Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ
методическая разработка по логопедии
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Родничок»
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе
учителя-логопеда в ДОУ
Учитель-логопед
Альбина Флюра Шарифулловна
2024 г.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба
должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность,
здоровье, полноценную и радостную жизнь»
Гиппократ
ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач.
В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.
В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, имеют проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышление.
В настоящее время в системе образования происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, что побуждает специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, общении и поведении. Преодоление нарушений речи в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка.
Поэтому перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей. Для этого требуется понимание сути речевого расстройства, осмысленный подход к работе, постепенное формирование у ребенка прочных навыков. А также необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты, поскольку формирование правильной речи – это часто сложный и трудоемкий для ребенка процесс.
Решению этих проблем поможет использование здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих технологий: разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, артикуляционная гимнастика, гимнастика ортопедическая, самомассаж.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно-игровые треннинги, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье».
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. В коррекционной работе с детьми мною используются следующие здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, мимическая гимнастика, самомассаж, Су-Джок терапия, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика, элементы логоритмики и фонеритмики, песочная терапия, гимнастика для глаз.
Все перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3 – 5 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
В нашем детском саду имеется программно – методическое обеспечение технологии «БОС - здоровье». Это компьютерная здоровьесберегающая технология разработана российским ученым - физиологом, кандидатом биологических наук А.А. Сметанкиным. Данная технология позволяет выработать навык правильного дыхания – диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Данная технология оказывает как лечебно-оздоровительное, так и коррекционное воздействие на ребёнка.
Логотерапевтический комплекс БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. Данная технология может применяться при различных речевых нарушениях, особенно она полезна при заикании.
Мимическая гимнастика и психогимнастика.
Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека.
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в мышцах, иннервируемых тройничным (жевательные, височные, крыловидные) и лицевым нервом (круговая мышца рта, скуловая и др.)
При выполнении мимической гимнастики дети учатся понимать состояние человека по экспрессии лица или в контекстной ситуации, развивают умение воспроизводить мимические позы.
На этапе адаптации детей к логопедическим занятиям, в качестве динамической паузы, активно используется психогимнастика. Это эффективное средство для оптимизации языка тела. Детям предлагаются различные игры, этюды, в основе которых лежит двигательная экспрессия. Необходимо выразить какой-либо образ, наполнив его эмоциональным содержанием. В процессе работы сокращается эмоциональная дистанция между детьми, возникает чувство безопасности.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Это также гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего влияет на нервную систему малыша, помогает ребёнку снять общую усталость. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два – три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 - 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.
Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная комбинация, а также развитие речевой и творческой сфер.
Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и биоэнергопластика.
Цель - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
Артикуляторная гимнастика - ключевой момент в логопедической работе. Её целевой ориентир - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, а также разработка артикуляторной моторики, укрепление соответствующих групп мышц, улучшение точности движения. При выборе упражнений для артикуляторной гимнастики учитывается механизм дефектного звука, но ключевым моментом является тонус мышц. Он может быть нормальным, повышенным (гипертонус ) и пониженным (гипотонус). При спастичности мышц упор должен делаться на динамические упражнения, а при паретичности - на статические. После систематических занятий артикуляторной гимнастикой у детей повышается объём и сила мышц, улучшается иннервация.
Гимнастика проводится мною на каждом занятии. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно со II в. до н. э. Специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь, т.к. движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био-человек как биологический объект; энергия - сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика- пластичное, гибкое движение.
В момент выполнения артикуляционного движения, рука дублирует положение губ или языка. Это компенсирует дискоординацию пальцевой моторики и органов артикуляции, формирует кинестетические ощущения. Биоэнергопластика используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков и коррекции фонематического слуха, т.к. требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. Многие исследователи относят кисть руки к речевому аппарату, т.к. центр экспрессивной речи (зона Брока) находится на двигательных моторных полях коры головного мозга. Поэтому, чтобы научить ребёнка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.
Использование Су-джок терапии в коррекционно-речевой практике.
Су - джок терапия один из известных общеоздоровительных методов. Стимуляция пальчиковых рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему является эффективным средством воздействия на речевые зоны коры головного мозга.
За речь человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную и импрессивную речь, и зона Брока, в которой формируется моторная программа речи, т.е. экспрессивная речь. По теории су-джок это верхние фаланги пальцев. Массаж других участков кистей рук благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поскольку происходит прилив крови к конечностям и достигается благотворный эффект от массажа. Дополнение массажа скороговорками и чистоговорками синхронизирует работу обоих полушарий мозга.
В своей практике использую су-джок массажёры в виде массажных шариков, имеющих разную степень воздействия (интенсивную и чувствительную).
Песочная терапия.
Игры с песком, для детей с нарушениями речи, являются очень эффективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми. Во-первых, усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения (или как их ещё называют «гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Причём, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения! Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения эти рекомендуется делать ежедневно, в спокойной обстановке, по несколько минут. Главное – движения должны усложняться и частота их выполнения должна расти!
Гимнастика для глаз.
Глаза напрямую связаны с мозгом человека. От здоровья глаз зависит не только общее здоровье человека, но и функционирование мозга.
Ассиметрия зрения проявляется в остроте, величине поля зрения, способностях аккомодации. Ведущий глаз первым устанавливается на точке фиксации и управляет установкой неведущего. У ведущего глаза лучше развиты мышцы, управляющие его движением. В стрессовой ситуации ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется, соответственно ведущая «переферия» - рука, ухо, глаз перегружаются. Это особенно опасно для глаз дошкольников и младших школьников, укоторых формируется зрительный гнозис (звукобуквенный, цифровой, пространственный).
При нарушениях зрения притормаживается развитие зрительного восприятия, которое в свою очередь усложняет процессы обучения.
Упражнения для глаз способствуют снятию статического напряжения, улучшают кровоснабжение, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости. Также тренируют способность глаза фокусировать, стимулируют сокращение и расслабление зрачков, что является профилактикой астигматизма.
Зрительную гимнастику провожу регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Для проведения зрительной гимнастики еще использую стихи, потешки.
Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Подводя итоги, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Проводимая работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:
• Формирует правильное дыхание;
• Развивает мелкую, общую и артикуляционную моторику;
• Развивает речевые умения и навыки;
• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
• Активизирует познавательный интерес;
• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
• Способствует повышению речевой активности.
Литература:
- Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.
- Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006
- Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М., 2009
- Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / М:2009.
- Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов»./ Логопед. 2004. №6.
- Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1.
- Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.
- Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.
- Панферова И.В., Л.Н. Филиппова «Преемственность в работе логопеда и других специалистов» Журнал «Логопед», 2007- №4.
11. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе.
Каждый педагог в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию дв...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного
Мероприятия, направленные на охрану и здоровье детей раннего возраста. Оснащение кабинета учителя-дефектолога, формы и виды деятельности коррекционно-оздаровительного направления, используемые на корр...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности.
Внедрение здоровьесберегающих тех¬нологий в ДОУ компенсирующего вида обусловлено необходимостью повы¬шения эффективности коррекционно- развивающей работы с детьми с ОНР....
Ритмотерапия как здоровьесберегающая технология а коррекционно-развивающей работе с детьми с диагнозом "ранний детский аутизм"
В данной работе ритмотерапия рассмотрена как здоровьесберегающая технология и как форма воздействия и общения с аутичным ребенком...
Инновационный педагогический проект "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе. "Я здоровым быть хочу - я здоровье сберегу"
Охрана и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено...

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе"
Мастер-класс...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В презентации представлена коррекционная работа учителя логопеда в группе детей с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий.Определены цели,задачи, принципы и направления развити...
