Конспект игротеки по обучению грамоте "Буквоград"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Илюхина Ольга Сергеевна

Конспект Игротеки по обучению грамоте из серии занятий "Буквоград" в подготовительной к школе группе на тему "Согласный звук Ч, буква Чч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_bukvograd_zvu_ch.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Илюхина Ольга Сергеевна

МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 19 «Ласточка» города Новоалтайска Алтайского края        

Игротека по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной к школе группе (согласный звук [ч], букваЧч)

Цель – ознакомить с согласным звуком [Ч], буквой Чч. Профилактика нарушений письменной речи.

Задачи:

1. Образовательные:

- выработать навык четкого произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах, предложениях, чистоговорках;

- закреплять представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков;

- формировать умение находить новую букву среди других букв алфавита;

- совершенствовать навыки печатания буквы.

2. Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие, зрительныйгнозис, конструктивныйпраксис;

- развивать мелкую моторику, координацию движений;

- создавать условия способствующие  развитию творческого воображения, подражательности.

3. Воспитательные:

- формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность;

- воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа: повторение признаков согласных звуков и букв.

Материал и оборудование:

- железная дорога с поездом, игрушка Чебурашка, прописи, синие и простые карандаши, материалы для определения места звука в слове, разрезная азбука;

- предметные картинки: чемодан, часы, черепаха.

Ход игротеки «Буквоград»:

Введение в игру.

Педагог: Добрый день ребята, смотрите, что это у нас на ковре?

Это железная дорога и поезд. Давайте представим, что сегодня мы отправляемся в путешествие в страну «Буквоград». Представим, что мы стоим на перроне вокзала, поезд едет по рельсам, какой звук мы слышим?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, молодцы.К нам сегодня в гости из сказочной страны приехал Чебурашка. Угадайте, что он взял с собой:

Когда лежу на месте, не раскрывая рта,

Во мне, скажу, по чести, такая пустота!

Скорей, скорей бы лето!И люди будут класть

Дорожные предметы в мою большую пасть.

Мне, видно от рожденья такой характер дан,

Что я люблю движенье, на то я…(чемодан).

Ответы детей.

Педагог показывает игрушечный чемодан.

Педагог: Ребята, какой звук вы слышите в словах Чебурашка, чух-чух-чух, чемодан? Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Ответы детей.

Основная часть.

Педагог: Ребята, посмотрите, что нам привез Чебурашка в своем чемодане.

Педагог достает из чемодана картинку с артикуляционным укладом звука [Ч].

Показ и объяснение:

Посмотрите на картинку, а потом на меня и послушайте, как я произнесу звук [Ч]. Язык находится за верхними зубами, губы округлены. Воздух на своем пути встречает препятствие. Дети повторяют звук по одному и хором.

Педагог: Вы почувствовали во рту преграду? Какая это преграда? Как вы думаете, какой это звук?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, расскажите Чебурашке чем звук отличается от буквы? И какие характеристики имеет звук?Согласный звук бывает глухой и звонкий, твердый и мягкий. Давайте определим, какой характер у звука [Ч]. Приложите руку к горлышку и произнесите этот звук. Звук [Ч] глухой и мягкий, причем он всегда мягкий. И он будет жить только в зеленом домике.

Педагог: Ребята, давайте научим Чебурашку произносить правильно звук [Ч]. Я вам буду зачитывать чистоговорки, а вы за мной повторять и стараться четко произносить этот звук:

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – огонь горит в печи.

Че-че-че – ворона на плече.

Педагог: Молодцы, вы очень старались.А теперь предлагаю вам взять стульчики и пройти за столы, научим Чебурашку выделять звук [Ч] в слове.

Игра «Хитрый звук».

Педагог: Ребята, наш хитрый звук [Ч] спрятался от нас в разных позициях слова. Сейчас я вам буду называть слова, а вы внимательно слушать и определять позицию звука в слове. Если вы услышите звук [Ч] в начале слова – вы берете желтую фишку, если в середине слова – зеленую, если в конце – синюю фишку: куча, чудак, точка, кирпич, тучка, кулич, час, почка, стучу.  

Игра «Самый быстрый».

Педагог: А теперь давайте проведем соревнования. Я прочитаю стихотворение, вы послушаете его внимательно и возьмете себе столько фишек, сколько слов со звуком [Ч] услышите: Победит тот, кто будет слушать очень внимательно:

Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает.

Дети берут из контейнера фишки. Педагог проверят сколько фишек у каждого ребенка.

Педагог: Давайте определим, кто же стал победителем. Сколько фишек нужно было взять? Перечислите и сосчитайте слова со звуком [Ч].

Ответы детей.

Игра «Доскажи словечко».

Педагог: Ребята, Чебурашка в своем чемодане привез нам еще одну игру. Я вам буду зачитывать стихотворения, а вы дополнять пропущенное слово и определять с какого звука оно начинается:

У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются … (часы).

Педагог выставляет предметную картинку с правильным ответом.

Кто же это ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходит … (черепаха).

Педагог выставляет предметную картинку с правильным ответом.

Игра «Скажи ласково».

Педагог: Ребята, Чебурашка нам приготовил следующее испытание. Перед детьми поднос с различными предметами и игрушками. Педагог предлагает назвать каждый предмет ласково:

Ложка - … (ложечка);

Носок - … (носочек);

Мяч - … (мячик);

Заяц - … (зайчик);

Пуговица - … (пуговичка);

Собака - … (собачка).

Педагог: Вот видите, ребята, какой у нас волшебный звук. Каждое слово с ним превращается в ласковое, доброе, улыбчивое. Ну вот мы с вами и добрались до города букв. Смотрите, стоит домик, в нем живет буква. Как вы думаете, какая буква живет в этом домике?

Ответы детей.

Педагог зачитывает стихотворение:

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Педагог: Давайте найдем букву Ч в алфавите. Педагог демонстрирует детям плакат с алфавитом. Дети находят знакомую букву.

Ребята, скажите какая у нас буква Ч? Почему она синяя? Из чего она состоит?

Ответы детей.

Активная игра.

Педагог приглашает детей на ковер, рассыпает разрезную азбуку и просит детей помочь Чебурашке найти все буквы Ч.Дети выполняют задание.

Педагог приглашает детей сесть за столы, помощники раздают прописи, которые им привез Чебурашка в своем чемодане, и карандаши. Дети обводят по контуру печатные буквы Ч, затем прописывают букву самостоятельно.

Рефлексия игры.

Педагог: Вы очень старались и дружно играли. Все большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

конспект занятия по обучению грамоте " Приглашаю в игротеку"

В содержание коспекта входит учебный материал на закрепление  букв и восприятие звуков русской азбуки. Занятие -игра....

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Игротека по обучению грамоте «Буквоград» с детьми в подготовительной к школе группе «Знакомство с согласным звуком [Ф], буквой Фф)

Игротека по обучению грамоте «Буквоград» с детьми в подготовительной к школе группе «Знакомство с согласным звуком [Ф], буквой Фф)...