Консультация для педагогов ДОУ на тему "«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»"
консультация по логопедии
Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития).
В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи - восьми лет.
Рассмотрим формирование грамматического строя в соответствии с ФОП ДО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя . Морфологическая система – это умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Педагогам ДОУ необходимо соблюдать принципы в работе: 1 ) учитывать детский возраст в своей группе; 2) соблюдать все требования образовательной программы; 3) владеть навыками и технологиями обучения грамотной речи; 4) иметь методическую копилку и дидактический развивающий материал.
Разные стороны грамматического строя языка ребёнок дошкольного возраста усваивает по-разному: Младший возраст: СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Средний возраст: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ; СЛОВОТВОРЧЕСТВО
Старший возраст: ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ АНАЛИЗ; СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подготовительный возраст: ОСОЗНАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРОИЗВОДНЫМИ СЛОВАМИ, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
Формирование грамматического строя языка на каждом возрастном этапе жизни ребёнка: Третий год жизни освоение морфологических категорий (изменение его по родам, числам, падежам); словоизменение и освоение диалогической формы речи, инициативных высказываний; активное использование грамматических категорий: род, число, время, лицо; умение говорить простыми распространёнными предложениями.
Четвёртый год жизни - С ловообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря; - Ф ормирование высказываний; -Ф ормирование умения изменять слова по падежам, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, употреблять предлоги (в, на, за, под, около) и глаголы; П оследовательность работы над формированием синтаксических умений у детей 3-4 лет: учить детей односложно отвечать на вопросы; учить строить простое предложение; учить оформлять и распространять простое предложение (с помощью воспитателя) за счёт однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; обучение составлению сложных предложений.
Пятый год жизни -Развивать умение употреблять формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных; -Обучать согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; -Обучать использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.
Шестой/седьмой год жизни -Овладение способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний; -Формирование умения правильно пользоваться существительными ; -Закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными и числительными; -Совершенствование разных форм словоизменения и словообразования, осознанного употребления предлогов
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями : 1) Обучение проводится на занятиях: занятия во всех группах носят характер дидактических игр и упражнений с наглядным материалом и без него; игры и упражнения занимают 5-10 минут; для занятия выбирается только одна задача ; узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.
2) Следить за речью детей нужно и в процессе их повседневной жизни. образец правильной речи играет важную роль на первоначальных этапах обучения ; для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ; речь воспитателя должна быть грамматически правильной, богатой , содержательной , образной.
Методы формирования грамматически правильной речи . • дидактические игры; • компьютерные игры; • игры-драматизации; • словесные упражнения; • рассматривание картин; • пересказ коротких рассказов и сказок.
Своевременное умственное воспитание + речевое воспитание + правильное сочетание различных форм работы = успешное формирование грамматической стороны речи у детей
Дидактические Дидактические игры на прогулке игры на (картотека формирование по Нищевой ) грам. строя речи
К онспект семинара «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда, на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредствам кинетического песка."
Опыт педагогической работы учителя-логопеда, который может быть использован коллегами....

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»...

Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...
Консультация для педагогов «Организация игр-занятий по грамматическому строю речи в младшем дошкольном возрасте»
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис...

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО»
Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социаль...

Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях....

