно – волна – корабль;
- дрова – пламя – огонь;
- страх – смех – ужас;
- танцевать – плясать – петь;
- стараться – пытаться – трудиться;
- стучать – звонить – барабанить;
- приятель - друг - враг;
- грусть - радость - печаль;
- труд - завод - работа;
- бежать - мчаться - идти;
- думать - хотеть - размышлять;
- шагать - сидеть - ступать;
- слушать - глядеть - смотреть;
- трусливый - тихий - пугливый;
Логопед: Отлично поиграли, Все слова верно подружили! Кстати, как по- другому называются слова-приятели? (Дети называют слова-синонимы). Открываем 5 букву (О).
Игра с мячом «Звуковая чехарда» (Слайд №10)
Логопед: Я буду называть словосочетания. А вы преобразуете эти слова в цветную геометрическую фигуру, по первым звукам слов в словосочетании. Например: «Солнечная погода- Синий прямоугольник».
- Железнодорожные пути
- Грецкий орех
- Черничный торт
- Генеральная репетиция
- Кулинарная книга
- Жесткий ответ
- Золотая оправа
- Солнечная погода
- Забывчивый товарищ
- Космическая ракета
- Чудесное Рождество
- Серебряное кольцо
Логопед: Отлично поиграли, продолжаем дальше отгадывать наше волшебное слово.
Логопед: Осенью в каждой семье, отмечают ДЕНЬ ЗНАНИЙ (Слайд №11), этот праздник стал нашей традицией. Сейчас мы с вами заглянем в одну семью….(Слайд №12)
Сценка « ОПЯТЬ ДВОЙКА»
Расставляются атрибуты, выходят все герои по своим местам: Папа в халате, сидя в кресле, читает газету, Мама стирает в тазике белье. Ученик стоит в стороне, на спине ранец. Оператор с камерой " снимает".
Режиссер : Дубль первый!
Под грустную музыку Сын подходит к Маме и говорит грустно, медленно нараспев: Мама, я получил двойку...
Мама с места медленно нараспев кричит Отцу: Отец, наш сын получил двойку!
Отец( так же нараспев): Как?! Наш сын получил двойку?! Где мой ремень?
Вдруг Режиссер кричит и машет руками: Стоп! Стоп! Стоп! Что- то здесь не то.
( чешет затылок, думает): Точно! Нужно что- нибудь повеселее!
-- Дубль второй!
Музыка меняется на Рок-н-ролл. Сын пританцовывая, подбегает к Маме и кричит весело и задорно: Мама! Я получил двойку!!
Мама под музыку крутит полотенцем над головой и так же кричит:
Отец! Наш сын получил двойку!
Отец встает с кресла и, танцуя твист, так же весело кричит:
Как?! Наш сын получил двойку?! Где мой ремень? (и продолжает танцевать).
Вдруг Режиссер снова кричит и машет:
Стоп! Стоп! Стоп! Что- то здесь не то.. Точно! Нужно что- нибудь.. ..поспортивней!
-- Дубль третий!
Музыка Дунаевский " Веселый ветер". Сын шагает спортивным шагом, делает зарядку и подходит к Маме. Продолжая шагать , говорит под музыку:
Мама! Я получил двойку!
Мама (стирает под музыку и шагает на месте):
Отец! Наш сын получил двойку!
Отец ( шагает , приседает и тд и говорит под музыку) :
Как!? Наш сын получил двойку?! Где мой ремень?
Вновь Режиссер кричит и машет:
Стоп! Стоп! Стоп! Что- то здесь не то... Точно! Нужно что- нибудь потрагичней !
-- Дубль четвертый!
Звучит трагическая музыка. Сын , опустив голову, еле передвигая ноги, идет с Маме:
Мама... Я ... Получил.... Двойку....
Мама( протягивая руки к Отцу, говорит нараспев трагично):
Отец!! Наш сын!!! Получил!!! Двойку!!
Отец так же медленно и нараспев :
Как!? Наш сын!! Получил! Двойку??! Где мой.. Валидол?( и падает в обморок)
Режиссер: Стоп! Стоп! Стоп! Что- то здесь не то!
Режиссер поворачивается к артистам, а те падают в обморок. Он берется за голову. Артисты выходят на поклон под музыку «Кинопанорамы».
Логопед: Замечательная сценка, но я так думаю, что с вами такая ситуация не произойдет. Ведь мы с вами многому научились и вряд ли вы будете получать двойки, верно?
Чтобы открыть следующую букву, нам с вами придется выполнить задание «Скажи наоборот» (Слайд №13).
«Скажи наоборот»
толстый – (….) высокий – (….)
широкий – (….) длинный – (….)
мокрый – (….) твёрдый – (….)
начало – (….) ночь – (…)
чистый – (….) трусливый – (….)
быстрый – (….) горячий – (….)
тихо – (….) хорошо – (….)
подниматься – (….) давать – (….)
добро – (….) друг – (…)
молодой – (….) грустный – (….)
Логопед: Умнички, все слова назвали верно, открываем букву (В).
Логопед: Продолжаем дальше. Зимой, по сложившейся традиции, мы с вами отмечаем праздник Новый год (Слайд №14) и Рождество (Слайд №15) - волшебный праздник, такой же чистый и лучистый, как снег.
Кстати, давайте поиграем со словом СНЕГ (Слайд №16). Дети придумывают слова (снегопад, снежинка, подснежник, Снегурочка и т.д)
Молодцы, мы может открыть последнюю букву нашего Волшебного слова (Е).
Логопед: Одна буква осталась неоткрытой, и не спроста. Давайте откроем и посмотрим, что там.
Дети: Это мягкий знак, он не имеет звука и служит для смягчения согласных.
Логопед: Правильно. Молодцы. Какое отличное, волшебное слово Пожелание загадало нам Солнышко.
Логопед: И я тоже хочу пожелать вам, ребята и вам, дорогие гости – крепкого здоровья, мира, благополучия и удачи во всех начинаниях!!!
Солнышко: (Слайд №17). Дети, огромное вам спасибо за работу, вы все большие молодцы, отлично справились со всеми заданиями, обещанный приз от меня ждет вас в группе. Всего вам доброго!
(Слайд №18)- МОЛОДЦЫ!
Логопед: По русской народной традиции гостей принято провожать с подарками, позвольте, дорогие гости, угостить вас конфетами!
Конец занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»
Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»...

Конспект совместного мероприятия детей и родителей на тему: «Семья и семейные традиции»
Конспект совместного мероприятия детей и родителей на тему: "Семья и семейные традиции"...

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»
Чтение художественной литературы...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Детско-родительский проект для детей старшей группы на тему: «Семейные традиции». 2021 год
Цель:Формирование представления у детей о семейных традициях.Задачи:развивать интерес к семейным традициям, реликвиям;обогащать словарный запас детей новыми терминами; развивать связную речь, тво...

Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Семейные традиции»
Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности ксвоей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности....
